Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:19, курсовая работа
Аравийский полуостров стал отправной точкой для расселения арабских племен. Благодаря значительныв водным ресурсам в южной части полуострова в первом тысячелетии до н.э. сложилась развитая земледельческая культура, на основе которй возникли первые арабские города-государства. Развитию южных районов способствовали: земледелие, добыча золота, производство благовоний,
1) Вступление
2) Характеристика эпохи
3) Арабская культура
4) Пророк Мухаммад и становление религии
5) Образование
6) Представление о болезни
7) Лечение
8) Строение человеческого тела
9) Хирургия
10) Ибн Сина и его вклад в медицину
11) Заключение
12) Список литературы
С раннего детства Ибн Сина обучался корану и адабу (сюда входили грамматика, стилистика и поэтика) к 10 годам жизни в обеих областях достиг совершенства. Кроме того, он изучал арифметику и алгебру, а потом под руководством своего домашнего учителя Абу Абдаллаха ан-Натили начал изучать логику, Евклидову геометрию и 'Альмагест' Птолемея. Однако скоро ан-Натили вынужден был признать, что исчерпал свой учебный материал и уже не в состоянии удовлетворить познавательный интерес мальчика, и Ибн Сина самостоятельно продолжал свое учение. Он с увлечением занялся изучением естественных наук, и прежде всего медицины. Одновременно занимался врачебной практикой - бесплатно лечил больных. В возрасти 17 лет Ибн Сина, как врач, пользовался в Бухаре такой славой, что был приглашен ко двору Нуха ибн Мансура, который долгое время болел, и лечившие его придворные врачи ничем не могли ему помочь. Ибн Сине удалось в короткий срок вылечить правителя, и в благодарность за это молодой ученый получил разрешение пользоваться дворцовой библиотекой, которая была одной из лучших и богатейших библиотек на всем Ближнем Востоке. В результате он расширил свои научные познания до грандиозных масштабов.
Основательно усвоив логику, естествознание, медицину и др. науки Ибн Сина перешел к метафизике, считавшейся тогда одним из основных разделов философии.
Завоевание Бухары Караханидами, падение династии Саманидов (999 г.) и последовавшие за этими событиями феодальные междоусобицы не позволили Ибн Сине продолжить свои научные занятия в Бухаре. В 1002 г. умер его отец. Все это побудило Ибн Сину покинуть родной город и отправиться в Хорезм, в Ургенч, где политическая обстановка была более благоприятной.
Жестокий правитель Гасни султан Махмуд (998-1030), который опирался в своей политике на реакционное духовенство и подавлял всякое проявление научного свободомыслия, стремился вклбчить богатые земли Хорезма в состав своего государства. Не желая попасть в подчинение этому правителю, Ибн Сина примерно 1010 - 1011 гг. тайно покинул Хорезм и отправился в Хорасан. Он прибыл в Гурган, феодальное княжество на юго-восточном побережье Каспийского моря. Здесь Ибн Сина познакомился с Абу Убейдом Джузджани, который стал его верным учеником, сопутствовавшим ему до конца его жизни. Джузджани записал со слов Ибн Сины его автобиографию, доведенную до прибытия ученого в Гурган. Он оставил нам и описание дольнейших событий жизни своего учителя. Благодаря этому мы распологаем достоверными сведениями о жизни и деятельности Ибн Сины.
В Гургане Ибн Сина возобновил научную работу и врачебную практику. Он приступил Первой книги своего главного труда по медицине - 'Канона врачебной науки' и др. сочинений. В 1014 г. Ибн Сина покидает Гурган и некоторое время живет в Рее и Казвине. Затем прибывает в Хамадан и поступает на службу к буидскому правителю Шамс ад-дауле (997-1021) с начала в качестве придворного врача, а за тем и визира. Здесь он написал многие свои произведения, начал работу над многотомной философской энциклопедией «Китаб аш-шифа» ('Книга исцеления').
В 1023 г. Ибн Сина переезжает в Исфаган и завершает там «Китаб аш-шифа», создает другие труды в том числе свою краткую философскую энциклопедию на персидском языке 'Даниш-наме' ('Книга знания').
Почти непрерывные скитания по городам Мавераннахра и Ирана, постоянный напряженный труд, бессонный ночи, неоднакратные тюремные заключения надломили организм ученого. Он страдал колитом, от которого он и умер в рамазане 428 г. (в июне 1037 г.) в возрасте 57 лет. Ибн Сина был похоронен в Хамадане, его могила сохранилась до наших дней.
Как подлинный ученый – энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология, 'физика' (т. е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др.
Однако Ибн Сина прославился главным образом благодаря своим трудам по философии и медицине.Из числа дошедших до нас филосовских трудов ученого упомянем «Книгу исцеления» («Китаб аш-шифа»), «Книгу спасения'» ('Китаб ан-наджат'), «Указания и наставления» («Ал-ишарат ва-т-танбихат») и «Книгу знания» ('Да-ниш-наме').
