Логопедическая ритмика как средство развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:07, доклад

Краткое описание

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности. Вместе с тем, этот жизненный этап довольно сложен для детей, так как именно в это время происходит переход от дошкольного детства к школе, со всеми её отличиями от детского сада, нагрузками на психику и, конечно же, организм ребёнка.

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД ПО ЛОГОРИТМИКЕ.docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

«Логопедическая ритмика  как средство развития младших  школьников»

“Если вы не видите немедленного результата –

 хорошего или  плохого, 

- будьте терпеливы  и наблюдайте». 

Дипак Чопра.

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.

Вместе с тем, этот жизненный этап довольно сложен для детей, так как именно в это время происходит переход от дошкольного детства к школе, со всеми её отличиями от детского сада, нагрузками на психику и, конечно же, организм ребёнка.

Младший школьный возраст  определяется возрастом детей с 6 (7) до 9 (10) лет. Ребёнок 7-8 лет находится как бы на рубеже двух возрастных категорий: он ещё в плену детских игр и ощущений, связанных с домашней обстановкой, и вместе с тем входит в школьную жизнь, накладывающую на него новые обязанности. В этом возрасте у детей выделяют кризис 7 лет. Психолог Л.С. Выготский говорил, что ребёнка в 7 лет отличает утрата детской непосредственности, причина этому – недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. В этом возрасте распадается единство аффекта и интеллекта (т.е. ребёнок не владеет и не управляет своими чувствами и эмоциями). В 7 лет возникает своеобразная структура переживаний: ребёнок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчён», « я добрый», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка – осмысленных переживаний: переживания приобретают смысл, и у ребёнка возникает новое отношение к себе и впервые возникает обобщение переживаний или аффективное обобщение, логика чувств. Новообразованиями является самолюбие, самооценка. Постепенно возникает дифференцированность внутреннего и внешнего. Главная деятельность детей младшего школьного возраста – это учебная деятельность.

Младший школьный возраст - это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций  всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления  личности. Вместе с тем это благоприятный  период для положительного воздействия  на развитие детей средствами партерной  гимнастики.

Именно в младшем школьном возрасте имеются все условия  для всестороннего, гармоничного физического  развития, образования, воспитания и  оздоровления.

В онтогенетическом аспекте  проблемы развития способностей выделяются два плана – индивидуальный и возрастной. Изучение возрастных особенностей развития, способностей основывается на индивидуальных данных.

Возрастные особенности  – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно  изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Возрастные особенности  образуют определённый комплекс многообразных  свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида.

Возрастные психологические  особенности младших школьников зависят от предшествующего психологического развития детей, от их готовности к  чуткому отклику, на воспитательные воздействия взрослых.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь). У первоклассников, второклассников доминируют наглядно-действенные  и наглядно-образное мышление, у  третьего – четвертого класса появляются элементы логического мышления. Ребенок  также обладает большой двигательной активностью. В этом возрасте многие дети быстро утомляются, требуется  частая смена деятельности, ребенок любознателен, подвижен, общается с детьми и взрослыми.

Проявляются особенности  психологического поведения ребенка, которые проявились в учебной  практике: слабый, разрозненный, неорганизованный физический опыт, недостаточная координация, потребность к смене эмоционального состояний, общение в опоре на чувственные ощущения, личностная доминанта, то есть стремление самовыразиться в  двигательных формах. Совместная деятельность ребенка и педагога при правильном подходе педагога будет продуктивной.

Коллектив – для ребенка  младшего школьного возраста – это  среда общения, где он учится сравнивать, оценивать поведение, возможности  – других ребят и свои. В коллективе младший школьник начинает адекватно  оценивать себя, формирует свою линию  поведения, поэтому важен диалог, понимание между учителем и учеником, передача жизненного опыта, межличностное  общение.

В младшем школьном возрасте ребенок лучше воспринимает информацию при показе. Показ должен быть очень  точным и четким, так как дети нередко просто копируют педагога и  могут повторить его ошибки. Но для развития второй сигнальной системы, пополнения терминологического запаса показ следует сопровождать кратким  и доступным объяснением.

Эмоциональные проявления у  детей несовершенны, волевые и  нравственные качества имеют ограниченный характер. Поэтому необходимо неустанно  работать над развитием этих качеств  у детей, помня, что похвала и  методы поощрения в этом возрасте гораздо действеннее методов  наказания, при поощрении за малейшее достижение ребёнок стремится достигнуть еще большего, хорошо воздействует также ситуация успеха, положительный  пример сверстников.

Музыкальное сопровождение  занятий на этом этапе начальной  подготовки должно быть простым, понятным и доступным, близким детям.

При применении этих методов  происходит более динамичное развитие способностей ребенка.

Особенности физического  развития    младших школьников

Мышцы детей в этом возрасте имеют более пластичную структуру, по сравнению с взрослыми. Они  обладают хорошей эластичностью, поэтому  болевые и тянущие ощущения сведены  к минимуму (при тренировке), суставы  так же подвижны и с лёгкостью  поддаются тренировке гибкости, что  придаёт детям в этом возрасте преимущество перед взрослыми на занятиях, нацеленных на растяжку и  гибкость.

В этом возрасте – в возрасте младшего школьника начинают устанавливаться  постоянные характеристики тела. Начинается окостенение длинных костей. Окостенение  идет неравномерно, и чрезмерные силовые  нагрузки могут нарушить этот процесс. Так же в возрасте 7 – 10 лет мышцы  полностью не оформлены, имеет место  неравномерность развития отдельных  мышечных групп. Основные двигательные качества развиваются неравномерно и зависят от состояния функциональных систем ребенка и его дыхательного опыта. Поэтому специалисты рекомендуют  в начальный период повышать общую  дееспособность занимающихся с помощью  разнообразных средств.

