Лечебная физическая культура для девочек младшего школьного возраста с лордотической осанкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 21:44, реферат

Краткое описание

В современном мире всё чаще идет увеличение детей и подростков, которые имеют нарушения и заболевания костно-мышечной системы, в частности нарушения осанки, – одна из актуальных проблем практической медицины. По данным разных авторов нарушения осанки встречаются в 20–30 % случаев, а по некоторым возрастным группам (12–13 лет) и до 50 %. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний лишь 10 % выпускников школ Росси считаются здоровыми.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛОРДОДИЧЕСКОЙ ОСАНКИ.......................................5
1.1. Рациональная осанка, ее значение и признаки..............................................5
1.2. Формирование физиологических изгибов позвоночника...........................10
1.3. Этиология и патогенез лордотической осанки........................................11
1.4. Клиническая картина при лордотической осанки...................................14
1.5. Методы исследования лордодической осанки.......................................17
1.6. Лечение лордодической осанки у детей..................................................17
1.7. Профилактика лордодической осанки.....................................................20
ГЛАВА 2. . Особенности лечебной физической культуры. Средства и методы лечебной физической культуры при лордотической осанке............................22
2.1. Механизмы лечебного воздействия физических упражнений..................22
2.2. Лечебная гимнастика при лордодической осанки...................................24
Заключение......................................................................................................30
Список использованной литературы.............................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

Лечебная физическая культура для девочек младшего школьного возраста с лордотической осанкой.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

«Лечебная физическая культура для девочек младшего школьного возраста с лордотической осанкой»

 

Введение...................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛОРДОДИЧЕСКОЙ ОСАНКИ.......................................5

1.1. Рациональная осанка, ее значение и признаки..............................................5

1.2. Формирование физиологических  изгибов позвоночника...........................10

1.3. Этиология и патогенез  лордотической осанки........................................11

1.4. Клиническая картина при лордотической  осанки...................................14

1.5.  Методы исследования  лордодической осанки.......................................17

1.6. Лечение лордодической осанки у детей..................................................17

1.7. Профилактика лордодической  осанки.....................................................20

ГЛАВА 2. . Особенности лечебной физической культуры. Средства и методы лечебной физической культуры при лордотической осанке............................22

2.1. Механизмы лечебного воздействия физических упражнений..................22

2.2. Лечебная гимнастика  при лордодической осанки...................................24

Заключение......................................................................................................30

Список использованной литературы.............................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире всё чаще идет увеличение детей и подростков, которые имеют нарушения и заболевания костно-мышечной системы, в частности нарушения осанки, – одна из актуальных проблем практической медицины. По данным разных авторов нарушения осанки встречаются в 20–30 % случаев, а по некоторым возрастным группам (12–13 лет) и до 50 %. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний лишь 10 % выпускников школ Росси считаются здоровыми.

Поддержание правильной позы требует систематичности и повторяемости. В то же время в рамках урока и многообразия стоящих задач по прохождению программного материала на развитие основных физических качеств существует постоянная реальность "упустить" из-под внимания моменты формирования осанки школьника. Следуя, из этого я считаю, что уроки физической культуры не решают проблему формирования осанки, помимо уроков необходимо родительское соучастие, чем раньше выявлены дефекты осанки и устранены причины, вызывающие отклонения (не соответствующая для занятий мебель, ношение груза в одной руке, нарушение режима питания, сна, отдыха и т.п.), тем легче их исправить.

А ведь искривленный позвоночник ведет к деформации грудной клетки, объем легких уменьшается, в организм попадает меньше кислорода. А от этого могут страдать уже другие органы и системы. В общем, проблемы с осанкой – это «бомба замедленного действия»  для всего детского организма. Воспитание правильной осанки  у детей в основном проблема педагогическая, как  и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков.

 Регулярные занятия  физическими упражнениями в первую  очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При применении физических упражнений, кроме нормализации реакций сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, выздоравливающего к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям, стрессам и т.д. Это происходит быстрее, если используются гимнастические упражнения, спортивные игры, закаливающие процедуры и пр. При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развитие болезненного процесса и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций. Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье. Если будет правильно подобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физических упражнений, то это докажет их положительную роль в профилактике нарушений осанки младших школьников.

