Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 11:06, курсовая работа
Народная педагогика – это опыт и его описание, это средства и идеи народного воспитания, это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках. Объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.
«Культ матери» отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.
Педагогический анализ показывает, что в целях усиления эмоционального воспитательного воздействия афоризмов на человека народ стремился поэтическую речь сделать мелодичной, музыкальной, используя для этого ритмические звуковые формы, повторы, тавтологии, олицетворения и.т.д.
Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. От тех песен, которые ребенок слышит в детстве, зависит его характер, физическое здоровье и нравственное развитие. Одно из главных назначений песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. «Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускалось улучшение текста и мелодии»
[13; 78 ].
Что значит для малыша голос его матери? Это мир ребенка, этот голос он слышит, когда находится еще под сердцем, воспринимая интонации, тембр, общее настроение. Когда мама поет ребёнку песню, тихо и мелодично, она будит в нем кладезь талантов, помогает ему правильно познавать мир, закладывает основы любви. Это сильнее всех средств воздействия. А отсутствие певческого таланта – вовсе не оправдание.
Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что «Красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру». Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п. [14; 99 ].
Солнышка-батюшка, выглянь в окошечко!
Твои детки плачут, по камушкам скачут,
Хлебца есть хочут,
В масло макают, сало колупают.
* * *
Дождь, дождь, перестань!
Дадим тебе горностай.
Дождь, дождь, пуще!
Дадим тебе гущи.
Заслуживающими внимание средствами воспитательного воздействия «культа матери» являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать - нянчить, носить на руках, не будем забывать, что связь между ребёнком и матерью первые годы практически не прерывна. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании, таким образом, мать развивает ребёнка всецело. Пестушки нацеливают ребенка не на физические развитие, т.е. они не есть только простейшие физические упражнения, сопровождаемые песенными благоположеланиями. В них принимаются во внимание все ожидаемые стороны развития младенца.
А в ножки - ходунушки,
А в ручки - хватунушки,
А в роток - говорок,
А в голову - разумок.
При исполнении потешки «Чей нос?» мать, взяв ребенка за нос, спрашивает: «Чей нос?» Ребенок отвечает, ему задают другой вопрос. Заключительная часть диалога следующая:
Что купишь?
Калач.
С кем съешь?
Песни также и неизменный, обязательный элемент игры, в которой участвуют и мать и дитя. Песня оживляет и игры, и труд, является связующим звеном между ними. [4; 56 ].
Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благославление, особенно благославление матери.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушки своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит». (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Особую яркость перживаний играют художественные и мультипликационные фильмы по мотивам народных сказок. Так, фильмы, по мотивам русских народных сказок («Золотые рога», «Марья-искусница») посвящены «культу матери». В этих поучительных сказках показывается, как важно слушать своих родителей, особенно мать.
История о непослушных детях, которые в момент беды, не задумываясь, бросились на поиски и спасение мамы, легла в основу мультфильма «В яранге горит огонь». Это красивая рисованная короткометражка, советского производства, которая вышла на экраны в 1956 году. Этот великолепный мультфильм снят по мотивам мудрых народных сказок Севера.
Все дети любят сказки. Особенно если эту сказку читает мама, тот человек которому ребёнок доверяет и более легче воспринимает информацию, как за правильное поведение. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Во-первых, они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло. Когда мама читает ребёнку сказку, она развивает его внутренний мир. И чем раньше, тем быстрее он начнет говорить и правильно выражаться. Что для любой матери это важно. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» [19; 28 ].
К. Маркс писал, что «Причина популярности сказок среди детей состоит в соответствии между наивностью ребенка и безыскусственной правдой народной поэзии, в которой нашло свое отражение детство человеческого общества». По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. [11; 135 ]
Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок вместе с мамой заключают: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа матери с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно [13; 128 ].
