Культ матери в народной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Народная педагогика – это опыт и его описание, это средства и идеи народного воспитания, это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках. Объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.

Вложенные файлы: 1 файл

Культ матери в народной педагогике.docx

— 52.68 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

    Народная педагогика –  это опыт и его описание, это средства и идеи народного воспитания, это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках. Объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.

    Даже термины “воспитание”, “обучение” вошли в научную литературу из бытовой речи. Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова и др.

    В народной педагогике отчетливо выступает «культ матери». Хотя он имеет мифилогизированное начало, но это и педагогический культ,  свободный от суеверного начала. Непререкаемый авторитет матери сохранился,  возможно,  со времен матриархата и поддерживался благодаря ее исключительной роли в рождении и воспитании ребенка. Своеобразие цели, задач, приемов и средств воспитания в народной педагогике, которые могут являться характерными для конкретного этноса, но в то же время во всех культурах народная педагогика всем своим тысячелетним богатством провозглашает и утверждает культ главных ценностей общества – «культ матери» [15;  69].

         В любые временя, в любом месте, в любой семье, для каждого  ребёнка Мама, это тот человек, который с самых первых дней  его жизни находится рядом. Мама  с самого рождения окутывает  ребёнка теплотой, лаской и заботой. У каждого человека на земле  есть мама, который прошёл через  её руки и сердце. Поэтому тема  «культа матери» актуальна всегда. У разных народов мира, будь  то тысячу лет назад, сто и  по сей день.

     Данной проблеме посвящены немногочисленные исследования Очировой Л.Б., Рудовой А.И. и др. По мнению  этих авторов, почтительное отношение к старшим – качество, особо ценимое у многих народов. Культ старших, родителей, предков начинается с любви и почитания матери. Народ вырабатывает у молодежи любовное, бережное отношение к матери, женщине – хранительнице семейного благополучия, человеческой нравственности. Примером  являются поговорки различных народов: «Какова матка, таковы и детки», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет» (русская) “Слово матери со дна морского поднимет камень” (чувашская). “Что не вошло с молоком матери, не войдет с козьим” (бурятская). Гегель полагал, что в раннем детстве важнее всего материнское воспитание,  ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. “Чтоб дать душу,  нужен отец,  чтоб сделать человеком – нужна мать” [16; 12].

   Объектом исследования является культ матери в народной педагогике.

   Предметом исследования является воспитательный потенциал, средства народной педагогики в формировании «культа матери».

   Цель курсовой работы: теоретически обосновать проблему культа матери в народной педагогике и раскрыть педагогический потенциал воспитательной деятельности матери.

   Задачи исследования:

1.  Проанализировать историко-педагогическое значение «культа матери» в народной педагогике;

2.  Рассмотреть воспитание «культа матери» как способ формирования нового идеала семьи;

3.  Выявить средства народной педагогики в формировании «культа  матери».

 

 

Глава 1. Культ матери в народной педагогике и необходимость его формирования в идеале современной семьи 

1.1. Историко-педагогическое  значение культа матери 

 

    Историко-педагогическое значение «культа матери», по нашему мнению, невозможно рассмотреть в отрыве от понятий «семья», «ценности и идеалы семьи». 

    Связь поколений  в народной педагогике начинается с  родного порога, с почитания родителей. Самый близкий родной человек  – мать. Первый взор ребенка, первые слова нежности посвящены матери. Любовь, ласку родителей, силу ее воздействия на формирование прекрасной человеческой души в детях ничто на земле не может заменить. Любовь матери к детям, нежность и чистоту их отношений в народном творчестве любого народа сравнивают с лучами солнца, сиянием луны, прозрачностью родниковой воды, ласковостью и теплотой весеннего легкого ветра. И народ стремится выработать у детей гуманное отношение к матери, женщине – хранительнице семейного благополучия, человеческой нравственности. Мать в народном творчестве всегда нежна, сильна и прекрасна. В своей воспитательной деятельности народ убедился, что трудно воспитать нравственного человека, если в нем нет чувства любви и уважения к матери [16; 21].

    Педагоги разных времен и народов в своих произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости. Поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. Например, некоторые пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют применять физические наказания в семье и т.д.

Поскольку семья  выступает как базовое, фундаментальное  условие функционирования общества, как важнейший элемент его  самоорганизации, необходимо четко  определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение, тем более, что в научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения, а то и детопроизводство. Такой акцент на демографической стороне этого многослойного и многофункционального социального организма уводит от понимания внутренних противоречий его развития, истоков и механизмов кризиса. Необходимо отметить, что к категории "семья" сегодня нередко относят разнородные социальные явления, которые в сущности своей таковой не являются, а представляют разные формы сожительства.

    Анализ культа матери и традиционной русской семьи невольно ставит перед вопросом, что же могло запустить механизм саморазрушения в этот устоявшийся, отлаженный институт. Понимание этого возможно лишь с учетом исторических перемен в стране, социально-политических сдвигов в обществе и тех изменений в общественном сознании, которые они вызвали. Обратимся и мы к этим процессам. 

 

 

 

 

 

 

1.2 Воспитание  культа матери как способ формирования  нового идеала семьи

    Массовая культура Запада на сознательном и подсознательном  уровне переводит отечественную  духовную парадигму в примитивный  рационализм. Поскольку накопителем духовности, лоном культуры является семья как первичный социокультурный институт, она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию современного кризиса. Явления кризисного состояния ее становятся все острее и многомернее. Престиж семьи в ряду социально-ценностных ориентаций опустился до критического уровня. В результате 2/3 молодых людей в 25-летнем возрасте (оптимальном для деторождения) не состоят в браке, 1/3 в возрасте до 35 лет не имеют своей семьи, 1/10 несемейными пересекают возраст 60 лет [15;12].

