Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 18:18, курсовая работа
Актуальность. Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.… Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения, общения
2. Конфиденциальность информации, полученной при психодиагностическом обследовании, необходимость сохранения профессиональной тайны. Результаты могут быть сообщены третьим лицам только с согласия испытуемого. Эта норма имеет следующие ограничения.
- Обследование, которое проводится
в интересах организации (школа,
предприятие, суд и др.) подразумевает
ознакомление заранее
- Родители имеют право на
информацию о результатах
- Профессиональная тайна может
быть нарушена в рамках
Таким образом, в случае тестирования детей необходимо согласие их родителей. С результатами необходимо ознакомить родителей, а также некоторых сотрудников образовательного учреждения.
Для решения экспериментальных задач были использованы следующие психодиагностические методики:
Для сравнения статистического различия показателей в группах детей контрольной (с нормальным речевым развитием) и экспериментальной (с речевыми нарушениями) использовали Т-критерий Стьюдента.
2.2.ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Для исследования уровня тревожности с детьми была проведена проективная методика Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. Ее суть заключается в том, что ребенку представляется возможность на пустующее место лица главного героя ряда рисунков подставить радостную или грустную физиономию, объяснив свой выбор. При анализе ответов детей возможно выявить уровень детской тревожности, а также предположить причины ее вызывающие. Результаты по всем методикам занесены в таблицы 1 и 2 (Приложение В).
В процессе проведения проективной методики определенное внимание необходимо уделять не только выбранному испытуемым «лицу», но и его комментариям.
При анализе первой картинки ребята, выбравшие веселое лицо так комментировали свой выбор: «Они веселые», «Играть с маленькими интересно»; выбравшие грустное лицо говорили: «Я не знаю», «Скучно с маленькими играть». Негативные ответы чаще давали дети из неполных семей.
На вторую картинку при выборе веселого лица испытуемые говорили: «Наверное, хорошо гулять с маленькими», а при отрицательном выборе – «Я не буду гулять с мамой».
При комментировании объекта агрессии, изображенного на третьей картинке, ребята замечали: «Нельзя драться, это плохо» (выбор веселого лица), «Я буду плакать» (при выборе грустного).
На просьбу прокомментировать самостоятельное одевание ребята отмечали: «Я сам одеваюсь, я уже большой», «Большие дети сами одеваются» (при выборе веселого лица), «Девочка сама одевается и ей скучно» (при выборе грустного).
Игра со старшими детьми чаще вызывала у испытуемых положительные эмоции. Они отмечали: «Играть со старшими интересно», «Веселая игра» (выбор лица – веселый). Те ребята, что выбрали грустное лицо, отвечали: «не хочу играть так».
На шестую картинку при выборе веселого лица комментарии были такого рода: «Люблю спать один», а при выборе печального лица: «Одной спать страшно!».
На картинку с умыванием ребята говорили: «Если вода теплая» (при выборе веселого лица), «Вода, наверное, горячая» (при выборе грустного).
Комментируя картинку «Выговор», ребята говорили: «Нельзя детей одних оставлять» (при выборе веселого лица), «Меня наказывают» (при выборе грустного)
Картинка «Игнорирование» получила такие комментарии: «Маленького ребеночка надо больше любить» (при выборе веселого лица), «Папа меня больше не любит» (при выборе грустного). Ответ последнего типа чаще встречался в группе детей из неполных семей.
На изображение агрессии ребята отмечали: «надо играть дружно» (при выборе веселого лица), «Плохой мальчик – дерется» (при выборе печального).
Изображение собирания игрушек породило такие отклики: «надо все самому убирать» (при выборе веселого лица), «Убирать сама не буду» (при выборе грустного).
Картинка «Изоляция» вызвала у испытуемых только негативные отклики: «Они плохие», «А почему меня не берут играть» и т.д.
Картинка «Ребенок с родителями», напротив, сопровождалась только позитивной реакцией типа «Я люблю своих родителей», «Родители хорошие».
Последняя картинка сопровождалась такими комментариями: Кушать надо не спеша» (при выборе веселого лица), «Не люблю молоко» (при выборе грустного).
Результаты исследования показали, что преобладающая часть младших школьников из неполных семей обладают высоким и средним уровнем по параметру тревожности. Средний уровень тревожности является оптимальным для успешного общения школьников. Дети чаще указывали на отрицательные эмоциональные состояния в совместной трудовой и учебной деятельности, в ситуации свободной беседы. Ситуация игры в одиночестве часто воспринималась детьми как отвержение со стороны сверстников. В ситуациях агрессии и изоляции естественным является указание детей на отрицательные эмоции. Одна из испытуемых обнаружила низкий уровень тревожности. Низкие показатели тревожности у младших школьников, как правило, носят защитный характер. Ребенок отгораживается от неприятностей, избегает неприятных переживаний. Видимое эмоциональное благополучие достигается ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на общении.
Полученные при обследовании детей данные представлены нами в таблице 1 (Приложение В). Цветом отмечены те дети, что продемонстрировали склонность к проявлению тревоги – их 4 (индекс тревожности более 50%) в группе младших школьников из полных семей, что составляет 27%; в группе младших школьников из неполных семей детей с повышенной тревожностью 9, что составляет 60%.
В целом, группа дошкольников с нормальным речевым развитием проявила себя как малотревожная, что является хорошим признаком психологического благополучия личности детей и здоровья коллектива. Наглядно результаты диагностики уровня тревожности у дошкольников с нормальным речевым развитием и речевыми нарушениями представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 Уровень тревожности у дошкольников с нормальным речевым развитием и речевыми нарушениями.
