Логопедическая ритмика как средство развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:07, доклад

Краткое описание

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности. Вместе с тем, этот жизненный этап довольно сложен для детей, так как именно в это время происходит переход от дошкольного детства к школе, со всеми её отличиями от детского сада, нагрузками на психику и, конечно же, организм ребёнка.

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД ПО ЛОГОРИТМИКЕ.docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

 Наш кружок включает в себя следующие виды деятельности:

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет  его более выразительным, воспитывать  основные качества голоса - силу и высоту, а так же оказывает профилактическое действие. Стихотворения (речевые упражнения) я стараюсь подбирать так, чтобы учащиеся  могли соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

  • Музыкальным материалом для данного вида деятельности служат дразнилки, стихи, простые рифмы, заклички, прибаутки.
  • Пение и движение под музыку так же улучшает дикцию и координирует слух и голос. Игры с вокальным исполнением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. На данном этапе уделялось внимание формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукопроизношению.
  • Следующие очень любимы детьми - это ритмические упражнения. У детей, имеющих речевую патологию, часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которых - простые рифмы, имена, считалки, дразнилки, поговорки и т. д.. С помощью данных приемов данной системы, воспитывается чувство ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции.
  • Речевая декламация. Ритм имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритмические упражнения, различные типы движения развивают, таким образом, и эмоциональную сферу. Очень важным элементом являются именно игровые методы работы с детьми. В процессе игры легко естественно вырабатываются навыки согласованных действий, концентрируется внимание, дети легко ориентируются в пространстве и происходит все это очень естественно, без всякого давления на ребенка, который не испытывает при этом никаких психологических затруднений.

 К сожалению пока не затронута игра на элементарных музыкальных детских инструментах, но я стараюсь включить этот вид деятельности, т. к. это отличное средство для решения таких коррекционных задач:

1)развитие внимания и  памяти, так как каждому ребенку,  играющему в ансамбле они необходимы, чтобы вовремя вступить и правильно  сыграть свою партию;

2) развитие координации  движений при игре на таких  инструментах, как бубен, барабан,  металлофон, маракасы;

3)развитие мелкой моторики  пальцев рук при игре на  пианино, металлофонах, бубенцах, колокольчиках,  треугольниках и т.д.;

4) развитие фонематического  слуха в музыкально – дидактических  играх («Отгадай инструмент, сыграй  как я!»);

5) формирование чувства  музыкального ритма, метра и  темпа.

Большое значение придавала  именно национальной основе музыкального воспитания, использованию родных ребенку  мотивов и звуков. Именно фольклор русского народа в качестве музыкального материала подходит больше всего.

 Также дети с удовольствием принимают участие в театрализации песен, сказок, украшенных выразительной мимикой, жестами, актерским исполнением. Данный прием развивает творческое воображение, фантазию и доставляет огромное удовольствие. Это опять-таки материал из русского фольклора, песни с ярко выраженным игровым началом, разыгрыванием сюжета, танцем, пляской, шуткой.

  • Слушание музыки. Задачи на данном этапе таковы: развитие музыкального восприятия, умение грамотно высказывать свое мнение о прослушанном произведении. Во время прослушивания, при необходимости, ставились задачи перед детьми: подобрать необходимый музыкальный инструмент, передавать ритм произведения игрой на них, уметь найти заданную учителем тему в прослушиваемом произведении.

Ритмическая  гимнастика. А если точнее, то элементы ритмической  гимнастики. В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что  усиливает их воздействие на организм.

Формирование здоровья ребёнка, его полноценное развитие в значительной степени зависят от того, какие  программы используют педагоги в  дошкольном и школьном учреждении при  организации физкультурно-оздоровительной  работы с детьми, как учитывают  особенности своих воспитанников  и конкретные условия образовательного учреждения. Выполнение упражнений в  ритмической гимнастике имеет свои особенности:

- каждое упражнение в  отдельности достаточно просто  и поэтому доступно практически  всем возрастным категориям занимающихся;

- многократные повторения  каждого движения, их сочетаний  в связках, сериях и целом  потоке - определяют их аэробный  характер, стимулирующий работу  сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата;

- большинство упражнений  красивы по форме и стилю  исполнения, движения в них свободны, что создает благоприятные условия  для воспитания выразительности  и развития пластичности;

- ритмичное музыкальное  сопровождение, а также красивая  и точная демонстрация движений  преподавателем создают положительный  эмоциональный фон, соответствующий  настроению и вкусу занимающихся;

- отдельные упражнения  объединяются в комплексы, позволяющие  включить в работу большое  количество мышечных групп, обеспечить  гармоничность воздействия. 

На занятиях логопедической ритмикой применяются несколько  групп упражнений: строевые, специальные  упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, упражнения художественной гимнастики и нетрадиционных оздоровительных  видов гимнастики. Содержание ритмической  гимнастики составляют:

  • движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи;
  • разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;
  • элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;
  • танцевально-хореографические элементы.

С помощью общеразвивающих  упражнений можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные  группы мышц: для мышц рук и плечевого  пояса, для мышц шеи и туловища, для мышц ног, для мышц всего тела. Задача – тренировать крупные  мышечные группы, развивать двигательные способности, формировать правильную осанку, совершенствовать координацию  движений, уметь слушать и выполнять  различные упражнения под музыку. Так же  используются  дыхательные  упражнения и ходьба, что позволяет  решать задачи восстановления организма после нагрузки.

 Применение приемов  логопедической ритмики на кружке «Веселая логоритмика», способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, улучшению исполнения качества движений: выразительности, координации, ритмичности, плавности, координации и развитию ощущений, восприятий, представлений. Стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи, (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). Дети принимают активное участие в общешкольных мероприятиях.

В своей работе я убедилась, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях  активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных  средств логопедической ритмики  требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Все  выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

Занятия, на мой взгляд, стали  продуктивнее, проходят на более высоком  эмоциональном уровне. Дети   активно  включаются в игровые действия речевых  упражнений.

В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более  раскрепощенными, эмоциональными, значительно  улучшили свои ритмические способности. У детей повысилась координация  движений, они стали более собранными и внимательными  на занятиях, а также заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.

 

 

 

 

 


Информация о работе Логопедическая ритмика как средство развития младших школьников