Культура и медицина народов Средней Азии. Ибн Сина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Аравийский полуостров стал отправной точкой для расселения арабских племен. Благодаря значительныв водным ресурсам в южной части полуострова в первом тысячелетии до н.э. сложилась развитая земледельческая культура, на основе которй возникли первые арабские города-государства. Развитию южных районов способствовали: земледелие, добыча золота, производство благовоний,

Содержание

1) Вступление
2) Характеристика эпохи
3) Арабская культура
4) Пророк Мухаммад и становление религии
5) Образование
6) Представление о болезни
7) Лечение
8) Строение человеческого тела
9) Хирургия
10) Ибн Сина и его вклад в медицину
11) Заключение
12) Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Истории медицины на тему Культура и медицина народов Средней Азии. Ибн Сина.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пророк Мухаммад и становление религии.

 

«Родилась религия, которая стала одной из самых могущественных и жестоких религий в мире.

На Аравийском полуострове, на главном  караванном пути из Сирии в Йемен, у источника Земзем стоял торговый город Мекка. Площадь его, как  сказал один древний путешественник, была «не больше двойного полета стрелы в квадрате». Мекку строили в узкой долине. Слева и справа громоздились горы. Ни одинкупец не мог обойти эту долину, а значит и Мекку, если он отправлялся из Йемена в Сирию. Не было в Мекке ни хлебопашцев, ни садоводов, даже ремесленников было мало, а жили лишь одни торговые люди. Богатые купцы снаряжали караваны, бедные житили уходили погонщиками верблюдов с этими караванами, да и сами кое-чем приторговывали, стараясь пробиться к богатству.

Была большая выгода городу от своего храма. К храму ходили на поклон многие племена, называли его «запретным домом бога». А город, в котором храм находился, считали свящнным, запреным для войн, хотя жизнь кругом была неспокойной. Храм стоял рядом с базарной площадью и имел форму игральной кости – кубика. Он даже назывался «Куба», т.е. «игральная кость». По сторонам храма торчали идолы – грубо вырубленные каменные боги. Самый большой идол помещался внутри храма над колодцем. В этот колодец обычно складывали приношения – жертвы. В стену храма был вделан небольшой черный камень в полторы ладони. Этот камень, возможно, когда-то упал с неба, ему тоже поклонялись племена издавна.

В Мекке родился пророк Мухаммад.

Но сначала он не быо пророком, а был сиротой, бедным племянником  небогатого купца Абу Талиба. Потом он женился на зажиточной вдове Хадидже. Они прожили вместе двадцать лет, у них было несколько  детей. Особенно известной стала дочь Мухаммад Фатима. Могила жены Мухаммада находится на кладбище к северу от Мекки, она сохранилась и считается у мусульман священной.

В городе не было никаких законов. Если кто-то хотел сообщать горожанам  важное, он завирался на скалу около  площади и громко кричал. На крик сходились люди, выслушивали. Человека охраял не закон, не город, а род. Если тебя обижали, то вступались в защиту родственника. За убийство они мстили убийством, за обиду – обидой. В то время город Аравии отличался от деревни лишь по размерам. А жизнь в них была одинакова.

Род Мухаммада был заменит только бедгостью. Мухаммад не знал грамоты. В  юности он не читал ни одной книги. О жизни других стран и племен он помнил лишь понаслышке он приезжих людей. Он не думал, что до него были уже мудрейшие философы, были республики и империи. Вокруг себя в своем городе он видел толпы полунищих, оборванных бедняков и богатых людей, обвешивающих и обмеривающих, грешащих каждую секунду жизни своей.

«Ну как они могут жить так  жестоко, в беззаконии и грехе?» - думал Мухаммад, страдая за своих  соплеменников.

Часто в Мекку заезжали купцы  – евреи и христиане. От них  Мухаммад узнал о Боге. Бог был всемогущ. Он карал всякого, кто дурно жил на земле, и отсылал в рай для блаженства верующих.

«Так вот почему они грешат, мои  соплеменники, - они не знают о  Боге едином! Надо им обязательно внушить, рассказать о Боге, чтобы они одумались  и зажили по добрым законам.

Однажды ночью плоская луна маячила  в небе. И вдруг Мухаммаду показалось, что там, на высоте небосклона, появилась  огромная тень. Вот эта тень стала  приближаться, вот она совсем близко, на расстоянии двух выстрелов.

«Да это же дух! Сам дух спустился ко мне!» - вздрогнул Мухаммад. И подумал еще Мухаммад, что, значит не простой но смертный, таз отмечен «духом», посланным самим Богом – Аллахом.

«Я сделаюсь пророком, - понял Мухаммад, - так повелел мне Аллах. Пророками  были Моисей и Иисус, а теперь буду я».

