Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:21, реферат
После падения крепостного права в Рос¬сии с развитием промышленности, транспорта, связи, тор¬говли, да и сельского хозяйства, повсюду требовались до¬статочно подготовленные, грамотные люди. С этим прихо¬дилось считаться господствующим классам. Сеть школ в стране, в том числе и в Тульской губернии, в эти пореформенные годы заметно расширяется. Если в 1861 г. в губер¬нии было 109 начальных школ, то через 20 лет после зем¬ской реформы, в 1884 г. таких школ, главным образом зем¬ских, стало уже 601.
I. Введение.
II. Основная часть
1. Земство и школа в Тульской губернии во второй половине XIX века.
2. К. Д. Ушинский: жизнь и основные труды.
III. Заключение
ПЛАН.
ВВЕДЕНИЕ
После падения крепостного права в России с развитием промышленности, транспорта, связи, торговли, да и сельского хозяйства, повсюду требовались достаточно подготовленные, грамотные люди. С этим приходилось считаться господствующим классам. Сеть школ в стране, в том числе и в Тульской губернии, в эти пореформенные годы заметно расширяется. Если в 1861 г. в губернии было 109 начальных школ, то через 20 лет после земской реформы, в 1884 г. таких школ, главным образом земских, стало уже 601. На роли земств в системе «народного образования» того времени и хотелось бы остановиться особенно.
ЗЕМСТВО И ШКОЛА В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
Итак, органы местного самоуправления земства, начавшие свою работу в Тульской губернии в декабре 1865 - феврале 1866 года, занимались вопросами и нуждами местного хозяйства Кроме этого, законом им вверялась забота о народном образовании и здравии, хотя эти функции не считались обязательными.
В 60-е годы XIX века в Тульской губернии стали организовываться земские школы и формироваться самая многочисленная группа служащей в земстве интеллигенции - земские учителя.
Однако связывать просвещение народа исключительно с земством было бы неправильным. Традиции обучения крестьян появились значительно раньше, чем возникли земские учреждения. Если профессиональной медицинской помощи в русской деревне до введения земств действительно не было, то земская школа возникла не на пустом месте. И именно она стала самым распространенным типом начального образования во второй половине XIX - начале XX века. Каким же образом это произошло?
В 1867 году школы Министерства государственных имуществ были переданы земству Согласно закону о земских учреждениях 1864 года (статья 2. § 17) им предоставлялось право участия в народном образовании преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, определенных этим законом. Учебная же часть этих школ должна была оставаться в ведении Министерства просвещения. Земства имели право строить новые помещения для школ, нанимать для них здания, закупать оборудование и учебные принадлежности, учебники, приглашать на службу учителей, платить им жалованье, но не могли вмешиваться в учебный процесс.
Тульское земство собственных зданий для школ строило мало, в большинстве случаев нанимало здание под школу, вступая в контакте сельским обществом, обговаривая с ним все вопросы. Сельское общество брало на себя определенные обязанности: завоз дров на зиму, ремонт помещения летом.
Земская школа - основной тип сельской начальной школы. В маленьких деревнях она располагалась в обычной крестьянской избе.
Большинство таких школ не отвечало самым минимальным санитарно-гигиеническим нормам. В больших же селах земская школа размещалась в довольно просторных и объемных зданиях, чаще одноэтажных, более приспособленных для школьных нужд.
Случалось, что школы строили частные лица и передавали их земству. Так, в 90-е годы, в разгар тяжелейшего голода, охватившего губернию, земские деятели либерального уклона Р.А.Писарев, В.А.Бобринский, Г.Е.Львов не только организовывали в своих уездах бесплатные столовые и кормили голодающих крестьян и их детей, но еще и строили школы. Около 80% средств земского бюджета шло на содержание помещений земских школ и на оплату жалованья учителям.
В 70-е годы XIX века среди школ Тульской губернии уже безусловно преобладали земские. Значительно растет их общее число: в начале 70-х годов таких школ было 226, в конце 70-х - уже 469. в конце 80-х - 515, а в конце 90-х годов их насчитывалось 524. Обучение в земских школах продолжалось три-четыре года.
Как следствие - увеличилось количество учащихся: в 1866-1870 годах оно составляло 7,5 тысячи, через десять лет, в 1870-1880 годах. - 23 тысячи, а в 1886-1890 годах - уже 32 тыс. человек. Архивные документы дают такой сравнительный материал о росте учащихся в земских школах. Если на одну тысячу жителей в 60-е годы приходилось 12 учеников, то в 90-е - 36 учеников. По темпам роста земских школ и учащихся в них Тульская губерния опережала соседние. Однако и это не отвечало настоящим потребностям капитализирующегося края.
