Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности формирования культуры поведения дошкольников с нарушением слуха.
Задачи исследования :
1.Рассмотреть культуру поведения дошкольников;
2. Дать характеристику дошкольникам с нарушением слуха;
3. Провести исследование:
4. Проанализировать результаты исследования;
5. Изучить методику формирования культуры поведения дошкольников с нарушением слуха.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения культуры поведения дошкольников
1.1.Понятие культуры поведения
1.2.Культура поведения детей дошкольного возраста и необходимость её воспитания
1.3.Воспитание культуры поведения детей в семье
1.4.Формирование культуры поведения в детском саду
Глава 2. Теоретические основы изучения культуры поведения дошкольников с нарушением слуха
1.1. Культура поведения детей дошкольного возраста с нарушением слуха
1.2. Воспитание культуры поведения детей с нарушением слуха в семье
1.3. Формирование культуры поведения детей с нарушением слуха в детском саду
Заключение
Список использованных источников
Далее, неприлично, сидя в театре, шелестеть фантиками от конфет, есть на месте или пить воду. Для этого имеются антракт и буфет. После действия нет необходимости бежать сломя голову в буфет. Можно спокойно придти и все успеть. Ребенку необходимо объяснить, почему, к примеру, в кино можно есть попкорн и пить кока-колу, а в театре нет. Нужно подробно и не один раз рассказывать ребенку о театре, о тех требованиях, которые предъявляются к его посетителям.
Особый разговор о поведении ребенка в транспорте. С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать к ним сострадания и сочувствия.
Следующее правило касается поведения ребенка на выставках и в музеях. Необходимо научить его не трогать ничего руками, не входить с мороженым и не подходить к экспонатам, присосавшись к бутылке с кока-колой. Быть внимательным и слушать экскурсовода. Для того чтобы было ребенку интересно, родителям необходимо проводить подготовительную работу. Заинтересовать ребенка, рассказать о выставке, сформировать потребность познакомиться с экспонатами. Тогда ребенку легче управлять своим поведением.
Еще одно правило поведения ребенка в доме, когда приходят гости. Это особая атмосфера и требует особого решения. Нельзя сказать однозначно, можно или нельзя ребенку сидеть за одним столом со взрослыми. На этот счет в педагогической среде существуют разные мнения, и у каждой точки зрения есть солидные авторы. Как мне кажется, сидение ребенка за общим столом нецелесообразно ни для него, ни для взрослых людей. Особенно, если на столе есть алкоголь. Необходимо объяснить ребенку, что стол для взрослых людей, а он, к примеру, будет приглашен на чай. Если детей несколько человек, можно сделать для них отдельный стол. Лучше в отдельной комнате. Его можно так же красиво сервировать, и дети не будут проситься за стол взрослых. Если правильно подготовиться, то застолье обоих столов будет органичным.
Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий. Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.
Формирование культуры поведения в детском саду
Первая младшая группа
Одна из задач воспитания детей
I младшей группы - формирование у них предпосылок
нравственного поведения и культурно-гигиенических
навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский
сад, отличаются друг от друга уровнем
воспитанности, владеют различными навыками
и только начинают привыкать к новой для
них обстановке. Ребенок младшей группы
испытывает особенно большую потребность
в постоянных контактах с взрослыми. От
того, как сложатся и будут развиваться
отношения малыша с взрослыми, во многом
зависит его взаимоотношения и культура
поведения при контактах с более широким
кругом людей.
Создание предпосылок культурного поведения
маленького ребенка ведется по нескольким
направлениям. Одно из них - формирование
умения играть и заниматься, гулять и принимать
пищу, спать во время тихого часа, одеваться
и умываться вместе с группой сверстников,
рядом с товарищами, т.е. в коллективе.
При этом у детей развивается чувство
коллективизма. Не менее важно привить
интерес к трудовой деятельности взрослых,
желание помочь им, а позднее и самостоятельно
выполнять несложные трудовые действия
по самообслуживанию.
Воспитание бережного отношения к игрушкам
и вещам, умение преодолевать небольшие
трудности и доводить дело до конца, чувство
благодарности за заботу и уход, послушание
и чувство симпатии, дружелюбие к детям
и взрослым - все это основополагающие
программные направления педагогической
работы воспитателя в I младшей группе
детского сада.