Он рассказал о своем видении  жене, и жена поверила ему. Он рассказа племяннику Хадиджи. И племянник  тоже поверил. И двоюродный брат Мухаммада, Али, поверил в ведение.

Мухаммад решил обратьться ко всем жителям Мекки.

Рнанним утром он поднялся на скалу Сафа, находившуюся у восточного конца базарной площади, напротив Кабы, и начал созывать народ.

  • О утро! – кричал Мухаммад.

Этим криком предупреждали горожан  о готовящейся опасности.

Постепенно собралась небольшая  толпа.

И тогда  Мухаммад стал призывать ее к справедливасти, праведной жизни.

- За ваши  грехи вам грозят наказания  и муки после смерти! – говорил  он.

Как захохотала толпа! Какими словами она обругала своего будущего предводителя! Как  разозлились все эти люди за то, что Мухаммад оторвал их от дела из-зи пустяков!

И этот неграмотный  парень, который совсем недавно бродил по улицам оборванцем, который бегал  без штанов сопливым мальчиком мимо наших домов, который и разботагел-то, женившись на пожилой женщине, он смеет мнить себя пророком и говорить от имени Бога! Он уверяет всех, что Бог един, а на самом деле богов столько, сколько камней в храме, и они хороший доход приносят городу.

Но Мухаммад не успокоился. Он продолжал собирать бедных и  рассказывал им о своем  ведении, о том, как он понимает Бога.

Родные, даже те, которые не верили в Мухаммада, как в пророка, считали позором  не защитить своего родственника. Но позднее, когда умер дядя Мухаммада, его могли  просто убить.

На растоянии  пятнадцати переходов от Мекки было другое поселение -  Ятриб, которое Мухаммад потом переиенует в Медину (Город пророка). В это селение жили земледельцы. Им требовался законодатель и судья. В Медини жило несколько племен: язычники, христиане и евреи. Постоянно они враждовали. И когда язычники побеждали, христиане и евреи грозили им новым пророком – Мессией, который скоро придет на землю и расправится со всеми неверными. Тогда язычники из Медины решили перехитрить христиан и евреев. Они узнали, что в запретной для войн Мекке уже появился какой-то пророк.

-Надо нам пригласить его быстрее на свою сторону, пока не пронюхали о нем христиане и евреи, - решили они,

И однажды Мухамад вместе со своими друзьям-единоверцами тайно бужал  в Медину. Это случилось в 622 году. С этого года начинается мусульманское  летосчисление.

Совсем недавно Мухаммад говорил, что всюду власть в руках грешников  и что с властью надо бороться.

Теперь он сам стал главой города, властью. Сам стал вводить законы о послушании. Первые законы были просты. По первым законам мединцы были обязаны  называть его уважительно, а не так, как звали они друг друга.

Увеличилось число верующих, менялась жизнь Мухаммада. Он вводил один закон  за другим. Строго запретил пить всем верующим вино и играть в азартные игры, назвав это дьявольским делом.

Меккский храм Каба был объявлен «киблой всех мусульман», то есть стороной, куда поворачивались верующие во время молитвы. Молились в мечети, в открытом для неба храме. Председательствовал с жезлом в руках сам Мухаммад. После молитвы он вершил общественные дела, мирил рассорившихся, решал споры о наследстве.

Постепенно в подчинение ему  переходили все соседние села.

Мухаммад уверял, что сам он не придумал ни одного закона.

- Все законы, все наставления  передет ему Бог через архангела  Гавриила. Мухаммад лишь проводит  их в жизнь, - говорили друзья Мухаммада и он сам.

Вся Аравия лежала у ног Мухаммада.

Умер пророк внезапно, после короткой болезни, 8 июня 632 года. И хотя часто  он говорил, что сам он смертный человек, единоверцам трудно было в это  поверить. Могилу ему вырыли в одну ночь и похоронили на том же месте, где он умер.

Сначала могила Мухаммада едва возвышалась  над землей. Потом на этом месте  построили большую мечеть, а могилу заменили пышной гробницей.

 

Так возникла новая религия, которая  привнесла свою лепту в дальнейший характер развития арабской цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование.

 

««О назначении медицины.» Здоровье сохранять –

                                          Задача медицины.

                                                   Болезней суть понять

                                                   И устранять причины.»

                                                                       (Ибн Сина)

 

 Образование  в Халифате в значительной  степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две сферы: «арабские» и «иноземные».

 

«Арабские»  науки (грамматика, лексиконография  и др.) формировались в связи  с изучением хадисов и «Корана».

 

«Иноземные» науки были необходимы арабам в связи  с потребностями развивающегося общества и отражали их интересы: география была необходима для точного описания подвластных земель; история служила основой для изучения жизни Пророка; астрономия и математика уточняли священный календарь. Возрос интерес к медицине, которая со временем стала определяться как профессия.

