Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение ленинских идей и учений, в которых он призывал трудящуюся молодежь советского времени к повышению своего умственного, культурного, политехнического развития.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретические основы учения В.И. Ленина о коммунистическом воспитании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 В.И. Ленин о коммунистическом воспитании и образовании . . . . . . . . .6
1.2 В.И. Ленин о культурной революции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 В.И. Ленин о целях коммунистического воспитания и задачах советской школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава II. Основные направления педагогических идей В.И. Ленина . . . . . . . . .13
2.1 В.И. Ленин об умственном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2 В.И. Ленин о воспитании подрастающего поколения в духе коммунистической морали . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.3 В.И. Ленин о политехническом образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.4 В.И. Ленин о советском учительстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.5 Значение учителя В.И. Ленина о коммунистическом воспитании для развития педагогики и школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованной литературы
В своих последних статьях «Странички из дневника», «Лучше меньше, да лучше» и других, гениальный вождь Октябрьской революции завещал всемерно развертывать в СССР культурную революцию и укреплять связь между строительством социализма и культурным развитием страны.
Он требовал осуществлять самую разностороннюю культурную работу в деревне среди громадной массы крестьянства, полное кооперирование которой считал невозможным без культурной революции. Он понимал культурную революцию как мощное движение самих трудящихся, направленное на создание новой, социалистической культуры.(11)
«Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является,— как отмечал В. И. Ленин, — выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».(12)
Разоблачение В. И. Лениным реакционных попыток «пролеткультовцев» создать особую, «пролетарскую культуру», оторванную от прогрессивного наследия прошлого, имело огромное значение для преодоления ошибочных, антимарксистских взглядов на сущность социалистической культуры. В. И. Ленин в ряде своих выступлений наметил пути развития социалистической культуры на основе тесной связи ее со строительством социализма, усвоения и критической переработки всех культурных достижений прошлых эпох.
В. И. Ленин считал одной
из важнейших задач культурной революции
воспитание активных строителей социализма,
формирование у них диалектико-материалистич
Неуклонное проведение Коммунистической партией ленинской политики братского сотрудничества народов на основе экономической, политической и культурной взаимопомощи, неустанная ее забота о том, чтобы сделать всех советских людей культурными и образованными, обеспечили расцвет в нашей стране социалистической культуры.(7)
В. И. Ленин проявлял постоянную заботу о развитии советской школы, которую считал одним из важнейших средств культурной революции и коммунистического воспитания подрастающих поколений советского народа.
После Великой Октябрьской социалистической революции совершилось коренное преобразование школы, служившей в буржуазном обществе орудием классового господства буржуазии. Советская власть впервые в истории сделала школу доступной детям трудящихся, осуществила равенство в образовании для всех народов нашей страны, подчинила знание и школу борьбе трудящихся за построение социалистического общества, обеспечила расцвет науки и культуры.
Часть интеллигенции, зараженная буржуазной идеологией, все еще продолжала думать, будто школа должна быть вне политики, внеклассовой борьбы. Идеологи буржуазии всячески использовали лозунг «беспартийности», чтобы отвлекать от участия в революционной перестройке школы демократическое учительство, переходившее на сторону Советской власти.
В. И. Ленин в своих работах доказал, что лозунг «беспартийности» и «аполитичности» лицемерно прикрывает буржуазную сущность старой школы, в то время как прямое признание связи советской школы с классовой борьбой пролетариата открывает перед учительством великие перспективы служения народу. (8)
Разъясняя участникам I Всероссийского съезда по просвещению, проходившего в Москве в августе 1918 года, принципиальные основы политики Советской власти в области народного образования, В. И. Ленин говорил, что одной из составных частей в той борьбе, которую Советская власть ведет с буржуазией, является дело народного образования. «Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие».(24)
Установив связь школы с борьбой трудящихся за социалистическое преобразование общества, великий Ленин способствовал выявлению общественного назначения советской школы, небывало расширил ее задачи в области воспитания и образования молодых строителей нового общества, указал учительству правильный путь для творческой педагогической деятельности.
Мысль В. И. Ленина о принципиально новой роли школы в условиях советского строя получила отражение в программе Коммунистической партии, которая была принята VIII съездом партии в 1919 году. «В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества».
Школа должна стать проводником принципов коммунизма и идейного влияния пролетариата на трудящееся население «в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Эти благородные цели, поставленные перед советской школой, соответствуют интересам и чаяниям всего прогрессивного человечества.
Исходя из учения К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании, В. И. Ленин выдвинул задачу — вооружить молодежь подлинно научными знаниями о природе и обществе, выработать у нее научное материалистическое мировоззрение, коммунистические взгляды и убеждения. В неразрывной связи с образованием он считал необходимым осуществить воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности, сформировать у него высокие моральные качества.(19)
Большое значение в деле всестороннего развития нашей молодежи Ленин придавал также ее физическому воспитанию: развитию силы, выносливости и других важных физических качеств, необходимых строителям социализма и защитникам Родины.(2)
III съезд комсомола (1920) в резолюции по докладу В. И. Ленина «Задачи союзов молодежи» следующим образом определил цель физического воспитания: «Физическое воспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементов общей системы коммунистического воспитания молодежи, направленного к созданию гармонически развитого человека, творца — гражданина коммунистического общества...
