Личностные сферы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

    Исполнительность  – это волевое качество человека, которое заключается в активном, старательном и систематическом  исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность  в том, чтобы полностью завершить начатое им или порученное ему дело.  
 
 
 

    1. Сфера саморегуляции человека.
 

    Сфера саморегуляции характеризуется  прежде всего свободой выбора целей  и средств их достижения; осознанностью  их выбора; свободой мысли, мнений; совестливостью; самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью и др. В современном мире каждый человек должен знать, что ему предстоит всего добиваться в жизни самому. Каждому необходимо быть в курсе того, что пробивать дорогу придется самостоятельно и в очень жестких условиях, многое будет зависеть от их уровня знаний, квалификации, умений и способностей. Многое здесь зависит от самоконтроля. Несформированность самоконтроля, неумение им воспользоваться или нежелание к нему обратиться, пренебрежение его результатами - все это неминуемо влечет за собой неудачи в жизни, профессиональной деятельности и может привести к асоциальному поведению. Для успеха полезно каждому научиться управлять своими психофизическими состояниями, регулировать уровень своего физического и психического состояния. Каждый должен быть уверен, прежде всего, в самом себе. "Тебя победили потому, что ты позволил себя победить", - говорит один из героев американского фильма.

    О возможностях сферы саморегуляции, определяющей конкретные поступки и  даже в целом жизненную линию  поведения человека, свидетельствуют  следующие факты и положения. В одном из своих писем Денис  Давыдов, военный и поэт, пишет: " С 16 лет моего возраста я сделал сам себе правило, как вести себя во всю жизнь мою, и, держась за них, как утопающий за канат спасения, никогда не торгуясь с совестью, не усыпляя ее пустыми рассуждениями и в мыслях и в душе моей, всегда хранил отца моего - добродетельнейшего человека в мире, я хранил его даже и после смерти его и сам себе говаривал, как иногда увлекаем был соблазном: "Что батюшка сказал бы, что бы он почувствовал, если бы я это сделал при жизни его?" - все дурные помышления мои мигом улетали, и ничто уже не могло совратить меня с пути, мною избранного".

    Психологами  эта мысль Д. Давыдова может быть выражена следующим образом: "Человек  не может сделать хороший жизненный  выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному Я, в каждый момент своей жизни".

    Но  само понятие "образ Я" в психологической  литературе представлено достаточно широко. Например, американский психолог М. Розенберг  выделяет шесть образов "Я":

    • "настоящее Я" - каким индивид  видит себя в действительности в  данный момент;

    • "динамическое Я" - каким индивид  поставил себе целью стать;

    • "фантастическое Я" - каким следует  быть, исходя из усвоенных норм и  образцов;

    • "будущее или возможное Я" - каким, по мнению человека, он мог бы стать;

    • "идеализированное Я" - каким приятно видеть себя;

    • ряд "изображаемых Я" - образов  и масок, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные и болезненные  черты, слабости своего "настоящего Я"

    Представляет  интерес позиция К. Роджерса, который  выделяет четыре параметра "Я":

    • реальное представление о себе;

    • представление о своей социальной роли;

    • представление о собственном  физическом состоянии и здоровье;

    • представление о своих целях, планах и желаниях на будущее.

    Поэтому каждому нужно знать свои привычки (поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные). Необходимо знать свои автоматические реакции и то, что их запускает (у каждого человека много автоматизмов, осознание их - одна из важных задач саморазвития). Нам нужно знать свои возможности в обычном состоянии - какие цели мы можем достичь без запредельного напряжения, какие есть способы достижения этих целей, что мы умеем (только зная это, можно определить, чему надо еще научиться).

    Развитая  сфера саморегуляции синтезирует  все остальные процессы, протекающие в других сферах, она управляет, координирует все психические состояния, поэтому она способствует сохранению и укреплению собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижению успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. Сфера саморегуляции органичным образом связывает индивидуальность с личностью. Например, за такими чертами, как безалаберность, безрассудство, беспечность, небрежность, опрометчивость, разболтанность, распущенность, суетливость, халатность и др., нетрудно увидеть дефицит в развитии рассматриваемой сферы.

    Напротив, если человека характеризуют как  аккуратного, выдержанного, обязательного, организованного, порядочного, рассудительного, добросовестного, предусмотрительного и т.п., то за каждой из перечисленных черт хорошо просматривается умение контролировать свои мысли и чувства, действия и поступки. Признаками развитой сферы саморегуляции являются также умения человека вовремя "сбрасывать" напряжение, снимать внутренние "зажимы", расслабляться, способность снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Эта сфера способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Любое напряженное психическое состояние, отмечает психолог Н.В. Самоукина, характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ослаблению внутренней напряженности способствует умение произвести действие децентрации, то есть снять центр ситуации с себя и перенести его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства ситуации. По сути дела, при помощи децентрации осуществляется объективация эмоционально отрицательного состояния, выбрасывание его вовне, во внешнюю среду и тем самым избавление от него. Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека в другой предмет, мысленным включением в другую ситуацию. Интеллектуальная децентрация производится, например, за счет активизации педагогической рефлексии, когда учитель старается посмотреть на себя "со стороны", произвести анализ ситуации глазами внешнего наблюдателя, реализовать "психическое зеркало". Коммуникативная децентрация реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций.