Далее мы провели опрос родителей указанных детей с помощью методики Л.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко. По результатам опроса родителей в контрольной группе 27% дошкольников имеют низкий уровень тревожности, 46%- средний уровень тревожности, 27%- высокий уровень тревожности. В экспериментальной группе 20% школьников имеют низкий уровень тревожности, 27%- средний уровень тревожности, 53%- высокий уровень тревожности. Результаты наглядно представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 Результаты уровня тревожности по опросу родителей дошкольников с нормальным речевым развитием и речевыми нарушениями.
Как видно из рисунка 2, в целом, родительская оценка уровня тревожности испытуемых детей и данные, полученные при проведении проективной методики, совпали.
Результаты диагностики по методике «Лесенка» в экспериментальной группе свидетельствуют о преобладании адекватной самооценки в данной группе детей (60%), однако у двух детей отмечена неадекватно завышенная самооценка(13%), у четырех воспитанников- неадекватно заниженная самооценка (27%).
Результаты диагностики по методике «Лесенка» в контрольной группе свидетельствуют об преобладании адекватной самооценки: у большинства детей выявлена адекватная самооценка (87%), у одного ребенка самооценка оказалась неадекватно завышенной (7%), также у одного школьника самооценка оказалась неадекватно заниженной (7%). Наглядно результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 Исследование уровня самооценки у дошкольников с нормальным речевым развитием и речевыми нарушениями
Для проверки статистической значимости различий показателей в группах старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп мы воспользовались Т-критерием Стьюдент (Приложение Г).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у старших дошкольников с нормальным речевым развитием достоверно ниже уровень тревожности, чем у старших дошкольников речевыми нарушениями. Тревожность является одной из важнейших личностных показателей дошкольника, которая влияет на успешность его деятельности, умение устанавливать контакт с ровесниками и педагогами, влияет на его Я-концепцию, т.е. представление о себе.
Тревожность анализируется в доработках Ф.Б. Астапова (функциональный подход к изучению тревожности), Ф.Б. Березина (адаптационные механизмы тревожности), А.М. Прихожан (проблема диагностики причин тревожности, коррекция тревожности, виды и «маски» тревожности) , Ю.Л. Ханина межличностная и внутригрупповая тревога в условиях совместной деятельности . Исследованию самооценки посвящены работы Л.В. Бороздина и Е.А. Залучьоновой (изменение уровня самооценки при увеличении показателей тревожности), Ф. Зимбардо (проблема формирования самооценки), Е.Т. Соколовой (соотношение самооценки и образа «Я»).
Можно выделить несколько направлений в изучении проблемы тревожности. В психоаналитических концепциях тревожность считают осознанным переживанием. Устойчивая тревожность наблюдается при ригидных способах защиты личности. В когнитивно- бихевиоральных концепциях тревожность изучают в контексте теории научения. Причина тревоги- опыт в аналогичных ситуациях. А.Прихожан считает, что тревожность связана с фрустрацией значимых потребностей ребенка. [26]
Данные диагностики самооценки также указывают на то, что больше случаев неадекватной самооценки (как завышенной, так и заниженной) в группе старших дошкольников с речевыми нарушениями. Самосознание старших дошкольников с нормальным речевым развитием значимо отличается от самосознания дошкольников с речевыми нарушениями.
Следовательно, гипотеза исследования подтверждена, старшие дошкольники с нормальным речевым развитием и речевыми нарушениями имеют значимые различия в основных личностных характеристиках, в частности, уровне тревожности, самооценке.
Для гармонизации личностно-социального развития дошкольников с речевыми нарушениями необходима специальная психокоррекционная работа, проводимая психологом. Исходя из данных исследования мы разработали тренинг личностно - социального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями, целью которого является формирование адекватной самооценки и уверенности в себе, снижение уровня тревожности, развитие уверенности в себе и доверия к окружающим (Приложение Д).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям. Речевое развитие ребенка откладывает отпечаток на все психическое развитие ребенка, в том числе и на развитие его личности.
Развитие личности современного человека закладывается в раннем возрасте и дошкольном школьном возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей. Таким образом, актуально исследование особенностей личностного развития детей с речевыми нарушениями именно в этот возрастной период.
Тревожность является одной из важнейших личностных показателей дошкольника, которая влияет на успешность его деятельности, умение устанавливать контакт с ровесниками и учителем, влияет на его Я-концепцию, т.е. представление о себе.
Самооценка как наиболее значимый компонент самосознания детей особенно зависит от оценки их деятельности и поведения взрослыми (родителями, учителями). Дошкольник будто смотрит на себя глазами взрослого, признает его авторитет, неоспоримо принимает его оценки. Поэтому часто, характеризуя себя как личность, старший дошкольник повторяет лишь то, что слышал о себе от взрослых.
Поэтому, в нашем исследовании мы остановились на диагностике таких личностных характеристик как самооценка и тревожность, и сравнили эти показатели в группах младших школьников из полных и неполных старших дошкольников с нормальным речевым развитием и речевыми нарушениями.
Мы провели сравнительный анализ детей с нормальным развитием речи и детей с нарушениями речи. Вследствие проведённого анализа определился ряд выводов, свидетельствующих о значительных отличиях в формировании личности детей с нарушениями речи.
Информация о работе Личностно-социальное развитие детей с нарушением речи