Чтобы развить логическое мышление
младшего школьника, необходимо уделять
больше времени развитию внимания.
К.Д. Ушинский говорил, что «внимание
есть именно та дверь, через которую
проходит все, что только входит в
душу человека из внешнего мира».
Регулярное использование
на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных
на развитие логического мышления, расширяет
математический кругозор младших школьников,
способствует математическому развитию,
повышает качество математической подготовленности,
позволяет детям более уверенно ориентироваться
в простейших закономерностях окружающей
их действительности и активнее использовать
математические знания в повседневной
жизни.
Чтобы ребенок учился
в полную силу своих способностей,
стараюсь вызвать у него желание
к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя
возбуждать, укреплять и развивать
познавательные интересы учащихся в
процессе обучения состоит в умении
сделать содержание своего предмета
богатым, глубоким, привлекательным, а
способы познавательной деятельности учащихся разнообразными,
творческими, продуктивными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время все активнее
и активнее идет поиск обновления
содержания школьного образования
вообще и, в частности усиления поиска
новых вариантов начального курса математики
с целью повышения эффективности как обучения,
так и развития младших школьников. Линия
на развитие познавательных процессов
учащихся достаточно четко прослеживается
и в действующих стандартных учебниках
математики. В них есть упражнения, направленные
на развитие внимания, наблюдательности,
памяти учащихся, на умение проводить
анализ, сравнивать предлагаемые объекты,
фигуры, процессы, подмечать скрытую закономерность
и т.д. Однако, как показывает практика
начальной школы, предложенные в учебниках
упражнения развивающего характера нуждаются
в дополнительном расширении и обогащении
большим числом специальных заданий, задач
и упражнений содержательно-логического
и нестандартного характера, заданий,
требующих применения знаний в новых
условиях, поданных в определенной системе.
Развитие логического мышления
в значительной мере идет стихийно,
поэтому большинство учащихся, даже
старших классов, не овладевают начальными
приемами логического мышления, а этим
приемам необходимо начинать учить с начальной
школы.
Прежде всего из урока в урок нужно
развивать у ребенка способности к анализу
и синтезу. Острота аналитического ума
позволяет разобраться в сложных вопросах.
Способность к синтезу помогает одновременно
держать в поле зрения сложные ситуации,
находить причинные связи между явлениями,
овладевать длинной цепью умозаключений,
открывать связи между единичными факторами
и общими закономерностями.
Наша общая забота – помогать
всем детям в умственном развитии,
укрепляя уверенность ребенка в своих
силах, повышает его интеллектуальный
уровень, готовя к обучению в среднем звене.
Логическое мышление лежит в
основе способностей человека, является
условием обучения, приобретения знаний,
формирования умений и навыков. Без
мышления невозможна нормальная жизнь
ни личности, ни общества. Благодаря
мышлению, человек выделился из животного
мира и достиг высокого уровня.
Изучив программу и методику
развивающего обучения по дидактической
системе Л.В. Занкова, апробировав
учебник И.И. Аргинской «Математика-1»,
«Математика-2», «Математика-3», я пришла
к выводу, что система развивающего обучения
необходима для успешного умственного
развития учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аптер, М. Дж. Теория реверсивности и человеческая активность / М. Аптер // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 162— 199.
- Айзенк, Г. Дж. Интеллект: новый взгляд / Г. Айзенк// Вопр. психол. 1995. № 1. С. 111
- Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки // Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды. В 2т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. С. 128-267.
- Анастази, А. Психологическое тестирование. / А. Анастазин М. 1990.
- Акентьев, В.В., Перельман, Я.И.. Смекалка для малышей. В.В. Аксентьев, Я.Н. Перельман Москва. Омега.1994 г.
- Алексеева, Л.Г., Воронин, А.Н.. Развитие и диагностика способностей./ Л.Г. Алексеева, А.Н. Воронин Москва. Наука 1991 г.
- Богуславская, З.М. Выделение цвета и формы детьми дошкольного возраста в зависимости от характера их деятельности / З.М. Богуславская// Доклады АПН РСФСР. № 1. М-АПН РСФСР, 1958. С. 55-58.
- Бодалев, А.А. Межличностное восприятие и понимание // Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. М- Педагогика, 1983 С. 85-265.
- Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика. / А.В. Брушлинский М.: АН СССР, 1970.
- Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта. / А.В. Брушлинский М,: Изд-во РАН. 1994.
- Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. / Л.Ф. Бурлачук Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Питер, 1999.
- В 2 кн. Кн. 1. М. Педагогика, 1982.
- Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.
- Волочков, А.А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): Автореф. канд. дис. / А.А. Волочков Пермь, 1997.
- Вохмянина, А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена./ А.Е. Вохмянина Магнитогорск. 1985 г.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1991.
- Выготский, Л.С. Проблемы обучения и умственного развития / Л.С. Выготский // Избранные исследования. - М.: 1956 г.
