Лечебная физическая культура для девочек младшего школьного возраста с лордотической осанкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 21:44, реферат

Краткое описание

В современном мире всё чаще идет увеличение детей и подростков, которые имеют нарушения и заболевания костно-мышечной системы, в частности нарушения осанки, – одна из актуальных проблем практической медицины. По данным разных авторов нарушения осанки встречаются в 20–30 % случаев, а по некоторым возрастным группам (12–13 лет) и до 50 %. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний лишь 10 % выпускников школ Росси считаются здоровыми.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛОРДОДИЧЕСКОЙ ОСАНКИ.......................................5
1.1. Рациональная осанка, ее значение и признаки..............................................5
1.2. Формирование физиологических изгибов позвоночника...........................10
1.3. Этиология и патогенез лордотической осанки........................................11
1.4. Клиническая картина при лордотической осанки...................................14
1.5. Методы исследования лордодической осанки.......................................17
1.6. Лечение лордодической осанки у детей..................................................17
1.7. Профилактика лордодической осанки.....................................................20
ГЛАВА 2. . Особенности лечебной физической культуры. Средства и методы лечебной физической культуры при лордотической осанке............................22
2.1. Механизмы лечебного воздействия физических упражнений..................22
2.2. Лечебная гимнастика при лордодической осанки...................................24
Заключение......................................................................................................30
Список использованной литературы.............................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

Лечебная физическая культура для девочек младшего школьного возраста с лордотической осанкой.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Лечение лордоза с помощью ношения специального бандажа используется с целью фиксации  слабых участков позвоночника и предупреждения развития деформации в дальнейшем.  Очень часто бандаж рекомендуют носить регулярно беременным женщинам на сроке более 4 месяцев. Это не только уменьшает боли в спине и снимает чрезмерную нагрузку на позвоночник, но и препятствует преждевременному опущению плода глубоко в тазовую область.

Особое внимание следует уделить школьникам и учащимся ВУЗов, так как им приходится длительно сидеть за партой, что непременно в той или иной степени нарушает осанку. Детям необходимо регулярно заниматься спортом, чаще отдыхать и делать перерывы во время занятий. Тоже самое касается и людей, вынужденных весь рабочий день проводить в сидячем положении тела. Профилактика всегда предпочтительнее любого лечения.

 

1.7. Профилактика лордодической осанки

Главный принцип сохранения правильной осанки – профилактика. Опыт специалистов-ортопедов убеждает, что главная роль в формировании и сохранении правильной осанки принадлежит воспитанию и систематическим физическим упражнениям. Полезные навыки легко вырабатываются в детстве, поэтому начинать формировать правильную осанку необходимо еще до школы: Столы и стулья должны соответствовать росту ребенка по высоте. Приучать детей правильно стоять, сидеть и не сутулиться во время ходьбы нужно уже с 4-хлетнего возраста. Умеренные холодные обтирания не только закалят организм ребенка, но и поспособствуют повышению мышечного тонуса. Важную роль играет правильное полноценное питание с достаточным содержанием всех необходимых веществ – белков, углеводов, жиров, витаминов и микроэлементов. Предметы обстановки С началом школьного периода родители должны обратить особое внимание на создание для ребенка благоприятной рабочей обстановки в комнате. Ведь именно в своей комнате ребенок проводит достаточно большое количество времени, выполняя школьные домашние задания, читая, играя на компьютере и т.д. Прежде всего следует позаботиться о том, чтобы ребенок удобно сидел. Для этого необходимо подобрать мебель, подходящую ему по росту. Проверка в этом случае достаточно проста: поверхность стола должна быть выше локтя сидящего ребенка на 2–3 см, а сиденье стула – располагаться на уровне коленного сустава. Организация рабочего места Рациональная организация рабочего места поможет ребенку сэкономить время, и обеспечит высокую работоспособность. До начала занятий нужно приготовить все необходимые пособия и убрать лишние вещи, чтобы они не отвлекали и не мешали ребенку. Тетрадь, книгу и все то, что необходимо в настоящий момент, удобнее расположить прямо перед собой, посередине стола. То, что может понадобиться в процессе (карандаш, линейка, чистая бумага и т.д.) – разместить слева, а предметы, которые уже не нужны (тетради с выполненными заданиями, черновики и др.) – складывать справа, или вообще убирать. Для профилактики нарушений осанки необходимо обращать внимание также на правильное положение стола и достаточное его освещение во время письма и чтения. Если ребенок правша, то естественный свет из окна должен падать слева. В левом же углу стола нужно поставить настольную лампу, оптимальная мощность которой должна составлять 75 Вт. Нормальное расстояние от глаз до тетради или книги – 30–35 см. Соблюдение правильного положения тела при работе Также очень важно следить за соблюдением правильной позы, особенно в процессе письма, так как именно оно вызывает наибольшее утомление, особенно у школьников младших классов. Ребенок начинает неосознанно искать опору для туловища и головы, налегать грудью на край стола. Это вызывает затруднения дыхания и кровообращения и, конечно же, приводит к дефектам осанки. Так как положение тела наиболее выражено страдает при косом почерке, необходимо приучать ребенка писать с небольшим наклоном букв.