Важной задачей в работе с детьми I младшей
группы детского сада является воспитание
культурно-гигиенических навыков – опрятности,
аккуратности в быту, навыков культуры
еды, как неотъемлемой части культуры
поведения.
Надо помнить важную особенность формирования
навыков культурного поведения у малышей:
по мере овладения новыми действиями детям
хочется неоднократно их повторять. Иными
словами, малыши превращают эти действия
в игру. Воспитатель, видя это, включается
в игру и направляет действия ребенка
на закрепление навыка. Повторяя, таким
образом, приемы правильных действий,
маленькие дети начинают более тщательно
их выполнять.
Воспитание нравственных привычек осуществляется
в процессе постоянно усложняющихся взаимоотношений
детей друг с другом, в процессе их роста
и развития. Педагогу важно видеть, как
происходит нравственное развитие каждого
ребенка, как меняется проявления его
отношения к сверстникам, к правилам общественного
поведения. Для этого он гибко и целенаправленно
предлагает жизненные различные ситуации,
поощряет и доброжелательное отношение
детей к сверстникам. Кроме того, создает
различные ситуации как для выявления
уровня нравственного развития, так и
для формирования опыта доброжелательных
проявлений, которые охватывали бы различные
стороны жизни детей – игровую, трудовую,
учебную.
Для усвоения детьми более трудных правил
культурного поведения целесообразно
использовать коллективные игры-занятия,
игры-упражнения, игры- инсценировки. Они
помогают воспитателю выровнять уровень
овладения навыками каждым ребенком группы.
Через игры-занятия воспитатель может
в увлекательной форме не только раскрыть
содержание требований в необходимой
последовательности, но и связать эти
требования с конкретными поступками
малыша, это дает возможность закрепить
положительное отношение к их выполнению
в повседневной жизни.
Показанные и освоенные на занятиях действия
в результате постоянных упражнений в
повседневной деятельности перерастают
в устойчивые навыки культурного поведения.
В дальнейшем эти навыки дети начинают
использовать в самых разнообразных ситуациях.
В игры-занятия можно включить содержание
различных событий из жизни детей и их
поступков в этих событиях.
Планируя содержание нравственно направленных
игр-занятий, воспитатель основывается
на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая
изменения в развитии поведения детей,
он корректирует содержание игр-занятий
с учетом конкретных условий и возможностей
детей.
Вторая младшая группа
С переходом в эту группу программные
требования к воспитанию у них навыков
культуры поведения, планирование воспитательного
процесса, усложняется.
У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать
самостоятельность, умение преодолевать
небольшие трудности. Предъявляется сложные
требования к выполнению действий в ходе
режимных процессов, бережному отношению
к игрушкам, к труду старших. Воспитатель
большое внимание должен уделять формированию
у детей и выполнению ими правил вежливого
обращения, организованного поведения
в детском саду, на улице.
Планируя работу, педагог особое внимание
уделяет формированию таких качеств, как
чуткость, внимательность, предупредительность,
тактичность, которые помогут ребенку
видеть и различать состояние человека,
решив, как следует поступить в конкретном
случае, чтобы не причинить окружающим
неприятность.
Большие возможности для воспитания культуры
поведения представляет вечер. Это время
особенно доверительного общения воспитателя
с детьми, разговора по душам. Непосредственное
общение с воспитателем содействует укреплению
привязанности, доверия к нему ребенка
– важнейшего условия нравственного воспитания.
На вечерние час также могут быть запланированы
инсценировки несложных сюжетов с помощью
игрушек. Содержание таких сценок педагог
черпает из наблюдений, дети с интересом
воспринимают сценки из своей жизни.
Уровень развития детей 4-го года жизни
позволяет несколько усложнить программные
требования к нравственно направленным
играм-занятиям, играм- упражнениям, инсценировкам.
Теперь они строятся так, чтобы каждое
последующее упражнение опиралось на
приобретенный ранее опыт детей. Тем самым
обеспечивается более быстрое и прочное
усвоение навыка.