Учебниками тульские земские школы оснащены были крайне плохо на всем протяжении 60-70-х годов. Если в школах так называемых передовых земств – Тверского, Московского, Вятского - имелись лучшие для того времени учебные книги: "Родное слово и "Арифметика" К.Д.Ушинского, "Азбука" и "Книга для чтения" Л.П.Толстого, то в нашей губернии в этом отношении царила чрезвычайная бедность. По свидетельству одного из земских деятелей, нередко учащиеся занимались по любым случайным книгам, купленным за семитку (2 копейки) безграмотным отцом у бродячего офени или на соседнем базаре. Более того, часто ребенок учил русскую грамоту по французскому переводному роману. Такое положение сложилось потому, что из всех направлений своей деятельности в это время земство меньше всего средств тратило на народную школу.
Картина несколько изменилась в начале 90-х годов. С оживлением общественной жизни заботы о народном образовании и здравии в деятельности земства стали главными, несмотря на то, что закон о земских учреждениях no-прежнему не допускал этого. Земства губернии стали выходить за узкие рамки закона, больше финансировать эту сторону своей работы. К тому же в эти годы тульское земство занялось политической деятельностью, что требовало обратить особое внимание на нужды народа - экономические, культурно-просветительские.
Рост земской школы привел к количественному росту земских учителей. Общее число учителей в 90-е годы колебалось от 584 до 600 человек. Если вспомнить, что земских школ в губернии было 524, то типичная земская школа 60-90-х годов - это школа с одним учителем. Земство редко приглашало на службу двух учителей. Вторым учителем чаще всего был священник местного прихода.
Обучали детей в земских школах в 60-80-е годы крестьяне, семинаристы. Только 2,9% земских учителей имели педагогическое образование, а 66% не получили даже общего среднего. К концу же 90-х годов почти половина земских учителей (47,5%) по социальному происхождению была из духовенства. 24 %, - из крестьян, 16% - из мещан и 5.5% - из дворян. Поэтому важной своей задачей земство считало педагогическую подготовку учителей.
Учительской семинарии в Туле в то время не существовало, и земство организовало эту подготовку на педагогических курсах - как губернских, так и уездных - в летнее время. Четырехнедельные педкурсы в Туле проходили под руководством И.А.Воронцова-Вельяминова и М.Т.Яблочкова - директора народных училищ. Читать лекции и вести занятия приглашались опытные преподаватели, в их числе Н.В.Чехов.
В программу курсов входили училище-ведение, методика преподавания, пробные уроки. Повышению профессионального уровня земских учителей служили земские библиотеки при управах и в школах.
Итак, земский учитель готовился самим земством. Если земской медицине нужны были люди с высшим образованием, то земская педагогика была не столь требовательна.
Положение земского учителя определялось рядом обстоятельств: суммой жалования. наличием или отсутствием квартиры, ее условиями, состоянием школьного помещения, наличием учебных пособий, отношением земства, администрации и крестьянского общества к нему. Если в 60-е годы учителям платили сельские общества, а земство немного приплачивало, то начиная с 1874 года оно платило учителю вею сумму жалованья. Было оно невелико, и рост его oт 70-х к 90-м годам был незначителен: в 1867 году - 155 руб. в год, в 1879-м - 204 рубля, в 1896-м - 209 руб. Для сравнения: в Московском земстве от 500 руб. до 2 тыс. руб. в год, в Калужском - от 120 до 250 руб.; т.е. уровень оплаты труда земских учителей в Тульской губернии был самый низкий.
Так как земства школ строили мало, то, следовательно, мало было и бесплатных квартир для учителей при школах. В 16% нанимаемых земством помещениях учительских квартир вообще не было, а 54% учителей платили за квартиру сами. Подобное явление наблюдалось только в Тульской губернии.
Пожалуй, единственной социальной мерой губернского земства, которая облегчила материальное положение земского учителя, было освобождение его от платы за лечение в Тульской губернской земской больнице. Но это произошло только в 1897 году.
Ратуя за расширение народного образования, либеральные земцы дважды, в 70-е и 90-е годы, вносили предложения о введении в земских школах губернии всеобщего начального обучения. Однако этот вопрос, широко обсуждавшийся в губернском собрании, практического решения не получил.
Более удачны были начинания земства в развитии профессионального образования в губернии. По его инициативе в 1869 году была открыта фельдшерская школа при губернской земской больнице на 24 человека, а в 1874 году - реальное училище в Туле. Уездные земства финансировали сельскохозяйственные школы и курсы. Инициаторами их открытия выступали И.Н.Шатилов - крупный предприниматель в области сельского хозяйства, и ученый-агроном И.А.Стебут. Кроме того, земство оказывало ежегодную денежную помощь средним и неполным средним учебным заведениям (гимназиям и прогимназиям), духовным училищам. церковноприходским школам.