 

 

ГЛАВА 2. . Особенности лечебной физической культуры. Средства и методы лечебной физической культуры при лордотической осанке.

2.1. Механизмы лечебного воздействия физических упражнений

Восстановление пациентов с  таким типом осанки процесс длительный, проводится в комплексе с медицинской, психологической и социальной реабилитацией и включает: рациональный режим дня и двигательной активности, правильно сбалансированное питание, а также другие методы консервативной терапии.

Задачи ЛФК:

  • нормализовать трофические процессы мышц туловища;
  • создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника;
  • осуществлять целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения осанки, выработать, воспитать правильную рабочую позу (во время ходьбы, сидения, деятельности);
  • систематически закреплять навык правильной осанки;
  • выработать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности;
  • создать естественный мышечный корсет;
  • оказать воздействие на улучшение деятельности внутренних органов;
  • оказать общеукрепляющее воздействие на организм;
  • улучшить психо - эмоциональное состояние ребенка.

 

Ведущая роль в реабилитации больных с лордотической осанкой  принадлежит лечебной физической культуре, т.к. основой лечения нарушения осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка. Клинико-физиологическим обоснованием к применению средств ЛФК является связь условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы. ЛФК способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции.

Занятия лечебной гимнастикой проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах 3–4 раза в неделю. Уменьшение количества занятий до 2 раз является неэффективным. Курс ЛФК длится для дошкольников 1–1,5, для школьников – 1,5–2 месяца, перерыв между курсами 1–2 месяца. В год ребенок с нарушением осанки должен пройти 2–3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную (1–2 недели), основную (4–5 недель) и заключительную (1–2 недели) части курса ЛФК . В подготовительной части курса используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений упражнений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности. В основной части курса ЛФК увеличивается количество повторений каждого упражнения. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – среднее. На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения лежа на спине, животе, боку, стоя, на четвереньках. Через каждые 2–3 недели занятий обновляется 20–30% упражнений. Для дошкольников составляется 2–3, для школьников 3–4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК.

Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

На занятиях с детьми, имеющими нарушения осанки, необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия. Первое – наличие гладкой стены без плинтуса (желательно на противоположной от зеркала стороне), что позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения – затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном выполнении передается и закрепляется в ЦНС за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц (рис. 4.1.). Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и в ходьбе, при выполнении упражнений. Второе: в зале для занятий должно быть большое зеркало, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети школьного возраста мысленно описывают правильную осанку на основе представлений о героях сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.

2.2. Лечебная гимнастика при лордодической осанки

Общие принципы построения тренировки:

1)Исключить осевые нагрузки  на позвоночный столб при выполнений  упражнений;

2)Исключить нагрузки ударного  характера;

3)Все упражнения симметричные, то есть выполняются двумя конечностями одновременно;

4)Все упражнения с отягощениями  выполняются в разгрузочных положениях: лежа на спине, на животе, полулежа  на скамье с наклоном 45 градусов;

5)Для компенсации гиперлордоза  при выполнении упражнений лежа на спине ставить ноги на степ платформу согнутыми под прямым углом в коленях

6)При упражнениях лежа  на животе под живот подкладывать  валик, чтобы избежать избыточного  прогиба в пояснице

7)Обязательно работать  на укрепление прямой мышцы  живота;

8)Противопоказаны подъемы ног на брусьях для тренировки «нижней части пресса»;

         9)Обязательно применение стретчинга  на переднюю поверхность бедра, поясничную область;

10)Мышцы живота и заднюю  поверхность бедра нужно укреплять;

10)Контролировать прогиб  в пояснице в повседневной деятельности.