Принципом проведения игр становится
более широкое, комплексное воздействие
на сознание и нравственные чувства детей,
а также предоставление им возможности
упражняться в совершении нужных действий,
поступков. Постепенно детям предоставляется
все больше самостоятельность, минуя показ
действий, создается возможность для самостоятельных
упражнений в культурном поведении.
Чтобы достичь единства между представлениями
о том, как надо себя вести, и конкретным
поведением ребенка, следует широко использовать
упражнения игрового характера. Детей
очень увлекают, например, игры-упражнения
на закрепление правил этикета в общении
с окружающими взрослыми и детьми, в которых
используются кукольный театр, игрушки,
юмористические картинки, слайды, отрывки
из диафильмов и т.п.
Постепенно воспитатель вносит в игровые
уголки новые атрибуты, позволяющие развивать
содержание игр в соответствии с приобретенными
навыками культурного поведения. Например,
в игре-упражнении «Кукла Таня простудилась»
детям были показаны способы правильного
пользования носовым платком. Затем воспитатель
вложил чистые платочки куклам в карман.
Дети с удовольствием играют с «больными»
куклами и в результате через 2-3 недели
в большинстве своем овладевают навыки
правильного пользования носовым платком
и т.д.
Средняя группа
Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение.
Сочетание руководства самостоятельной
практической повседневной деятельности
детей в детском саду и дома с привлечением
их внимания к труду взрослых, общественному
значению этого труда содействует успешному
расширению задач воспитания уважения
к взрослым, культуры общения с ними.
Эта область воспитательной деятельности
требует, организации внимания детей к
взрослым, с которыми они ежедневно общаются.
Ведь именно по отношению к близким чаще
всего проявляется жизнь детей, они не
замечают заботы взрослых о них. Чтобы
это не произошло, нужно научить детей
видеть, понимать и оценивать труд взрослых,
их положительные действия и отношения.
Хорошее средство для этого – правильное
отображение таких действий в занятиях
и играх. Два-три нравственно направленных
занятия можно посвятить специально в
течении года специально уважения к окружающим
взрослым, прежде всего к родителям, педагогам,
няням.
Старшая группа
В старшем дошкольном возрасте
формирование нравственных качеств личности
и привычек культурного поведения активно
продолжается. Содержание педагогического
процесса на этом этапе составляет воспитание
уважения к родным и близким, привязанности
уважения к воспитателям, осознанного
стремления порадовать старших хорошими
поступками, желание быть полезным окружающим.
У детей старшей группы необходимо активно
и последовательно формировать дружеские
взаимоотношения, привычку играть и заниматься
сообща, умение подчиняться требованиям,
в своих поступках следовать примеру хороших
людей, положительным, героическим персонажем
известных художественных произведений.
В нравственном воспитании старшего дошкольника
продолжает занимать большое место воспитание
культуры общения. Формирования уважения
к окружающим, доброжелательности, волевых
качеств, сдержанности происходит в коллективе
сверстников. Коллектив играет в жизни
детей все большую роль, взаимоотношения
детей усложняются.
В поведении старшего дошкольника ярче
выступает связь нравственных качеств
и свойств личности с интеллектом, познавательным
и интересным, отношением к окружающему
миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам,
к себе. Ребенок в процессе общения уже
может быть сдержанным, умеет действовать
в интересах партнера или группы сверстников,
проявляя при этом волевые достаточные
усилия. Но, конечно же, это только начало
умения, которое надо развивать и закреплять.
Главным в целенаправленной воспитательной
деятельности педагога на ступени старшего
дошкольного возраста, продолжает оставаться
организация жизни и деятельности ребенка,
соответствующая опыту содержательного
общения, формированию доброжелательного
отношения к сверстникам и окружающим.
Эффективным методом уточнения систематизации
нравственных представлений старших дошкольников
является этическая беседа. Такие
беседы должны органически быть включены
в систему многообразных методов воспитания.
Этическая беседа, как
метод нравственного воспитания отличается
существенным своеобразием. Содержание
этических бесед составляют в основном
подлинно жизненные ситуации, поведение
окружающих людей и прежде всего самих
воспитанников. Воспитатель дает характеристику
тем фактам и поступкам, которые ребенок
наблюдал или совершал в общении со сверстниками
и взрослыми.