В сказке «Иванушка-дурачок» рассказывается о том, как он шел, шел по лесу и дошел до одного дома. Вошел в дом, там оказалось 12 печей, в 12 печах - 12 котлов, в 12 котлах - 12 горшков. Иван, проголодавшийся в дороге, начал подряд пробовать еду из всех горшков. Уже пробуя, он наелся. Образовательное значение приведенной детали сказки в том, что в ней вниманию слушателей предложена задача: 12 х 12 х 12 =? Мог ли наесться Иван? Не только мог, более того - съесть столько в состоянии только сказочный герой: если он перепробовал во всех горшках, то съел 1728 ложек пищи.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.
Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности: доверять, любить, принимать любовь. Поэтому роль матери очень важна и бесценна в любое время, в любом месте и без неё не обойтись не одному ребёнку.
От того, как сложились наши отношения или сложатся отношения наших детей с матерью или человеком, который ее заменяет, зависит наше понимание безопасности, свободы, самооценки. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно-воспитательных систем. Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат.
Этнопедагогические миниатюры - пословицы и загадки - играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Народ был экономен в употреблении слов, дорожил оптимальными средствами сохранения и передачи мысли, особо ценя лаконичность речи.
Настойчивое и целенаправленное формирование «культа матери» как начала и основы всех добродетелей (с этой целью следует использовать все средства воздействия на сограждан − литературу искусство, радио, телевидение, кино, театр и др.).
Широкое ознакомление с раннего возраста с приобретением этно-педагогики своего народа. Это непревзойденное духовное богатство народа, в котором аккумулированы знания о построении семьи, воспитания детей с учетом национальных особенностей. В системе школьного воспитания, особенно в работе с учащимися старшего школьного возраста, следует внушать мысль, что главное их призвание − создать семьи, быть хорошей матерью или хорошим отцом, воспитать хороших, умных, морально богатых детей.
Обеспечения в каждой школе деятельности педагогических университетов для родителей. Каждый отец и мать в течение периода обучения их ребенка должны пройти курс овладения пси-холого-педагогическими знаниями с учетом поступательного развития воспитанников. Работа таких университетов должна осуществляться не на уровне самодеятельности, для этого нужно достаточное экономическое обеспечение для оплаты труда педагогов, психологов, врачей, социологов, которые организуют и проводят занятия.
Существенное повышение экономического положения семьи, позволяющего родителям высвободить свое время для работы с детьми, всемерное поддержание статуса матери [17; 32].
Овладение профессией, профессиональная деятельность − лишь средство для успешности функционирования здоровой семьи. Одновременно нужно изучать ряд дисциплин, которые закладывали основы воспитания будущих Матери и Отца, которые давали бы возможность каждому молодому человеку познавать себя, особенности общения с окружающим миром. Это физиология, валеология, психология, этика, социология.
Итак, в воспитании «культа матери», вышеприведенные средства рассматривают воспитание как «бесценное богатство» человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в самом раннем детстве, осуществляемое матерью.
Заключение
Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках, в традициях. Другими словами, «культ матери» имеет в своей основе идеал и средства его формирования.
В нашей работе рассмотрена роль народной педагогики в формировании «культа матери», как необходимого компонента идеала современной семьи и новых семейных отношений, оформленных на обращении к вековой истории российской культуры.
Этот процесс представляет такую же объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в целом. А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная педагогика и этнопедагогика.
Следовательно, этнопедагогика — наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части в меняющихся условиях современности.
В народной педагогике семья наряду с общиной обязательно считалась основным воспитателем ребенка. Она несла ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Общественные и религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде культов, заповедей, народной мудрости [11; 143].
Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с родителями, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие матери и дитя позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.
Также в работе конкретизированы средства и методы, содержание и формы народной педагогики в системе воспитания культа матери с учетом возрастных особенностей.
Каждый ребёнок– Воплощенный Бог. Каждая земная женщина – Воплощенная Святость. «Культ матери» прекрасен и приемлем для всех существ. Ибо поклонение матери и Священному материнству, как самой Святой энергии во Вселенной.