 

Занятия проводятся в форме урока продолжительностью 45–60 минут. Занятие состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части урока используются порядковые, общеразвивающие и упражнения на воспитание правильной осанки. Продолжительность подготовительной части урока 7–10 минут.

Основная часть занимает 80% от общего времени. В основной части урока используются корригирующие упражнения перед зеркалом, упражнения в разгрузочных исходных положениях, на гимнастической лестнице, упражнения с предметами. Также в основной части урока используются элементы спорта.

В заключительной части урока используются упражнения перед зеркалом на закрепление навыка правильной осанки, упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. После занятия назначается лечение положением 10–15 минут.

Методические требования. Корригирующие упражнения проводятся в спокойном, медленном темпе с большим количеством повторений. После каждого корригирующего упражнения даются

 дыхательные и упражнения  на расслабление. Занятия проводятся групповым и малогрупповым способом (7–10 человек). Дети в максимально обнаженной форме (открыта спина).

Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста 25–30 минут, среднего школьного возраста – 45 минут, старшего школьного возраста – 60 минут, урок плавания – 30 минут.

Комплекс упражнений для исправления лордодической осанки: 
   Заменять упражнения комплекса лучше постепенно – спустя две недели обновить 3–4 упражнения, оставив остальные без изменения, а еще через неделю снова заменить 3–4 упражнения. Ни в коем случае нельзя включать в комплекс трудные упражнения, не овладев предварительно более легкими. Чем сложнее упражнение, тем труднее его правильно выполнять, а ведь только при правильном выполнении упражнений возможен хороший эффект в формировании правильной осанки. Повторять каждое упражнение в комплексе рекомендуется по 6–8 раз.

Упражнения у стены. Попросите ребенка стать спиной к стене (без плинтуса) и прижаться к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками за поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь. Пусть ребенок, не меняя этого положения:  Сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение;  Присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;  Стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;  Поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу. После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

Упражнения с предметами. Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200 –граммов, наполненный солью или песком. Стоя у стены, мешочек на голове:  Пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;  Отойдя от стены, но, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение;  Стать на скамеечку и сойти с нее 15 –раз.

Упражнения на равновесие. Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.  Стать поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны. перенести тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки;  Положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове.  То же на доске шириной 15 –сантиметров, положенной на гантели. Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.  Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости. Стать прямо, ноги врозь:  Положить ладони на лопатки (локти вверху); развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг другу;  Сцепить кисти за спиной –правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из руки в руку мелкие предметы. Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:  Наклониться вправо и влево;  Повернуться в одну, затем в другую сторону;  Перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать Не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред Достаточно включать в комплекс утренней гимнастики или физкультминутку по одному упражнению из каждой группы. Число повторений упражнений для школьников 7 –лет поначалу не должно превышать 6 –раз, 10 –лет ––раз. Подросток старше 14 лет может тренироваться до появления чувства усталости. Постепенно нагрузка увеличивается за счет повторения каждого упражнения по 20 –раз.

Гимнастические упражнения для детей при лордозе:

1. Стоя, ноги на ширине  плеч, руки вдоль туловища. Не  сгибая колен, наклонитесь вперед, достаньте руками стопы (вьщох), вернитесь  в и. п. (вдох). Повторить 6 раз медленно.

2. Стоя у стены. Касаясь  стены пятками, ягодицами и, лопатками, выгните позвоночник, пытаясь коснуться стены поясничным отделом, вернитесь в и. п. (дыхание произвольное). Повторить 8—10 раз не спеша.

3. Стоя, руки опущены. Не  сгибая колен, наклонимтесь, обхватив  голени руками, сделайте 2—3 пружинящих  движения — коснитесь лбом  коленей (дыхание произвольное), вернитесь в и. п. Повторить 5—6 раз в среднем темпе.

Информация о работе Лечебная физическая культура для девочек младшего школьного возраста с лордотической осанкой