    В педагогике и психологии очень мало внимания уделено выявлению сущности и значения сферы саморегуляции. В психологии, например, довольно часто  не проводят отличия волевой сферы  и сферы саморегуляции. Конечно, особенности волевой сферы проявляются в процессах психического самоуправления и саморегулирования. Однако не следует сводить всё содержание этих процессов только к воле. Термин "волевая регуляция" нужно понимать в том смысле, что при его употреблении речь идет о каком-то определенном виде саморегуляции, в числе других ее видов, например, эмоциональной или саморегуляции профессиональной деятельности. Иначе говоря, психическая саморегуляция приобретает волевой характер, когда ее привычный, нормальный ход по тем или иным причинам затруднен, и поэтому достижение поставленной цели требует со стороны субъекта приложения дополнительных сил, повышения собственной активности для преодоления возникшего препятствия. Ряд психологов (Л.И. Божович, Г.С. Никифоров и др.) считают неправомерным отождествлять все произвольное в психике человека с волевым процессом. В диапазоне произвольного воля представляет собой одну из возможных форм его проявления (Г.С. Никифоров). Многие авторы отмечают тесную связь саморегуляции, в частности, самоконтроля с волевыми качествами, а именно целеустремленностью,дисциплинированностью,самообладанием,настойчивостью и др.

    Педагогическая  практика, по сути дела, не формирует  эту грань индивидуальности. В  то же время свобода человека в  выборе цели и средств деятельности, поведения, свобода творчества, самообладание - важнейшие качества человека. Сфера саморегуляции проявляется в способности человека управлять своим поведением и деятельностью через рефлексию и анализ своих поступков и отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Предметно – практическая сфера.
 

    Названная сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных  видах деятельности и общения. Данная сфера помогает человеку реализовать  себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Определяющим, доминирующим компонентом этой сферы являются способности. Способности, согласно известному определению Б.М. Теплова, это такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей; они не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Тепловым и другими психологами раскрыта проблема природных предпосылок способностей и задатков. "Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития" (там же). Он же показал, что, несмотря на наличие в способностях общепсихологического, "родового", они всегда являются свойством индивидуальности.

    Термины "способность" или "способный" в повседневной речи имеют достаточно широкий смысл: например, говорят, что  человек способен выполнить то или  иное задание, добиться успехов и  пр. Однако такое употребление не указывает на участвующие в деятельности свойства человека, а лишь отмечает тот факт, что данный человек в состоянии выполнить соответствующие действия и получить определенный результат. Владение комплексом действий обозначают термином "умение". Одним и тем же способностям соответствуют различные действия, а значит, и различные умения. Психологи подчеркивают, что способности и знания, способности и умения образуют единство, но не тождество. Если допустить, что способности тождественны навыкам и знаниям, тогда по оценке на экзамене можно было бы судить, не всегда верно, о способностях школьника. Многие факты свидетельствуют о таких ошибках преподавателей. Стал хрестоматийным рассказ о Сурикове, которому в молодые годы отказали в поступлении в Академию художеств. Инспектор академии, просматривавший его рисунки и безапелляционно заявивший:

    "За  такие рисунки вам даже мимо  академии надо запретить ходить", допустил именно такую ошибку. Талантливый художник вскоре  опроверг делом этот отзыв, овладев необходимыми знаниями и умениями.

    В психологии принято различать общие  и специальные способности. Общие, или общие умственные, интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности, в  том числе учении. Специальные  способности - это способности к отдельным видам деятельности, например, математические, музыкальные, технические, педагогические, компьютерные и т.д. Важными предпосылками развития способностей у детей являются их возрастные особенности, которые можно считать компонентами детских способностей. Этапы возрастного развития имеют свои особые черты. Возрастное развитие происходит путем последовательных переходов от одной ступени к качественно другой. При этом черты, свойственные определенному периоду, могут на следующей стадии развития исчезнуть или стать второстепенными.

    Происходящий  таким образом процесс возрастного  развития заставляет задуматься о тех  сенситивных периодах развития, когда  обнаруживаются особо благоприятные  возможности для того или иного  направления развития. Такими возрастными предпосылками развития способностей у младших школьников являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. У школьников средних классов отмечается возросшая самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей. У старших школьников очень заметны готовность к рассуждениям и особая эмоциональная впечатлительность. Поскольку эти качества являются возрастными и, следовательно, в какой-то мере временными, их нужно вовремя и в полной мере использовать для развития детских способностей. Вместе с тем необходимо помнить о преходящем характере возрастных предпосылок и избегать долговременного прогноза о будущих способностях ребенка. Нужно помнить, что в полной мере характеризующими способности можно считать только такие свойства, которые не исчезают при переходе в другой возраст. Но, помимо возрастных особенностей, существуют и индивидуальные различия в развитии тех или иных сфер, обусловливающие на любом возрастном фоне индивидуальные варианты развития способностей. С существованием этих различий нередко связаны случаи проявления необыкновенной детской одаренности или, наоборот, пониженных способностей, связанных с временной задержкой психического развития.

Информация о работе Личностные сферы человека