Логические приемы мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: определение содержания комплекса игр и условий их организации для развития логических приемов мышления сравнения, классификации, сериации у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы логических приемов мышления
1.1 Сущность основных понятий, составляющих содержание логического мышления
1.2. Основные подходы к определению содержания работы по формированию логических приемов мышления старших дошкольников
Глава 2. Практическое задание «Составить сборник упражнений по использованию логических приемов мышления»
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

по математике.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

·  умение определять аспект сравнения объектов;

·  умение определять причины различия или сходства объектов сравнения;

·  умение формулировать результаты сравнения [68].

Т.Д. Рихтерман [13] рекомендует в работе с детьми 5-6 лет по овладению логическим приемом сравнения введение алгоритма сравнения:

1) Внимательно рассмотри  предметы и все, что знаешь  о них, расскажи себе. Подумай, что  с чем будешь сравнивать.

2) Внимательно посмотри  и скажи, чем они похожи.

3) Внимательно посмотри  и скажи, чем они различаются.

На начальном этапе обучения приему сравнения дети осознают смысл операции, практически учатся анализировать сравниваемые объекты и выделять признаки для сравнения. На этом этапе используются такие методы обучения как наблюдение и практическая деятельность старших дошкольников. На следующем этапе формирования приема сравнения дети учатся использовать этот прием для решения различных задач. На этом этапе большое значение приобретает дидактическая игра. Например, игра «Что изменилось?» требует тщательного анализа ситуации и выделения признаков сходства и различия. На третьем этапе прием сравнения от предметных, практических действий переходит к речевой сфере; он становится необходимым условием логических знаний и умений.

Прием сравнения лежит в основе приемов сериации и классификации. Успешное овладение сравнением позволяет перейти к заданиям на выстраивание сериационного ряда и классификацию на основе общих признаков.

Классификация – способ умственных действий, направленный на разбиение множества объектов на классы по определенному основанию. В работе Л.Ф. Тихомировой [60] выделены составляющие умения классифицировать. Это следующие умения:

·  умение выделять свойства и признаки объектов;

·  умение объединять объекты в группы на основе общего признака;

·  умение определять, к какой из групп принадлежит изучаемый объект;

·  умение выделять объект, не принадлежащий к данной группе по какому-либо признаку;

·  умение формулировать основание классификации объектов;

·  умение перегруппировывать объекты в соответствии с изменившимся основанием.

При целенаправленном обучении старший дошкольник может овладеть следующими умениями, необходимыми для осуществления сериации [66]:

1. Находить закономерность  расположения объектов, упорядоченных  по одному признаку и размещенных в одном ряду.

Для развития этого умения обычно используются задания, в которых к уже упорядоченным объектам необходимо добавить еще один, но такой, который не нарушил бы закономерности их расположения. Решить задачу можно только в том случае, если найти эту закономерность. А что бы найти ее, ребенок должен внимательно проанализировать каждый объект, включенный в ряд, и найти признак (принцип), по которому каждый следующий объект отличается от предыдущего. На начальном этапе тренировки этого умения в заданиях данного типа следует использовать только наглядные признаки, т.е. признаки, которые ребенок может обнаружить визуально. Таким признаком может быть изменение количества элементов объекта. Например, в игре «Найди соседей» дети восстанавливают сериационный ряд с пропущенным элементом, которым может быть пропущенное число или карточка с нарисованными фигурами.

2. Упорядочивать объекты  ряда, расположенные случайным образом. В этом случае используются  более сложные задания. В них  объекты предлагаются в неупорядоченном виде. Данный тип задания предполагает развитие умения самостоятельно находить признак (представленный наглядно), по которому нужно упорядочивать объекты. Здесь важно, чтобы ребенок научился на основе анализа объектов находить наиболее существенный признак, присущий каждому из них, но меняющийся от объекта к объекту. Анализ многочисленных публикаций (З.А. Михайловой [31], И.Л. Матасовой [36], Е. Агаевой [1] и др.) показывает, что условием эффективности математического развития ребенка дошкольного возраста является широкое использование игры в обучении как ведущего вида деятельности дошкольников. Игры с математическим содержанием способствуют:

- развитию логического  мышления ребенка;

- отсутствию у детей, обучающихся  математике при помощи игрового подхода, стереотипа мышления, возникающего в результате постоянно повторяющихся воздействий, обычно используемых при системе классно-урочных занятий;

- формированию познавательного  интереса к математике.