Две сферы  изучения наук: 1) Откровение и 2) окружающий мир. Поэтому обучающийся врачеванию в исламе на ряду с теологией обязательно  изучал «иноземные» науки, включая  логику, что позволяло ему методично  анализировать причины болезней, ставить диагноз, определять прогно и  применять обособленное лечение. В этом смысле медицина средневекового арабоязычного Востока была тесно связана с окружающим миром и науками, его изучающими.

 

 Представления о болезни.

 

Представления о болезни у арабов формировались под влиянием древнегреческих учений о четырех субстанциях и четырех телесных соках. Согласно представлениям арабов, каждая из субстанций и жидкостей участвует в создании четырех качеств: тепла, холода, сухости и влажности, которые определяют темперамент каждого человека. Он может быть нормальным в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешанным» (разных степеней сложности). Если их равновесие нарушено, задача врача – восстановить первоначальное состояние.

 

Лечение.

 

Лечение внутренних болезней было комплексным. С одной  стороны, оно основывалось на достижениях  предшествующих цивилизаций, а с  другой – учитывало особенности  и достяжения культур арабского  мира. Начиналось оно с осмотра  больного: пальпации, исследования пульса, уриноскопии и определения заболевания, после чего назначался правильный режим и лекарственные средства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии  в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи лекарств. Первая из них появилась в Багдаде в 754 г. Быстро увеличился арсенал лекарственных средств. Алхимия открывала широкии возможности для получения лекарственных средств химическими путями. Алхимики арабоязычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт, которому дали название алкоголь. В результате к середине 13 века арабы знали более 3000 разных лекарств. Завоевав Пиринейский полуастров, они перенесли эти знания и навыки в Западную Европу.

 

 

Строение человеческого  тела.

 

Общеизвестно, что и христианская, и исламская религии не допускают вскрытия человеческого тела. Согласно исламсой традиции, умерший продолжает чувствовать боль; более того, в свой последний путь он должен отправляться без телесных повреждений. Поэтому анатомию продолжали изучать на животных, чаще человекообразных. Известны такие литературные источники как «Анатомия Мансура» - анатомия скелета, мышц, нервов, вен и аретерий с приложением пяти больших иллюстраций; «Канон» Ибн Сины и др. Таким образом, несмотря на религиозные ограничения на вскрытие человека, арабские ученые пришли к серьезным обобщениям в области анатомии. Однако незнание строения человеческого организма оставалось одной из серьезнейших проблем средневековой хирургии.

 

Хирургия.

 

Хирургия достигла заметного прогресса. Несмотря на строгие рилигиозные  ограничения, она продвинулась далеко вперед. Прежде всего это касается операций на глазах и успешных абдоменальных и акушерских вмешательств (которые в Древнем мире считались летельными), лечения травматических повреждений и вывихов. Необходимо отметить, что в арабских текстах описаны средства, вызывающие онемение и обезболивание, но природа их остается непонятной.

Собственная хирургическая практика является истиной для каждого  оперирующего врача. Самым выдаущимся хирургом того времени является Абу-л-Касим  Халаф или Аббас ал-Захрави.

По сравнению с хирургией  античности ал-Захрави сделал большой  шаг вперед. К его приорететам  относятся: применение кетгута в  абдоминальной хирургии и для  подкожных швов, шов ниткой с двумя  иглами, первое применение лежачего положения  при операциях на малом тазе. Ввел в хирургию запада операцию удаления катаракты.

Ал-Захрави разработал методику местного прижигания при хирургических операциях. Он широко ценил метод прижигания при помощи сигарет и успешно  использовал его для лечения  местных поражений кожи и других болезней.

Его в клад в медицину, а особонно в хирургию можно считать бесценным.

 

Биография Ибн  Сины и его вклад в медицину.

 

Огромную роль в развитии медицины сыграла научная и практическая деятельность Ибн Сины.

Ибн Сина принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии, обогативших мировую науку достижениями первостепенной важности. Труды Ибн Сины и его великого современника Абу Райхана Беруни знаменовали наивысшую ступень развития науки на средневековом Востоке.

Отец Ибн Сины, Абдаллах, был родом из Балха. В период правления саманидского эмира Нуха ибн Мансура (976-997) Абдаллах переехал в Бухару, где был назначен начальником сбора налогов с селения Хурмитан, недалеко от города Бухары. Затем он некоторое время жил в селении Авшана, там женился на девушке по имени Ситора. В начале месяца сафар 370 г. хиджры (вторая половина августа 980 г.) у них родился сын Хусейн (таково собственное имя Ибн Сины). Хусейну было около 5 лет, когда семья пересилилась в столичный город Бухару, являвшуюся тогда одним из крупнейших центров Востока. Мальчика отдали в школу.

Информация о работе Культура и медицина народов Средней Азии. Ибн Сина