Подобные характеристики формируют у
детей объективность в оценке событий,
помогают ребенку ориентироваться в той
или иной ситуации и поступать в соответствии
с правилами нравственного поведения.
Этические беседы – это плановые, подготовленные
и организованные занятия, содержание
которых определено требованиями «Программы
воспитания и обучения в детском саду».
Но, обращаясь к программным задачам воспитания,
педагог должен конкретизировать их, прорабатывать
правила и нормы поведения, воспитание
которых необходимо усилить в данной группе
с учетом взрослых и индивидуальных особенностей
детей.
Число подобных бесед невелико: пять-семь
в год т.е. один раз в течение полутора-двух
месяцев.
Готовясь к такой беседе, педагог должен
проанализировать, что было предметом
наиболее ярких впечатлений детей, как
они восприняли увиденное, как переживают
его.
Если в этическую беседу воспитатель считает
нужным включить отрывки из того или иного
художественного произведения, он обязательно
должен подчинить их содержания воспитателям
функциям.
Поведение воспитанников
старших групп убедительно свидетельствует
о том, что в этом возрасте постепенно
происходит переход от восприятия содержания
отдельных поступков к обогащенным понятиям
о хорошем поведении. Посредством этических
бесед воспитатель связывает между собой
в сознании детей разрозненные представления
в единое целое – основу будущей системы
нравственных оценок. Именно усвоение
этических понятий в определенной системе
помогает старшему дошкольнику разобраться
в сущности понятий добра, общего блага,
справедливости формирует первоначальное
понятие о человеческом достоинстве.
Влияние нравственного сознания старшего
дошкольника на саморегуляцию его поведения
еще не велико. Но в этом возрасте ребенок
еще в состоянии оценивать поведение свое
на окружающих. Поэтому темы этических
бесед должны обязательно включать ведущие
для данной возрастной группы понятия.
«Моя мама», «Моя семья», «Детский сад»,
«Мои товарищи», «Я дома» и многие др.
Названые темы могут быть конкретизированы
и дополнены в зависимости от представлений,
знаний, уровня воспитанности, препятствующей
по данной теме и т.п. Важно чтобы содержание
перечисленных ведущих тем и тем дополняющих
обязательно связывалось со всем содержанием
педагогического процесса, без чего нельзя
обеспечить эффективность нравственного
воспитания, а также помогают систематизировать
и обобщить представления о нравственности,
которые приобрели дети в предыдущих группах.
Этические беседы, их результаты должны
непосредственно проявляться в практике
поведения, поступках детей в различных
ситуациях. Что очень важно для закрепления
результатов педагогического воздействия.
Подготовительная группа
Основная задача нравственного
воспитания дошкольников на этом этапе
состоит, прежде всего в закреплении, углублении
и расширении всего того, что они приобрели
за весь за весь предшествующий период
пребывания в детском саду. Нравственные
представления детей о явлениях общественной
жизни, о присущих людям качествах (таких
как справедливость и честность, трудолюбие
и ответственность и др.) становятся более
осознанными. Приобретают большую обобщенность,
и навыки нравственного поведения – более
естественными и прочными, обретают большую
широту и устойчивость, чтобы ребенок
всегда вел себя по правилам не только
в детском саду и дома, но и в любой обстановке,
не только на глазах взрослых, под контролем,
но и по собственному побуждению. Особое
внимание воспитателя в данной возрастной
группе должно быть сосредоточено также
на воспитании потребности в соблюдении
правил личной гигиены и в естественной
взаимопомощи детей в различной режимных
процессах, в формировании волевых качеств,
в накоплении опыта гуманных отношений
и культуры поведения.
Для обеспечения органической преемственности
между детским садом и школой в нравственном
воспитании очень важен высокий уровень
воспитанности в широком понимании слова.
Именно положительный опыт гуманных отношений
детей начальная школа справедливо рассматривает
как главный результат нравственного
воспитания ребенка в предшествующий
период; именно на этом фундаменте в начальных
классах происходит дальнейшие развитие
новых форм нравственного поведения.
От достигнутого воспитания зависит и
процесс обучения. Среди отрицательных
качеств первоклассника затрудняющих
учебную деятельность и воспитание, педагоги
часто называют неаккуратность, отсутствие
собранности.