Анализ содержания работы образовательных программ ДОУ показывает: авторы программ признают несомненную важность развития логических приемов мышления как центральной линии интеллектуального развития старшего дошкольника. Вместе с тем авторы программ предлагают разные способы и методы для решения поставленной задачи:

·  в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой основным методом развития логических приемов мышления является упражнения детей в процессе различных заданий для формирования умений и навыков;

·  в программе «Детство» содержание работы реализуется в игровой и практической деятельности детей, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх, во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности, таких как природоведческая, изобразительная, конструктивная и т. д. При этом взрослый создает условия и обстановку, благоприятную для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, воссоздания, группировки и т.д., направляя процесс ее развития;

·  в программе «Развитие» средством развития логического мышления является использование в обучении моделей. Последовательность их использования отражает общую закономерность изменения моделей в процессе овладения детьми действиями моделирования: первоначально используются модели, имеющие внешнее сходство с моделируемыми отношениями (предметные модели количественных отношений), позднее – условно-символические (числовая ось, логическое древо, круги Эйлера).

Таким образом, в результате анализа можно констатировать, что целостной концепции развития логических приемов мышления детей в дошкольной педагогике пока не сложилось.

 

Глава 2. Практическое задание «Составить сборник упражнений по использованию логических приемов мышления»

2.1. Дидактические игры, направленные на формирование умения сравнивать, сопоставлять

1. Дидактическая игра «Что изменилось? » Формировать у дошкольников  наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы и заключения, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происходящие с предметами, сопровождая все свои действия речью.

2. Дидактическая игра «Из чего  и кем сделано? » Уточнить знания  детей о том, из каких тканей  на фабрике шьют одежду, активизировать  в речи детей такие слова, как льняная, хлопчатобумажная, сделанная из хлопка, парчи, шелка.

3. Дидактическая игра «Да – нет» Учить детей мыслить, логично задавать вопросы, делать правильные умозаключения, сопоставив их с вопросами.

4. Дидактическая игра «Похож  – не похож» Учить детей  сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

5. Дидактическая игра «Придумай  предложение» Развивать у детей  речевую активность, быстроту мышления; закрепить умение детей самостоятельно составлять предложения с названным словом, сравнивая и сопоставляя свое предложение с предыдущим.

6. Дидактическая игра «Было – будет» Уточнить представления детей о прошлом, настоящем и будущем времени; совершенствовать умение детей отвечать на слова стихотворения словами «есть», «было», «будет».

7. Дидактическая игра «Найди  такую же» Совершенствовать умение детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия; сопровождая свою речь четкими высказываниями.

 

2.2. Игры на развитие логического приема «классификация»

Дидактическая игра «Помоги найти гномику свой домик»

Материал: домики разного цвета и формы, фигурки гномиков.

Задание. «У всех гномиков были свои домики. И мамы, чтобы они не заблудились, пришили им столько маленьких колокольчиков, сколько колокольчиков висело на домике. Каждый вечер гномики возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живет. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, гномики не смогли попасть в свои домики». Воспитатель просит детей помочь гномикам найти свои домики. Раскладывая фигурки гномиков в соответствии с количеством колокольчиков, дети группируют их с отвлечением от величины и цвета.

Усложнение игры: вместо колокольчиков на доме проставлены цифры, соответствующие количеству колокольчиков, пришитых на одежде гномиков.

Дидактическая игра «Заполни аквариумы»

Материал — три аквариума, количество рыбок в зависимости от задания (по сколько рыб необходимо посадить в аквариумы); рыбки двух размеров, трех цветов, чешуя четырех форм, хвост двух длин. Задание — рассадить по 5 рыбок в аквариумы, например, так: в один — рыбок с длинными хвостами, в другой — с чешуей прямоугольной формы, в третий — всех красных рыбок. Определить, какие рыбки будут располагаться в местах сообщения аквариумов (т.е. одна рыбка будет иметь два или больше заданных свойств).

