Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:21, реферат
После падения крепостного права в Рос¬сии с развитием промышленности, транспорта, связи, тор¬говли, да и сельского хозяйства, повсюду требовались до¬статочно подготовленные, грамотные люди. С этим прихо¬дилось считаться господствующим классам. Сеть школ в стране, в том числе и в Тульской губернии, в эти пореформенные годы заметно расширяется. Если в 1861 г. в губер¬нии было 109 начальных школ, то через 20 лет после зем¬ской реформы, в 1884 г. таких школ, главным образом зем¬ских, стало уже 601.
I. Введение.
II. Основная часть
1. Земство и школа в Тульской губернии во второй половине XIX века.
2. К. Д. Ушинский: жизнь и основные труды.
III. Заключение
На личности этого замечательного человека хотелось бы остановиться подробнее, ведь на это есть целый ряд причин. Во – первых, его деятельность приходится на рассматриваемый нами период, во – вторых, не так давно Россия отметила 155 – летие со дня рождения К. Д. Ушинского, и наконец, он просто является одним из столпов классической педагогической науки в нашей стране.
К. Д. УШИНСКИЙ: ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ.
Биографы приводят скудные и противоречивые сведения о родителях Ушинского, подвергают сомнению день и даже год его рождения.
Между тем еще в начале 70-х годов исследователь А.Н.Иванов, опираясь на документы, обнаруженные в Тульском и Вологодском архивах, выяснил, что отец педагога, Дмитрии Григорьевич Ушинский. происходил из дворян, а его мать, Любовь Степановна, - дочь статского советника Карпинского.
После отставки с военной службы Д.Г. Ушинского по указу сената определили советником хозяйственной экспедиции Тульской казенной палаты. В Туле семья Ушинских квартировала в доме купца Петра Ивановича Авчинникова на Барановской улице (ныне это улица Тургеневская, дом № I на углу с улицей Менделеевской, увы. уже снесенный ). Здесь 4 марта (19 февраля) 1823 года родился третий сын Ушинских - Константин. Мальчика крестил священник Воехсвятской кладбищенской церкви Иван Семенов.
Первоначальным обучением будущего педагога руководила мать, которая бережно растила любознательность ребенка, поддерживала и развивала его пытливую мысль. Мальчик любил слушать рассказы отца - участника Бородинского сражения - о действиях русских войск и партизан против Наполеона, о пожаре в Москве.
Позже К.Д.Ушинский напишет: "Отрадное чувство... рождается в душе нашей, когда мы вспоминаем теплоту родного семейного гнезда... До глубокой старости остаются в нас какие-то задушевные связи с той семьей, из которой мы вышли".
Ушинский получил блестящее образование, окончив юридический факультет Московского университета. Он не пошёл, как многие люди его круга, в революцию и политику. Его "революция" была в реформировании школы. Он "перекраивает" все сверху донизу: устройство школы, учебники, методы преподавания, воспитания... Один из его сослуживцев раздраженно заметил, что Ушинскому надобно все переделать, "включительно до расстановки стульев".
Но не ради новой "расстановки стульев" перестраивал Ушинский русскую школу. И не сами по себе новые методики и учебники были ему нужны. Ибо не они определяют успех и дух обучения.
Глубоко изучив педагогические системы наиболее развитых стран, Ушинский пришел к выводу, что в каждом случае характер этой системы есть выражение характера самого народа, сознает он это или нет. Более того: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа".
Эта мысль актуальна и сейчас, когда наши школы, получив большую, чем прежде, свободу, ринулись внедрять у себя зарубежные системы воспитания. Либо, наоборот, под флагом народности введут фольклор в школу - вот и готова народность!
Ушинский же говорил о народности как особенной у каждого народа идее воспитания, а в ней, этой идее - о воплощении особенного идеала человека, разного у разных народов.
Изучая опыт Европы, Ушинский констатировал, что русская школа, как самобытная система, только начинает складываться. И поэтому он с особенным рвением старался оградить ее от растворения в чужеродных системах - признавая, конечно, необходимость заимствования методов, технологий. Но не духа. Не идеалов.
Именно Ушинский объявил основой образования родной язык, а не западный и не древний, и это было целым переворотом в обществе. Пушкин создал литературный русский язык, Ушинский же создал школьную систему, при которой русский язык стал по-настоящему родным детям - а значит, всей нации.
Его перу принадлежат два труда, уникальность которых не оспаривали даже его противники: "Детский мир" (книга для чтения) и "Родное слово", первую часть которого он назвал "Книга для учащих". "Учащие" -это не только учителя, но, главное, - родители. Ушинский высоко ценил именно семейное, домашнее воспитание и обучение, видя в нем основу нравственности народа.
"Я желал бы, - писал он, - чтобы русская женщина, испытывая глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости".
В этом смысле труды Ушинского даже трудно назвать учебниками: это, скорее, первые детские энциклопедии, где, погружаясь в стихию родного языка и описания близкого, узнаваемого им мира, ребенок, по сути, получает незаметно для себя массу научных знании. Вот почему был так велик спрос на эти книги Ушинского - только "Детский мир" выдержал 157 изданий. И это несмотря на то, что "Детский мир" и "Родное слово" были вскоре "исключены из числа одобренных" Министерством народного просвещения. Парадокс, но если царское министерство усмотрело в трудах Ушинского "атеистическую направленность", то после революции им не дали ходу уже за "направленность религиозную, христианскую".
...Сквозь все книги, статьи, личные письма Ушинского проходит призыв-мольба: как можно больше школ, хорошо устроенных, с хорошо подготовленными учителями. Как можно более и более. В статье "О народности в общественном воспитании" он приводит примеры того, как именно школы спасали целые государства.