В последние годы резко  возросло количество детей с речевыми проблемами.  Дети, приходя сегодня  в школу, имеют различные речевые  проблемы. Это чаще всего, общее недоразвитие речи, включающее в себя различные  недостатки: звукопроизношения, нарушения  звуко-слоговой структуры речи, интонационной выразительности. В результате, у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность. Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи ребенка. Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития “ребенок-подросток-взрослый”,  т. е.  ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной в частности недостатки звукопроизношения и просодической стороны речи (интонационно-выразительной).

Происходящий на наших  глазах процесс реформирования общественной жизни затронул, в частности, систему  музыкального образования, в рамках которой, наряду с традиционными  формами обучения и широко распространенными  методическими приемами, все большую  роль приобретают альтернативные формы  обучения. Изучив некоторые труды  великих логопедов, музыкотерапевтов, учителей-логопедов, применяющих в  своей коррекционной работе нетрадиционные методы, я решила остановиться на нетрадиционном методе музыкальной терапии –  логоритмики. В поисках подхода  к организации логоритмических  занятий, я опиралась на рекомендации авторов логопедических методик  последних лет.

 Логопедическая ритмика  – это упражнения на координацию  слова с движением. Цель логоритмических  занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического  нарушения путем развития, воспитания  и коррекции двигательной сферы  в сочетании со словом и  музыкой.

 Таким образом, воздействие  логоритмических музыкальных занятий,  действительно помогает ребенку  с речевыми недостатками, и в  этом заключается актуальность  данной работы.

То, что музыка благотворно  действует не только на душу, но и  на тело, заметили еще в древности.

 Музыка как один  из видов искусства оказывает  огромное эмоциональное воздействие  на человека, воспринимающего ее. Она находится на высшей ступени эстетических ценностей, которые по своему чувственному выражению наиболее близки естественному восприятию человека.

 Еще одним специфическим  свойством музыкального искусства  является способность свободно, непосредственно, ненавязчиво и  вместе с тем очень сильно  воздействовать на личность. Без  какой-либо преднамеренности и  внешних искусственных вмешательств  музыка может вызвать глубокие  реакции слушателя. Музыкальное  искусство влияет не только  на эмоциональное и эстетическое  восприятие, но и на области  познания, эстетического чувства  и поведения человека. Своим непрямым, невербальным характером музыкальное  искусство воздействует как мощный  стимул коммуникации и интеграции.

 Музыкой лечили нервно-психические  болезни, в средние века пытались  использовать ее как наркоз. Но  все эти эксперименты проводились  с взрослыми.

 Музыка всегда претендовала  на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские  центры лечили людей от тоски,  нервных расстройств, заболеваний  сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

 Музыкой можно изменять  развитие: ускорять рост одних  клеток, замедлять рост других.

 Различные исследования  доказали, что мелодии, доставляющие  человеку радость, благотворно  влияют на его организм: замедляют  пульс, увеличивают силу сердечных  сокращений, способствуют расширению  сосудов, нормализуют артериальное  давление, стимулируют пищеварение,  повышают аппетит. Раздражающая  музыка дает прямо противоположный  эффект.

 Музыкальная терапия  является своеобразной формой  активной терапии, средством воздействия  в комплексе методик и учебной  дисциплиной. Первое понимание  музыкотерапии основано на сочетании  слова, музыки, умиротворения и  движения. Взаимоотношения указанных  компонентов могут быть разнообразными, с преодолением одного из них  или связи между ними.

 Второе понимание музыкотерапии  обуславливает включение ее в  любую реабилитационную методику  воспитания, обучения и лечения  людей с различными аномалиями  развития и нарушения речи.

 Одним из таких методов  музыкотерапии, является метод  - логоритмика. Занятия по логопедической  ритмике, строятся на дидактических  и специфических принципах. Они  связаны между собой и определяют  единство воспитания, развития и  коррекции функциональных систем  детей с речевыми расстройствами.

 Известно, что у значительной  части детей, с речевыми нарушениями,  имеются нарушения слухового  восприятия и эмоционально-волевой  сферы. Музыка, как наиболее доступный  детскому восприятию вид искусства,  способна не только привлекать  внимание детей, заинтересовать  и доставлять удовольствие, возбуждать  эстетическую эмоцию, но и значительно  обогатить, эмоционально окрасить  даже самые первоначальные представления  ребенка о сложном материальном  и социальном мире, который его  окружает.

 Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр  при условии правильно подобранных  приемов положительно развиваются  психические процессы и свойства  личности, чище и грамотнее становится  речь. Таким образом, музыка, музыкальное  воздействие может оказать большую  помощь в коррекционной работе.

 В силу многих обстоятельств  в течение всего периода обучения  голос ребенка непрерывно изменяется  во всех основных качествах:  по звуковысоте, силе, тембру, диапазону,  продолжительности звучания в  регистрах.

В нашем Центре был создан кружок «Веселая логоритмика» для группы детей начальной школы. Применение логопедической ритмики в Центре  вызвано рядом особенностей недоразвития речи: нарушение звуко-слоговой структуры слова, нарушения в произносительной стороне, в просодической стороне (интонация), нарушения темпа речи, невыразительность речи и т.д.

 Занятия проводятся  по 30 минут 1 раз в неделю.

 При подборе приемов,  материала, методик я изучила  большое количество литературы. Мне необходимо было найти  что-то близкое и понятное детям,  тем не менее, упражнения должны  были давать результат и воздействовать  на все психические процессы, а особенно на речь.

Информация о работе Логопедическая ритмика как средство развития младших школьников