Дидактическая игра «Садовники»

Материал: три клумбы, количество цветков в зависимости от задания, они трех цветов, двух размеров, с сердцевинкой и без нее, лепестки четырех форм. Задание: посадить на одну клумбу 6 цветов с сердцевинкой, на вторую — 6 с круглыми лепестками, на третью — 6 только большие цветы. Определить, какие цветы окажутся на пересечении двух клумб, какие — на пересечении трех клумб.

Дидактическая игра «Бабочки»

Материал: три полянки, количество бабочек в зависимости от задания, они трех цветов, двух размеров, крылья имею две формы, четыре варианта узоров. Задание: на одной полянке рассадить 7 бабочек с треугольным узором, на другой — 7 немаленьких, на третьей — 7 нежелтых. Определить, какие бабочки окажутся на пересечении двух полянок, трех полянок.

Дидактическая игра «Машинки»

Материал: три гаража, количество машинок в зависимости от задания, двух размеров, трех цветов, четырех видов: легковые, самосвалы, грузовики, цистерны. В одном гараже 4 большие машины, во втором — 4 легковые, в третьем — 4 зеленые. Какие машины не попали в гаражи, какие могут разместиться в двух, трех гаражах?

Дидактическая игра «Люди» Материал: три комнаты, количество человечков в зависимости от задания, мужчины и женщины трех возрастов — дети, взрослые, старики; светловолосые, темноволосые, веселые, печальные. В первой комнате 8 мужчин, во второй — 8 детей, в третьей — 8 веселых. Кто вне комнат, кто может ходить из комнаты в комнату?

Дидактическая игра «Животные» Материал — три обруча, количество животных неограничено. Классификация по свойствам: виды животных, размер, покров, количество ног, дикие, домашние и др.

2.3. Дидактические игры, направленные на формирование умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам

1. Дидактическая игра «Первоклассник» Закрепить знание детей о предметах, необходимых для учебы, сформировать умение выделять школьные принадлежности из ряда других.

2. Дидактическая игра «Кто потрудился? » Расширять и уточнять знания  детей о труде взрослых, научить  группировать предметы по месту их производства: фабрика, завод, колхоз, объясняя свой выбор.

3. Дидактическая игра «Кто быстрее? » Уточнять и расширять знания  детей о видах спорта: зимних  и летних; расширять словарь детей  словами, обозначающие разные виды спорта.

4. Дидактическая игра «Отвечай быстро» Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству; приучать быстро думать и отвечать; активизировать в речи детей слова, обозначающие цвет, форму, величину.

5. Дидактическая игра «Охотник»  Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб и птиц.

6. Дидактическая игра «Вершки  – корешки» Совершенствовать  умение детей классифицировать  предметы по принципу: что съедобно  – корень или плоды на стебле.

7. Дидактическая игра «Кому что нужно? » Совершенствовать умение детей классифицировать предметы, называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

8. Дидактическая игра «Что где  растет? » Закреплять знания детей  о растениях; развивать умение  устанавливать пространственные  связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания; активизировать в речи детей слова, обозначающие растения.

2.4. Дидактические игры, направленные на формирование умения выделять существенные признаки предметов

1. Дидактическая игра «Для чего нужен предмет? » Развивать у детей сообразительность активность и самостоятельность мышления, закреплять знания детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда; умение рассказать о предметах, используя слова – действия и слова – признаки.

2. Дидактическая игра «От зернышка  до булочки» Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; активизировать в речи детей слова: сеялка, борона, элеватор, комбайн, завод и т. д.

3. Дидактическая игра «Умные  машины» Закреплять знания детей о том, что в работе людям помогают разные машины: учить группировать машины по одному признаку: по их назначению, упражнять в правильном назывании машин, активизировать словарь детей словами: бульдозер, подъемный кран, «Скорая медицинская помощь», грузовой автомобиль, снегоуборочная машина и т. д.

4. Дидактическая игра «Кто больше  знает? » Обогащать знания детей  об окружающих их предметах; закрепить умение детей называть предметы, уточняя их свойства, признаки и назначение.

Информация о работе Логические приемы мышления