Особенно важно не пропустить
случая похвалить ребёнка недисциплинированного
или инертного тогда, когда он сам уже
научился соблюдать порядок и вести себя
по правилам. Как рад и горд малыш, когда,
встречая отца, сообщает, что мама сказала
ему сегодня, что он молодец – сам убрал
игрушки. Конечно, первая удача ещё не
говорит о том, что ребёнок освоил данное
правило – завтра он снова может его забыть.
Нужны постоянные напоминания и упражнения,
поощрения и указания, чтобы уборка игрушек
или вежливое обращение с другими, или
самостоятельное складывание белья на
стуле у кроватки превратить в стойкую
привычку. Ребёнок уже не нуждается в напоминании,
если у него выработался порядок поведения,
определённые потребности, навыки и привычки.
В раннем возрасте вы начинаете
знакомить ребёнка с правилами
культурного поведения за столом,
в умывальной комнате, спальне, обращения
с игрушками; Учить ребёнка быть
доброжелательным к друзьям, ко взрослым;
здороваться, прощаться, благодарить,
уступать место старшим.
Прежде всего покажите ребёнку, как
надо здороваться, прощаться, вежливо
благодарить. Не забывайте сами выполнять
эти правила в процессе всего режима дня.
Используйте каждую ситуацию, подсказывая
ребёнку как раз то, что он должен сделать.
Например, отец приходит с работы.
Малыш бежит к нему. «Привет, привет»,
- приветствует его отец, при этом
просит сделать тоже самое ребёнка,
принести табличку со словом «ПРИВЕТ».
Таким же образом ребёнок обращается со
сверстниками. Постепенно у малыша появляется
привычка здороваться со всеми.
Огромную роль в бытовых условиях
играет порядок в вещах. Малыш
узнает, а затем в результате
многих повторений привыкает
к тому, что одежда для прогулки
висит в определённом месте, игрушки
тоже имеют своё место. Постепенно
у него вырабатывается привычка
соблюдать порядок, он без напоминания
взрослых убирает вещи на определённое
место и начинает замечать
малейшее нарушение порядка и
бурно выражать недовольство.
Советую родителям
определить ребёнку его обязанности, написать
их на большом листе бумаги.
Твои обязанности.
Убирать свою постель.
Класть на место вещи.
Убирать на место книжки.
Большинство родителей
суживают понятие привычек: сводят их
только к культурно-гигиеническим навыкам.
Это неправильно. Надо помнить о том, что
в основе многих сложных нравственных
качеств человека лежат привычки, воспитанные
в дошкольном возрасте. Дальнейшая ваша
воспитательная работа с ребёнком направляется
на закрепление и на воспитание новых
полезных привычек, на преодоление вредных,
если они образовались.
Формирование
культуры поведения детей с нарушением
слуха в детском саду
В соответствии с программными
требованиями и индивидуальными особенностями
детей с нарушениями слуха, в каждой возрастной
группе формируются культурно-гигиенические
навыки. В процессе коррекционной работы
глухие и слабослышащие способны овладеть
теми же культурно-гигиеническими навыками,
что и обычные дети.
В два года ребенок с нарушением слуха
должен уметь самостоятельно садиться
на стульчик, пользоваться ложкой, пить
из чашки, мыть руки, снимать отдельные
предметы одежды. Формирование навыков
осуществляется путем показа действия,
подкрепленного словом. То есть ребенок
одновременно усваивает и действие, и
слово, что является необходимым для организации
общения во время протекания режимных
моментов.
Четырех-пятилетние дети с нарушением
слуха более самостоятельны в самообслуживании.
Они должны самостоятельно одеваться
и раздеваться, застегивать пуговицы,
завязывать шнурки. Они должны уже сами
или с помощью взрослых содержать свою
одежду в порядке, аккуратно складывать
свои вещи на отведенные места. Ребенок
должен также уметь тщательно умываться,
мыть руки, чистить зубы, причесываться.
Кроме того, детей с нарушениями слуха
приучают к бесшумным движениям. Ребенок
должен уметь тихо встать из-за стола,
осторожно поставить свой стульчик на
место, при ходьбе не шаркать ногами, не
толкаться. Культурно-гигиенические навыки
прививаются в процессе показов, упражнений,
а также игр. Так, к примеру, для обучения
застегиванию пуговиц организуются специальные
занятия, на которых дети сначала на дидактических
пособиях: домиках, цветочках — застегивают
пуговицы. Так же осуществляется обучение
зашнуровыванию и завязыванию шнурков.
Таким образом, ребенок с нарушением слуха
учится воспринимать, анализировать, обобщать,
предвидеть результат практических действий.
Балашов, Л. Е. - Практическая
философия (М., 2007)
Петерина С.В. Воспитание культуры
поведения у детей дошкольного возраста.
– М.: Просвещение, 1986.
Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др.
Гигиенические основы воспитания детей
от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991.
Арушанова А., Рычагова
Е., Дурова Н. Истоки диалога [Текст] / А.Арушанова,
Е.Рычагова, Н.Дурова// Дошкольное воспитание.
- 2002. - №10. - с. 82-90.
3. Болотина Л. Р.
Дошкольная педагогика [Текст] /Л.Р.Болотина.
- М.: Академия, 1997. - 232с.
Островская «Поведение
– результат воспитания» Д/в №5 – 77 г.
Роль семьи
в воспитании навыков культуры поведения
детей
|
Книга педагога-дефектолога |
Тип |
Методические
разработки |
источник |
http://www.spetshkola.narod.ru/nastolnaya_kniga_pedagoga_defektologa.doc |
А. М.Виногродова «Воспитание нравственных
чувств у старших дошкольников» Просвещение
1989 г.
Школьный сайт
Головчиц
Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание
и обучение дошкольников с нарушениями
слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений
. —— М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная
педагогика)
Головчиц Л.А. Дошкольная
сурдопедагогика: Воспитание и обучение
дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений
. —— М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)