Цель работы: Изучить средства и методы лечебной физической культуры применяемые при лордотической осанке.

Объект исследования – физические методы восстановления больных с лордотической осанкой.

Предмет исследования – различные группы физических упражнений в сочетании с другими средствами лечебной физической культуры и методика их применения для реабилитации больных с лордотической осанкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛОРДОДИЧЕСКОЙ ОСАНКИ

1.1. Рациональная осанка, ее значение и признаки.

 

Осанка- это статодинамическое положение таза, позвоночника и головы, принимаемое человеком в повседневной и профессиональной деятельности или отдыхе, как под влиянием внешних или внутренних воздействий, так и при их отсутствии.

Под правильной осанкой понимают наилучшее положение частей тела человека (голова, туловище, ноги) для сохранения равновесия и хорошей функциональной деятельности всех органов и систем в различных положениях и движениях, когда он стоит, сидит, ходит. Правильная осанка оказывает благоприятное воздействие на работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и центральной нервной системы.

Основа тела человека- позвоночник. Он образован 33-34 короткими костями- позвонками, которые расположены друг над другом. Между ними находятся прослойки из упругой хрящевой ткани. Благодаря этому позвоночник обладает гибкостью. У человека различают 7 шейных (рис1,1), 12 грудных (рис.1,2), 5 поясничных (рис.1,3), 5 сросшихся между собой крестцовых позвонков (рис.1,4), которые образуют одну массивную кость - крестец, и 4-5 копчиковых позвонков (рис1,5). Искривление позвоночника в грудной части, приводит к ограничению экскурсии грудной клетки, а следовательно, к ухудшению дыхательной функции лёгких.

К дефектам осанки относятся также искривления позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы), а также плоскостопие.

                                                 Рис.1.1

Наше тело поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, особенно мышцами шеи, туловища, спины. Эти мышцы важно развивать, чтобы скелет формировался правильно и не искривлялся позвоночник. Исследованиями установлено, что гармоническое развитие мышц всего тела есть предпосылка для формирования правильной осанки. При искривлении позвоночника в поясничной области увеличивается угол наклона таза, укорачиваются мышцы поясницы (квадратная мышца), растягиваются мышцы живота. Слабость мышц живота ведёт к нарушению пищеварения и затруднению кровообращения. При этом может наблюдаться и опущение внутренней брюшной полости.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной  

деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки.

Нормальная осанка является одним из критериев, который определяет состояние здоровья человека.

Признаки правильной осанки:

  • прямое положение головы,
  • одинаковый уровень надплечий, сосков, углов лопаток
  • равная длина шейно-плечевых линий - расстояние от уха до плечевого сустава,
  • равенство треугольников талии - углубление, образуемое выемкой талии свободно-опущенной рукой,
  • прямая вертикальная линия остистых отростков позвоночника,
  • равномерно выражены физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости,
  • одинаковый рельеф грудной клетки и поясничной области в положении наклона вперед наличие физиологических изгибов в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах,
  • прямая конфигурация позвоночного столба во фронтальной плоскости  
    нижняя часть отвеса (верхняя часть которого приложена к седьмому шейному позвонку - он находится у основания шеи и больше всех выступает назад) проходит ровно через межягодичную складку,

 

  • глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента.

Таким образом, при правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника. Нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости, изгибов позвоночника или косого расположения таза - во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек (рис. 2).

Рис. 1.2. Правильная осанка в сагиттальной плоскости

Нормальная осанка дошкольника: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль), лопатки слегка выступают, линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см, физиологические изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик и составляет 22-25° для мальчиков и девочек.