Чистоплотность, воспитания в годы дошкольного
детства обеспечивает первокласснику
естественное, без особых усилий поддержания
порядка портфеля, на рабочем месте и тем
самым экономит время для учебной деятельности.
Многие учителя начальных классов нередко
сетуют на то, что у первоклассника можно
отметить «леность ума». Неприученность
к настойчивости в овладении знаний, и
стремлении понять смысл полученных сведений,
неумение сосредоточится – это серьезная
проблема. Выпустить детей в школу с такими
качествами, как упорство и настойчивость
в достижении результата – одна из важнейших
воспитательных задач в подготовительной
к школе группе детского сада.
Хорошим средством для привития этого
качества служат коллективные чтения
с последующим пересказом содержания
прочитанной сказки, басни и т.д. Это очень
помогает воспитанию ребенка, готовящегося
к обучению в школе, формированию навыков
учебной деятельности.
Задачи воспитания культуры поведения
в данной возрастной группе, как и в предыдущих,
решаются на основе целесообразного отбора
методов и приемов, наиболее удачного
их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь
учебно- познавательной и самостоятельной
деятельности дошкольников.
Важно отметить, что в работе с детьми
этой группы надо предусмотреть, чтобы
приобретенный опыт ребенка не шел в разрез
с новыми знаниями, которые он будет получать
в процессе воспитания. Необходимо также
внимательнейшим образом учитывать, как
на поведении детей отражаются их впечатления,
получаемые в результате наблюдений жизненных
различных ситуаций, каково отношение
детей к подмеченным поступкам товарищей
и взрослых. Поэтому особое значение приобретает
задушевные индивидуальные беседы и групповые
этические беседы; очень эффективны также
игры-инсценировки, игры- упражнения. Дополняя
друг друга они позволяют формировать
нравственный мир старшего дошкольника,
социальную нравственность его поведения.
Используя нравственного направленные
методы воспитания, педагог формирует
этические понятия культуру поведения
в общественных местах, культуру взаимоотношений
культуру речи, культуру внешнего вида.
Но следует помнить, что в подготовительной
группе не теряют свой значимости игровые
приемы, включенные в воспитательный процесс,
сочетая их с этическими беседами, педагог
ненавязчиво раскрывает перед детьми
наглядные образцы повседневного общения.
Важно также чтобы нравственно направленные
занятия, беседы содержали не только правило
этикета, но и интересные практические
упражнения в культурном общения. Тогда
можно эффективнее воздействовать на
внутренний мир ребенка.
Эффективность формирования доброжелательных
общественных мотивов поведения повышается,
если педагог устанавливает органическую
связь между разнообразными вкусами детской
деятельности. Это работа должна обязательно
найти отражение в плане воспитательно-образовательной
работы.
Воспитателю важно постоянно вести записи
наблюдений за поступками детей. Именно
здесь воспитатель отмечает, как воздействовали
на ребенка предусмотренные планом методы,
удалось ли добиться цели и т.д.
Воспитание – творческий процесс, поэтому
предусмотреть и планировать работу на
две недели, месяц и т.д. без анализа предшествующих
дневниковых записей невозможно.
Продуманное использование многовариантных
связей позволяет «красной нитью» провести
воспитание культуры поведения через
все процессы обучения на занятиях, игры,
музыкальную, изобразительную и др. виды
деятельности детей.
Конкретная реализация взаимосвязи воспитательного
процесса – самостоятельная деятельность.
Очень важно, чтобы весь режим детского
сада, все то, что мы называем повседневной
жизнью, было наполнено содержательной
деятельностью и общением. Это способствует
духовного мира ребенка. Решая данную
задачу, педагог создает благоприятную
почву для формирования положительных
черт характера и нравственных качеств
личности.
На укрепление культурно-гигиенических
навыков и привычек направлены некоторые
игры-занятия, игры-упражнения. В зависимости
от их конкретного содержания усваиваются
различные правила или их сочетания (мой
руки перед едой, правильно пользуйся
носовым платком и т.п.).
При этом воспитатель должен неустанно
подчеркивать социальное значение правил
аккуратности, их выполнение – это признак
и уважения к близким, вообще к окружающим.
Информация о работе Культура поведения детей с нарушением слуха