Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:48, курсовая работа
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Доминирующим методом, влияющим на экзистенциональную сферу, является анализ деятельности и общения ребенка.
Анализ
педагог может проводить как
с одним учеником, так и с
группой. В этом случае группа анализирует
свое состояние и определяет возможные
совместныедействия.
Анализ, проводимый педагогом как с отдельным
учеником, так и с группой, направлен прежде
всего на создание условий для реализации
ребенком такого метода самовоспитания,
как рефлексия.
Понятие рефлексия возникло в философии; оно означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.
Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.
Именно в процессе рефлексии и осуществляется важный акт самовоспитания – создается программа саморазвития. Программирование саморазвития – это волевой акт человека, который позволяет ему добиваться наибольших успехов в самосовершенствовании. Педагог, организуя рефлексию, должен стремиться к тому, чтобы учащиеся рассматривали ее как этап в собственном развитии. Взаимосвязь развития существующих сфер человека и влияния на них методов воспитания представлено в схеме.
Таким
образом, рассмотренная нами совокупность
методов предполагает, что субъектом
воспитания в итоге должен стать
сам учащийся.
Заключение.
Итак, мы рассмотрели основные сущностные сферы человека и влияние различных методов воспитания на развитие той или иной сферы. Так почему же развитие именно этих качеств в человеке является основной задачей педагога?
Во-первых, эмоции, воля, мотивация являются основными направляющими в развитии личности человека и адаптации его к окружающему миру. Основные этапы адаптации же происходят именно во время обучения человека: первое соприкосновение с обществом, общественной дисциплиной. Педагог является неотъемлемой частью воспитания, именно поэтому он обязан направить развитие ребёнка на ту или иную сторону.
Во-вторых, непосредственно во время обучения ребёнок начинает познавать свой внутренний мир, выбирает собственные ценности и стремления. Педагог направляет их в нужное русло, определив, что наиболее важно для обучающегося на определённом этапе и применяя для каждого индивидуальные методы.
То
есть педагог является ответственным
лицом за будущее обучающегося, именно
поэтому развитие и контроль сущностных
сфер человека является основой педагогической
деятельности.
Список
литературы.
1 Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
2 Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
3
Харламов И.Ф. Нравственное
4 Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2000.
5
Болдырев Н. И. Методика
6 Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1979.
7 Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8 Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988.
9 Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.
10 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.