    Но даже сам  факт вступления в брак еще не говорит о намерении создать полноценную семью, продолжающую род человеческий. Согласно социологическим опросам, более 18% супружеских пар не желают вообще иметь детей [13;126].

    Распад семьи, разводы стали более привычным явлением, чем благополучные семьи. Количество разводов у нас выросло с 50 тыс. после Отечественной войны 1941-1945 гг. до 1 млн. в начале 90-х гг., причем половина разводов приходится на первый год совместной жизни, а 2/3 - на первые 5 лет [6; 102].

  Настоящим бедствием в стране стали аборты. Известный итальянский юрист Рафаэль Баллестрини писал сто лет тому назад: "Самым верным доказательством полного нравственного падения народа будет то, что аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым" [1; 15].

    Это страшное предсказание стало у нас фактом повседневной жизни. При молчаливом попустительстве  общества, по официальной статистике, в стране ежегодно убивается 8 млн. детей [19; 22].

   Аборты превратились в массовый террор против собственных детей. Наркомания, пьянство, отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этих разрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективу сохранения русского народа.

    Выход в сложившейся  ситуации, на наш взгляд, может обеспечить восстановление в правах ценностей русской цивилизации. Священное естество семьи может быть возрождено лишь на основе тех духовно-нравственных устоев, которые не подвержены конъюнктуре, вкусам, моде и другим меняющимся факторам. Это отнюдь не значит, что авторы призывают восстанавливать модель патриархальной семьи во всех ее проявлениях. Да это и невозможно. Общество выросло из него, как взрослый человек вырастает из подросткового костюма. Но логика развития в том и состоит, что на разных этапах развития как отдельный человек, так и социальное явление, обретая новые черты, свойства, тем не менее не теряют самых существенных, имманентных качеств, точно также, как костюм взрослого мужчины, отличаясь от подросткового тканями, покроем, стилем и т.п., всегда сохраняет свою определенность как вид верхней мужской одежды. Такую определенность семье и роду на фоне новых укладов жизни, создаваемых эволюцией, придают духовные основы. Уместно вспомнить точную и емкую мысль И.А.Ильина о том, что "...человеческая семья, в отличие от "семьи" у животных, есть целый остров духовной жизни, и если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад" [6;201].

    Восстановление  духовных основ жизни сегодня  − это проблема и семьи, и общества в целом; семья не в состоянии преодолеть тот духовный вакуум, который переживает Россия. Несмотря на определенные действия государства по улучшению демографической ситуации, поощрения материнства, помощи молодым семьям, в целом, общество не имеет четко определенной цели, концепции безопасности, национальной идеи, «идеала» семьи и семейных отношений. Стихию дикого рынка, насаждаемого сверху, разрушающего и экономику, и мораль, нельзя принять в качестве национальной идеи. Она должна быть естественным продолжением народного духа, опираться на национальные традиции.

    Почти весь XX век  страна перманентно живет в условиях реальных и мифологизированных подвигов. Революции и войны, восстановление экономики после военных разрух, изматывающее соревнование с Западом как способ любой ценой утвердиться в качестве передовой державы в мире - все это при соответствующем идеологическом оформлении не оставляло места идее духовного преображения человека не в политически-идеологическом, а в христианском понимании как идее преображения души и возвышения духа на основе евангельских заповедей.

    Присущий народу идеал православия был практически  вытеснен из общественного сознания. Целью жизни стало не преображение естества, а преобразование окружающего  материального мира. Слова из песни: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор..." отразили действительное мироощущение масс. Такая абсолютизация человека хотя и мобилизовала его на свершения, но имела и оборотную сторону. Она полностью "заземляла" его назначение и смысл жизни. Если человек сводит себя, сущность своего бытия полностью к материальности, телесности, то все в жизни становится подчиненным удовлетворению потребностей тела, его желаний, прихотей. Но, как верно заметил видный русский философ XX столетия И.А.Ильин, "похоть плоти" есть нечто неустойчивое и самовольное [6; 189].

    Она тянет к  погоне за новыми и новыми земными  благами: удовольствиями, почетом, богатством и т.п. Перед неизбежной грядущей кончиной смертного тела рассыпаются моральные скрепы поведения, девальвируются вечные ценности. Это в полной мере относится и к семейным отношениям. Высшие задачи и функции семьи понимаются все более упрощенно, материально, даже физиологично, с позиций собственного удобства.

    Таким образом, налицо смена ценностных ориентиров. Вместо традиционных ценностей приходят новые, менее обременительные. Вместо долга, обязательности предпочтение отдается безответственности, совесть уступает место практицизму, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения полов. Практически речь идет о духовном кризисе человека и общества. Бездуховность размывает в такой же мере и семью.

    Непродуманные и неподготовленные социальные эксперименты 80-х-90-х годов стимулировали нарастание разрушительных тенденций в семейных отношениях. Крушение прежних социальных и духовных ценностей стало естественным следствием отмены коммунистической идеологии на государственном уровне.

    Таким образом, проблемы современной семьи, порожденные  преимущественно духовным оскудением в обществе, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры, и особое место может занимать обращение к культу матери.

Информация о работе Культ матери в народной педагогике