Для школьников с правильной осанкой голова незначительно наклонена вперед, плечи – на одном горизонтальном уровне, лопатки прижаты к спине, живот еще выпячен, но менее выраженно, чем у детей 6-7 лет, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены. Угол наклона таза увеличивается, приближаясь к таковому у взрослого человека, у девочек и девушек он больше (31°), чем у юношей и мальчиков (28°). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10 годам (рис. 3)

 Рис. 1.3. Измерение угла наклона таза

Для юношей и девушек правильной осанкой является вертикальное расположение головы и туловища при выпрямленных ногах, плечи опущены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична. Молочные железы у девушек и околососковые кружки у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке, у девушек подчеркнут лордоз, у юношей – кифоз. Остистые отростки расположены по средней линии. Треугольники талии также хорошо выражены и симметричны. При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутом животом, выпрямленными нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника. Ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы.

Выделяют следующие виды отклонений от нормы:

1)Круглая спина. Это то, что часто называют сутулостью. При данном виде нарушения  увеличен грудной кифоз. Визуально  проявляется в опущенных вперед плечах. Меняется мышечный тонус: мышцы груди и передние дельтовидные мышцы укорочены, а верх спины(ромбовидные, трапециевидные, круглые мышцы) растянуты.(буква Б на рисунке ниже)

2)Плоская спина. Физиологические  изгибы позвоночника сглажены. Страдает опорная и амортизирующая функции позвоночника. Плоская спина часто провоцирует боковые искривления позвоночника. На рисунке внизу плоская спина под буквой В.

3)Кругловогнутая спина. Физиологические  изгибы выражены сильнее, чем  при нормальной осанке. Изменяется  тонус мышц как верха тела, так и мышц сгибателей и  разгибателей бедра.(буква Д на  рисунке ниже)

4)Плосковогнутая спина. Грудной  кифоз сглажен. Поясничный лордоз( прогиб позвоночника в сторону живота) увеличен.(буква Г на рисунке ниже)

5)Боковые искривления  позвоночника. Бывают разных типов. Позвоночник отклоняется от прямой  оси в сторону. Может быть разный  уровень высоты плеч, перекос  таза.

Следует различать сколиоз и боковые искривления позвоночника. Боковые искривления –это функциональные нарушения и они поддаются коррекции. Сколиоз же это заболевание и оно сопровождается структурными изменениями тел позвонков и скручиванием позвонков относительно друг друга. Сколиоз подтверждается по рентгену. Его нельзя полностью вылечить, но можно значительно улучшить состояние позвоночника.

Ниже на рисунке проиллюстрированы нарушения осанки:

1.2. Формирование  физиологических изгибов позвоночника.

Существующие обычно 3 изгиба позвоночника у человека образуются лишь по мере роста тела и являются результатом отягощения, под влиянием которого прямой позвоночник новорожденного начинает формироваться, когда ребенок делает первые попытки сесть. Пока он впервые месяцы жизни сохраняет постоянное горизонтальное положение, позвоночник не подвергается отягощению, но лишь ребенок начинает сидеть, позвоночнику приходится выдерживать на себе тяжесть головы и рук, между тем как внутренности своею тяжестью тянут вперед и вниз. Тогда появляются первые два физиологических изгиба, третий появляется, когда ребенок начинает принимать вертикальное, стоячее положение, для чего наклоняет таз вперед и вниз, перемещая, для равновесия, центр тяжести позади поперечной оси таза.             

К образующимся таким путем изгибам приспособляются кости, связки и мышцы, к 6 - 7-му году жизни они делаются постоянными; получается окончательная осанка или посадка туловища, которая представляет много индивидуальных различий; нормальной должна считаться та, при которой ось тела, начинаясь приблизительно от средины темени, пересекает ухо непосредственно позади угла челюсти, проходит почти как раз через поперечную линию, соединяющую тазобедренные суставы и оканчивается в средине четырехугольника стопы. При этом физиологические изгибы представляют в профиле волнистую линию, холмы и долины которой могут иметь одинаковый уровень (Гоффа). Большие или меньшие уклонения от означенной нормальной осанки могут не представлять еще болезненных форм, но предрасполагать к самым разнообразным искривлениям.

Информация о работе Лечебная физическая культура для девочек младшего школьного возраста с лордотической осанкой