- Вяткин, Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности / Б.А. Вяткин // Психол. журн. 1993. Т. 14. № 2. С. 73—83.
- Вяткин, Б.А. Стили активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б.А. Вяткин // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь: ПГПИ, 1992. С. 36—55.
- Вяткин, Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин // Психол. журн. Т. 18. 1997. № 3. С. 125—141.
- Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». / П.Я. Гальперин М.: Изд-во МГУ, 1965.
- Гараи, Л., Кечки, М. Еще один кризис в психологии. / Л. Гараи, М. Кечки // Вопр. филос. 1997 № 4. С. 86-97.
- Голощапова, С.В. Логические игры
и задачи на уроках математики./ С.В. Голощапова
Ярославль. «Академия развития». 1997 г.
- Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении. / В.В. Давыдов М.: Педагогика, 1972.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования. / В.В. Давыдов М. Педагогика, 1986.
- Донцов, А.И., Саркисян Ш.В. Динамика межличностного восприятия в условиях совместной деятельности / А.И. Донцов, Ш.В. Саркисян // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 86-151.
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. / В.Н. Дружинин 2-е изд., доп. СПб: Питер, 1999.
- Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. / А.З. Зак Москва. «Просвещение», «Владос». 1994 г.
- Зак, А.З. Различия в мышлении детей. / А.З. Зак Москва. 1992 г.
- Запорожец, А.В., Зинченко, В.П., Эльконин, Д.Б. Развитие мышления // Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. / А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.Д. Эльконин М.: Просвещение, 1964. С. 183-246.
- Зыкова, В.И. Оперирование понятиями при решении геометрических задач / В.И. Зыкова // Известия АПН РСФСР. 1950. Т. 28. С. 155-194.
- Измерение интеллекта детей. Пособие для психолога-практика / Под ред Ю 3. Гильбуха Ч. 1. Киев: РОВО «Укрвузполиграф», 1992.
- Кабардов, М.Н., Матова, М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей / М.Н. Кабардова, М.А. Матова // Вопр. психол. 1988. № 6. С. 106-115.
- Казанцева, Я.Э. Математика с улыбкой. Игры, ребусы,
кроссворды для младших школьников. / Я.Э.
Казанцева Ярославль. «Академия развития».
1998 г.
- Климов, Е.А. Штрихи к портрету B.C. Мерлина / Е.А. Климова //Вопр. психол. 1998. № 1. С. 95—98.
- Котик, М.А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса в труде / М.А. Котик //Вопр. психол. 1989. № 6. С. 81—92.
- Кроник, А.А. Межличностное оценивание в малых группах. / А.А. Кроник Киев: Наукова думка, 1982.
- Чилингирова, Л., Спиридонова, Б. Играя, учимся
математике. / Л. Чилингирова, Б. Спиридонова
Москва. «Просвещение». 1993 г.
- Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев М.: Знание, 1979.
- Леонтьев, А.Н Деятельность. Сознание Личность / А.А. Леонтьев // Леонтьев А.Н. Избр психол. произв. В 2 т. Т 2. М.. Педагогика, 1983. С. 94-231.
- Люблинская, А.А. Роль языка в развитии познавательной деятельности ребенка / А.А. Люблинская // Всерос. совещание. Доклады на совещании по проблемам психологии. 1954. 3-8 июля. С. 124-137.
- Менчинская, Н.А. Мышление и процесс обучения / Н.А. Мнечинская // Исследование мышления в советской психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1966. С. 349-387.
- Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. / В.С. Мерлин М.: Педагогика, 1986.
- Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин // Избр. труды / Под ред. Е.А. Климова. М.; Воронеж, 1996.
- Модель прогнозирования персонального роста руководящих кадров // Организация управления 1990 № 9 С. 44.
- Молл, Е. Г. Руководитель строительного производства / Е.Г. Молл М.: Стройиздат, 1991.
- Молл, Е. Г. Управленческая карьера в России / Е.Г. Молл // Проблема теории и практики управления 1996 № 6. - С 117—120.
- Молл, Е.Г. Консультирование по проблемам управленческой карьеры / Е.Г. Молл // Управление человеческими ресурсами стратегия и практика Алматы, 1996 С 58—61.
- Мясоед, П.А. Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников / П.А. Мясоед // Вопр. психол. 1996. № 2. С. 130-136.
- Мясоед, П.А. Теория и практика в работе школьного психолога / П.А. Мясоед // Вопр. психол. 1993. № 4. С. 72-79.
- Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. / Б.П. Никитин Москва. 1980 г.
- Обуховский, К. Психологическая теория строения и развития личности / К. Обуховский М.: Наука, 1981
- Обучаем по системе Занкова Л.В.1 кл., 2 кл., 3 кл. Москва.
Просвещение. 1993 г.