Ибн Сина использовал
все ценное, что было выработано
его предшественниками в
Определенный интерес
представляют работы Ибн Сины по психологии.
В этом вопросе он сделал большой
шаг к материализму, ибо впервые
пытался увязать отдельные виды
психической деятельности человека
с определенными частями головн
Общественно-политические взгляды великого философа свидетельствуют о том, что и в этой области он придерживался прогрессивных идеалов. Ибн Сина выступал за идеальное государство, население которого должно состоять из правителей, производителей и войска, и каждый должен заниматься полезной работой.
Ибн Сина с успехом занимался и другими науками. Он обладал широкими для своего времени познаниями в области химии, и ему приписываются несколько химических работ. Ибн Сина во многом содействовал последующему развитию химии, главным образом благодаря критике основного принципа алхимии, а именно, возможности превращения неблагородных металлов в благородные.
В области геологии он высказал оригинальную, близкую современной научной теории точку зрения на горообразование. По его мнению, горы образовались в результате 2 факторов: 1- поднятие земной коры во время сильных землетрясений, 2 - действие потока воды, которая в поисках пути делает большие углубления в долинах и этим самым обусловливает образование больших возвышенностей.
Ибн Сина много занимался и вопросами ботаники, ибо как врач, он не мог не уделять должного внимания изучению растений, имеющих целебные свойства. Карл Линней (1707-17078), учитывая заслуги Ибн Сины в области этой науки, назвал вечнозеленое тропическое растение его именем - Авиценния.
Значительный след оставил Ибн Сина и в области поэзии. Многие свои научные трактаты он написал стихами в размере раджаз. Кроме того им написано несколько произведений, которые оказали заметное влияние на последующую персоязычную литературу. Существует связь между посланием Ибн Сины 'Ат-тайр' ('Птица') и известной поэмой 'Фаридаддина Аттара' (12 век) 'Мантик ат-тайр' ('Разговор птиц'). Эта тема вводится в узбекскую литературу Алишером Навои (1414-1492).
Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По сведениям различных источников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, но из них сохранилось около 30 в степени 8. По содержанию их можно разделить (за исключением 'Канона') условно на три группы: 1) труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические вопросы; 2) труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов;3) труды по лекарствоведению.
Однако главным медицинским трудом Ибн Сины, принесшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является 'Канон врачебной науки'. Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней. В 'Каноне врачебной науки', а также в ряде специальных работ по лекарствоведению ('Книга о лекарствах при сердечных болезнях', 'О свойствах цикория', 'О свойствах уксуса - лида' и др.). Ибн Сина не только объединил разрозненный опыт прошлого и дополнил его результатами собственных наблюдений, но и сформировал ряд принципиальных положений рациональной формации. Если Ибн Аббаз (930-994) указывал на благоприятные условия проверки действия в больнице, то Ибн Сина предлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием у постели больного, постановку опытов на животных и даже некоторое подобие клинического испытания. При этом Ибн Сина считает наиболее надежным экспериментальный путь проверки действия лекарственных средств и предлагает 'условия', обеспечивающие 'чистоту эксперимента'. В 'Каноне врачебной науки' содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении.
Ибн Сина связывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств, полученных химическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские и среднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян ; Рази, Бируни и др.),была в дальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Ибн Сина описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения.В частности, с его именем связывают первое применение ртути, которая в 10 в. добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочное действие ртути описаны проявления ртутного стоматита. Из перечня лекарственных средств, приложенного к Книге второй 'Канона врачебной науки', около 150 значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи.
Являясь порождением древней
Творчесво Ибн Сины занимает
особое место в истории культуры.
Крупнейший врач и мыслитель своего
времени, он был признан уже
Из 274 трудов Ибн Сины медицине посвящено только 20. Тем не менее принято считать, что из всех областей знаний, которыми занимался Ибн Сина, наибольший вклад им внесен в медицину. Прежде всего 'Канон врачебной науки' принес ему всемирную славу и бессмертие. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).
В Книге первой
излагаются теоретические
Книга вторая - это капитальный свод сведений о лекарственных средствах, применявшихся в медицинской практике того времени. В ней дано свыше 800 лекарственных веществ растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения. Помимо лекарственных средств, производившихся в Средней Азии и в других странах Ближнего и Среднего Востока, автор указывает немало лекарств, привозимых из Индии, Китая, Греции, Африки, островов Средиземного моря и др. районов земного шара. Многие из них стали известны прямо или косвенно средневековой Европе по сочинениям Ибн Сины, что само по себе характеризует значение 'Канона' в истории лекарствоведения. Эта книга дает возможность ознакомиться не только с научной, но и с бытовой, народной медициной времени Ибн Сины. Многие лекарства, предложенные Ибн Синой, прочно вошли в фармакопею и применяются по сегодняшний день.
Информация о работе Культура и медицина народов Средней Азии. Ибн Сина