У каждой науки есть свой исток, из которого она берет начало. Для русской педагогики этим истоком является творчество Ушинского. До Ушинского в русской педагогике было высказано много незаурядных мыслей, сделано немало ценных наблюдений, множество людей самозабвенно занималось практической педагогической деятельностью,
не имея отчетливого представления о ее законах. Ушинский оставил русской педагогике прочный научный фундамент.
Ушинский универсален как педагог. Он был и дидакт, и теоретик воспитания, и методист, и педагог-психолог, школовед, историк педагогики, специалист по сравнительной педагогике. Он был прежде всего педагогом синтетического склада. Его работы по всем отраслям педагогического знания объединялись единой целью, единой идеей. И именно это единство педагогической идеи сделало возможным дальнейшую дифференцированную и углубленную разработку педагогических дисциплин, начатую ближайшими его последователями.
До Ушинского в развитии педагогической мысли в России не было строгой преемственности. После Ушинского линия развития педагогического знания стала непрерывной. До Ушинского не было педагогической литературы. Были лишь, как он сам говорил, "две-три слабые попытки педагогических курсов, мало кому известные, ни одного сколько-нибудь замечательного педагогического сочинения, не только оригинального, но даже переводного, десятка два педагогических статей, из которых большая часть принадлежала к числу речей, ни одного педагогического журнала". После него остались классические педагогические труды, учебные книги, родилась педагогическая публицистика, возникли десятки педагогических изданий, составилась богатейшая педагогическая литература. Педагогическая мысль стала национальным достоянием.
До Ушинского в галерее имен ученых, являвших собой национальную гордость, не было ни одного имени профессионального педагога. После него русская педагогика обрела блестящую плеяду выдающихся деятелей. Наконец, до Ушинского педагогическое дело в России было только "казенной службой" и отчасти предметом любительских занятий. После него оно стало общественным поприщем. Ушинский впервые в России заявил об ответственности педагогики перед обществом и общества за дело воспитания. В этом кардинальном изменении научной и социальной значимости русской педагогики -непреходящее национальное значение Ушинского.
В начале своей педагогической деятельности Ушинский в ряде статей убежден, что "самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей".
В статье "О пользе педагогической литературы" (1857) он делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. Прежде всего Ушинский
утвердил мысль о том, что учитель - самый важный элемент в педагогическом процессе: "...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказании и поощрений". В этой же статье дана яркая характеристика общественного значения народного учителя. И это, по мнению Ушинского, предъявляет серьезные требования к нему.
В русской педагогике второй половины XIX - начала XX столетия, богатой яркими именами дидактов, методистов, школоведов, практиков-экспериментаторов, представителей педагогической психологии, эпитет великого педагога приложим только к Ушинскому. Он был основоположником научной педагогики в России, ведущим реформатором русской школы и национального общественно-педагогического самосознания. Он впервые в мире объединил в педагогике достижения антропологических наук, осуществил поразительный по своему объему педагогический синтез научных знаний о человеке, кардинально менявший традиционный взгляд на задачи и содержание педагогики. Только сравнительно недавно, когда проблема человека приобрела особую актуальность и стала одной из ведущих тем философии, социологии, этики, эстетики, литературы, искусства,
общественной мысли в целом, в полной мере был оценен грандиозный по своим масштабам опыт построения Ушинским не существовавшей ранее области познания - педагогической антропологии.
Наследие Ушинского и развитие отечественной педагогики находятся в тесной взаимосвязи. Чем более плодотворным было освоение его идей, тем значительнее обогащалась педагогическая наука и эффективнее становилась практика образования. Чем успешнее развивалась школа и педагогика, тем более возрастало значение наследия великого педагога, зажигающее педагогическую мысль своим научным и гуманистическим содержанием. Это и сегодня не только "наследие", но один из действенных факторов совершенствования российской науки и образования.
...Известный русский педагог Л. Н. Модзалевский емко и точно определил место К.Д.Ушинского в истории национальной культуры: "Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор".
К этому туляки могут с гордостью добавить лишь одно: и наш земляк !
Весомый вклад в развитие народного просвещения и педагогики во второй половине XIX в. внес Лев Николаевич Толстой (1828—1910). На свои средства он открыл в 1859 г. в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Сам занимался с ними, вел наблюдения и даже предпринял издание журнала «Ясная Поляна», где были опубликованы его основные педагогические статьи.
В 70-х годах Л. Н. Толстым были составлены учебные книги для школьников: «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения» и др. В эти же годы, будучи избран членом училищного совета Крапивенской земской управы, он много внимания уделял организации и улучшению школьного дела в уезде. С удовлетворением писал он весной 1875 г. одному из единомышленников: «Число школ в три месяца от 18 возросло до 64-х и число учащихся от 956 до 2017... С целью же приобретения учителей... было разослано через волостные правления предложение всем хорошо грамотным крестьянам, желающим занять место учителя заявлять себя училищному совету. Мера эта превзошла все ожидания совета...»
Л. Н. Толстой несколько лет был Почетным попечителем Тульского реального училища, неоднократно бывал в Тульской классической мужской гимназии, где учились его сыновья, поддерживал дружеские связи с местными педагогами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, на примере вышесказанного мы увидели ту несколько противоречивую роль, которую сыграли земства в развитии образования в Тульской губернии и ознакомились с тем бесценным вкладом, который внес К. Д. Ушинский в развитие этой системы.
ЛИТЕРАТУРА.