Физическое воспитание преследует
также непосредственно
Развивая марксистское учение о воспитании, В. И. Ленин считал основной задачей воспитания советской молодежи умственное образование, овладение научными знаниями. Указывая, что молодежи предстоит завершить строительство коммунизма, он подчеркивал, что эту ответственную миссию молодежь сможет достойно выполнить, если будет неустанно учиться, овладеет научными знаниями.
Успешное строительство коммунистического общества требует, чтобы молодежь овладела всей сокровищницей культуры, всеми знаниями, которые выработало человечество на протяжении своего исторического развития. Строителю коммунизма необходимы глубокие, систематические научные знания из самых различных отраслей науки и техники. Этот широкий объем знаний молодежь должна приобретать в процессе самостоятельного умственного труда.
Предостерегая против механического заучивания научных истин, В. И. Ленин всегда учил молодежь бороться против подмены науки голыми лозунгами, формальными схемами
«Нам не нужно зубрежки,
но нам нужно развить и
Питая законную ненависть к старой школе как к средству закабаления трудящихся, говорил Ленин, мы должны на место старой зубрежки, старой муштры «поставить уменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования».
В. И. Ленин указывал молодежи, что только соединение учения с участием в строительстве нового общества вместе с рабочими и крестьянами может обеспечить действительное коммунистическое воспитание. Молодежь должна связывать каждый шаг своего воспитания и образования с борьбой трудящихся за построение коммунизма, неустанно помогать утверждению нового и передового. Он говорил, что мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от той бурной жизни, в процессе которой создается коммунистическое общество.
Для разработки марксистской теории обучения имеют важное значение ленинские работы по вопросам теории познания. Развивая диалектико-материалистическую теорию познания, В. И. Ленин дал классическую характеристику познавательного процесса: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».
Опираясь на ленинскую теорию познания как на свою методологическую основу, советская дидактика разрешает вопрос о сущности процесса обучения, о связи между чувственным познанием, абстрактным мышлением и практической деятельностью учащихся в процессе обучения.(3)
Развивая в новых условиях учение К. Маркса и Ф. Энгельса о морали, В. И. Ленин решительно отвергал антинаучные взгляды о вечности и неизменности моральных норм, подчеркивал историческую и классовую сущность морали. Он вскрывал классовую сущность морали эксплуататорского общества, основанной на принципе: «...либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб».(16)
Гневно разоблачал В. И. Ленин клеветнические измышления буржуазии о том, что у пролетариата будто бы нет морали. Он глубоко раскрыл, что же именно является в социалистическом обществе критерием морали, что следует признавать нравственным в жизни общества и в поведении отдельного человека. Ленин показал, что в противоположность буржуазной морали, которая способствует укреплению господства эксплуататорских классов, коммунистическая мораль служит разрушению старого общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, строящего коммунизм. «В основе коммунистической нравственности лежит,— по словам В. И. Ленина,— борьба за укрепление и завершение коммунизма».(21)
Все, что мешает членам социалистического общества объединиться для созидательной деятельности, что разъединяет их в борьбе и общем труде, что затрудняет воспитание в каждом человеке необходимых ему качеств,— все это и противоречит коммунистической морали. Поэтому В. И. Ленин считал, что дело воспитания, образования и учения молодежи должно быть воспитанием в ней коммунистической морали.
Коммунистическое воспитание, учил В. И. Ленин, есть прежде всего воспитание сознательной дисциплины, необходимо воспитывать «всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде». Он призывал воспитывать у молодежи организованность, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, пробуждать у нее стремление отдать все свои силы и способности делу коммунистического строительства. Огромное значение в деле нравственного воспитания подрастающего поколения Ленин придавал воспитанию любви к социалистическому отечеству, которая должна носить действенный характер. Воспитание любви к Родине необходимо тесно связать с воспитанием пролетарского интернационализма, братской солидарности между трудящимися всех стран.(26)
Важную роль в деле
воспитания всесторонне развитых людей
В.И.Ленин отводил
В статье «Роль Ленина в борьбе за политехническую школу» Н. К. Крупская указывает, что пункты программы, касающиеся общего и политехнического образования, а также тесной связи обучения с детским общественно производительным трудом, были сформулированы В. И. Лениным.(6)
В годы перехода к мирной работе по восстановлению народного хозяйства, когда были намечены перспективы электрификации страны, В. И. Ленин со всей остротой поставил вопрос о необходимости преодолеть характерный для старого общества разрыв между воспитанием и материальным производством. Он требовал увязать задачи и содержание работы советской школы с организацией народного труда, с актуальными запросами народного хозяйства, промышленности и сельскохозяйственного производства. В отрыве от жизни, от трудовой деятельности он видел основной порок всей организации образования в условиях господства буржуазии.(13)
Информация о работе Ленинский период в истории развития педагогики