Говорить о целенаправленной политике тульского земства в области просвещения приходится с осторожностью, но со всей определенностью можно сказать, что оно активно содействовало народному образованию, практически всем его видам и направлениям, что отвечало интересам народа.
Следует отметить, что в земских школах работали прогрессивно настроенные учителя, использовались учебники выдающегося просветителя и педагога К. Д. Ушинского, книги для чтения Л. Н. Толстого, применялись передовые методы обучения.
Силами общественности для широкой публики были открыты первые общедоступные библиотеки. В 1857 г. начала работать общественная библиотека в Туле. Ее книжный фонд — несколько тысяч томов — был составлен на частные пожертвования. Ряд своих книг подарили тульской библиотеке, отозвавшись на просьбы ее учредителей, писатели-земляки Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. В. Сухово-Кобылин и другие. В 1858 г. была открыта первая в Тульской губернии уездная публичная библиотека— в г. Белеве. Она существовала на средства, собранные общественным комитетом в память В. А. Жуковского. Фонд ее состоял главным образом из книг и журналов, подаренных теми, кто пожелал поддержать деятельность библиотеки. Были среди дарителей и известные деятели отечественной культуры. Посетив в 1869 г. Белевскую публичную библиотеку, подарил ей 47 своих сочинений известный русский историк Михаил Петрович Погодин (1800—1875), «профессор из крестьян». В ее книжном фонде в 1870 г. насчитывалось 2114 экземпляров книг и журналов, в 1895 г.— 8311.
Предпринимались попытки открыть публичные библиотеки и в других уездах губернии. Так, в 1870 г. в Ефремове открылась библиотека «для чтения русских и иностранных периодических изданий». Ее организовал Николай Иванович Троицкий (1851—1920), в дальнейшем видный историк-краевед, археолог, преподаватель Тульского духовного училища и семинарии. Библиотека эта, видимо, просуществовала недолго. В других уездах нашего края общественные библиотеки появились значительно позже. Местные власти с опаской относились к инициативам демократической интеллигенции.
Расширялась сеть средних учебных заведений. В 1870 г. в Туле была открыта единственная тогда в губернии семиклассная женская гимназия. Базой для нее стало существовавшее с 1859 г. в Туле первое женское шестиклассное училище. В 1875 г. открылось Тульское реальное училище. В дальнейшем реальные училища были учреждены также в Белеве, Ефремове, Кашире. В отличие от гимназий они не давали права поступления в университеты, но открывали доступ в технические, сельскохозяйственные, коммерческие институты детям не только из «благородных» семей, но и из разночинцев.
Появились в те годы в нашем крае и первые специальные учебные заведения. В 1868 г. открылась фельдшерская школа. В 1869 г. при Тульском оружейном заводе была открыта оружейная школа, из стен которой вышло в дальнейшем немало известных мастеров-оружейников. В 1879 г. открылись земледельческое училище в Богородицке, железнодорожное училище в Туле. В 1888 году под Крапивной начала действовать лесная школа, готовившая специалистов лесного хозяйства. В этих школах и училищах, вполне понятно, складывались и соответствующие кадры преподавателей-специалистов, а нередко и исследователей.
Своеобразной педагогической лабораторией, «педагогическим ульем», по выражению одного из местных педагогов - новаторов тех лет, была в 60-е годы Тульская мужская гимназия. Возглавлял ее в 1859—1865 гг. выпускник Московского университета, опытный и инициативный педагог-словесник Иван Федорович Гаярин (1828—1890). Для работы в гимназии им были приглашены молодые педагоги, только что получившие университетское образование, кандидаты наук Е. Л. и Л. Л. Марковы, В. П. Скопин, Г. Ф. Головачев. Они и некоторые другие педагоги, работавшие тогда в Туле, и составляли ядро сложившегося здесь педагогического кружка. По воспоминаниям Евгения Львовича Маркова (1835—1903), опубликованным в 1900 г. в журнале «Вестник Европы» под примечательным заголовком «Живая душа в школе», «...многое, что вошло в обиход учебных заведений, было введено, как первый опыт, в Тульской гимназии того времени».
Реформы народного образования внесли заметное оживление в педагогическую науку. Горячую поддержку со стороны демократически настроенных деятелей народного образования встречали труды Константина Дмитриевича Ушинского (1824—1870), уроженца Тулы, автора не только классического труда «Человек как предмет воспитания» и многочисленных педагогических статей, но и целого ряда учебных книг для школьников. По его «Родному слову» и «Детскому миру» училось не одно поколение детей, в том числе и в нашем крае.