Малые фолклерные жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы развития речи учащихся
1.1 Сущность понятий "речь", "развитие речи"
1.2 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
1.3 Психофизиологические основы развития речи
1.4 Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников
Раздел 2. Установление роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников
2.1 Планирование исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Библиография
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

В школе учащиеся усваивают тысячи новых слов и новые значения. Развивая речь учащихся, следует предъявлять ряд требований к речи, такие как содержательность, точность, богатство языковых средств, ясность, выразительность и правильность.

Далее мы выделили несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Это потребность в высказывании, содержание речи и средства языка.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде, т.е. в семье, в школе, в общении с товарищами.

В исследовательской работе мы решили выяснить, как влияют малые формы фольклора на развитие речи учащихся на уроках русского языка. И поэтому мы рассмотрели, что такое загадка, пословица и поговорка.

При обучении учащихся начальных классов учителя пользуются загадками и поговорками.

Загадки заставляют внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия. Они могут использоваться при изучении правил правописания и при навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат интеллектуального состояния.

Работая с пословицами, учащиеся учатся относить их к определенной теме, повышается грамотность, развивается мышление учащихся, а также способствует лучшему усвоению грамматики.

Речь служит важнейшим средством изучения мышления. Для развития речи важен вопрос "Почему?", требующий доказательств. При составлении заданий для младших школьников необходимо требования, которые мы перечисляли в одном из пунктов исследования.

Нами были проанализированы учебники русского языка начальных классов. Сделали вывод о том, что малые формы фольклора используются в начальных классах, но задания не разнообразные, они повторяются, их недостаточно много, используются для закрепления грамматики. Творческие задания (составь свою загадку, продолжи пословицу и т. пр) отсутствуют.

В исследовательской части нашей работы мы попробуем доказать или опровергнуть наше предположение, что загадки, пословицы и поговорки влияют на развитие речи младших школьников. И поэтому их надо использовать как можно больше с разнообразными заданиями, помимо тех которые используются в учебниках по русскому языку для начальных классов.

 

Библиография

 

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240с.
  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. - 472с.
  3. Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / Ленинград: "Детская литература", 1982. - 191с.
  4. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и №2002 "Дошк. воспитание" / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред.Е. Е. Забаревой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.
  5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. - 127с.
  6. Колпакова Н.П. Сокровище народа. Русское народное поэтическое творчество. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР М., 1957. - 271с.
  7. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000, - 464с.
  8. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.
  9. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.
  10. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с.
  11. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.
  12. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред.В. В. Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383с.
  13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.
  15. Развитие детей речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.
  16. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 112 с.: ил.
  17. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 208 с.: ил.
  18. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с.: ил.
  19. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.: ил.
  20. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 320с.
  21. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост.М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988. - 80с.
  22. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - №10. - 112с.
  23. Словарь русского языка в 4-х томах / Академия наук СССР. Институт русского языка / т.3 (п-р), Государственное издательство иностранных и национальных словарей М.: 1959, - 991с.
  24. Т.П. Королева Работа с пословицами на уроках русского языка // Начальная школа. - 2000. - №7. - 143с.
  25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 336с.
  26. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. - 348с.

 

Приложения

Приложение № 1

 

ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА

Отгадай загадку.

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу-

Когда спать, когда встать,

Когда работу начинать.

(Часы).

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник).

Хвостом виляет,

Зубаста, а не кусает.

(Щука).

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет - я посвечу.

(Свеча).

Разошлись мальчики

В темные чуланчики.

Каждый мальчик

В свой чуланчик. (Перчатки).

ЖИ-ШИ

Отгадай загадку.

Бегу по дорожке

Доски на ножки. (Лыжи).

Странная звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка).

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик).

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (Шило).

2. Вставь слоги жи и ши, чтобы получились слова.

друма

пру…нати…на

нана

3. Составь из слогов слова.

пулы

мынавысне

шижи

мАдонкала

стый

Парные звонкие и глухие согласные

Отгадай загадку. Выпиши другие слова на это же правило.

Белая скатерть все поле покрыла. (Снег).

Зимой на земле лежало,

Весной в реку побежало. (Снег).

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка).

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка).

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

Ни в огне не горит,

Ни в воде не тонет. (Лед).

 

Приложение № 2

 

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

Группы

Ребенок

Номера заданий

Уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контрольная

1

+

+

+

+

 

+

     

С

2

+

+

+

+

+

+

+

 

+

В

3

+

+

+

+

         

Н

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

5

+

+

+

+

+

+

+

 

+

В

6

+

+

+

+

+

+

     

С

7

+

+

+

+

+

       

С

8

+

+

+

+

         

Н

9

+

+

+

+

+

+

     

С

10

+

+

+

+

 

+

     

С

11

+

+

+

+

+

+

     

С

12

+

+

+

+

 

+

     

С

13

+

+

+

+

+

+

+

   

С

14

+

+

+

+

 

+

+

   

С

15

+

+

+

+

         

Н

16

+

+

+

+

+

+

+

 

+

В

 

Экспериментальная

1

+

+

+

+

+

+

+

 

+

В

2

+

+

+

+

 

+

+

   

С

3

+

+

+

+

+

+

+

 

+

В

4

+

+

+

+

 

+

     

С

5

+

+

+

+

 

+

+

 

+

С

6

+

+

+

+

 

+

     

С

7

+

+

+

+

 

+

+

   

С

8

+

+

+

+

+

+

 

+

+

В

9

+

+

+

+

 

+

+

   

С

10

+

+

+

+

 

+

     

С

11

+

+

+

+

         

Н

12

+

+

+

+

 

+

     

С

13

+

+

+

+

 

+

   

+

С

14

+

+

+

+

         

Н


 

 

Приложение № 3

 

Результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

Группы

Ребенок

Номера заданий

Уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контрольная

1

+

+

+

+

+

+

 

+

+

В

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

3

+

+

+

+

 

+

 

+

 

С

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

6

+

+

+

+

+

+

     

С

7

+

+

+

+

+

 

+

+

 

С

8

+

+

+

+

+

+

     

С

9

+

+

+

+

+

+

 

+

 

С

10

+

+

+

+

 

+

+

   

С

11

+

+

+

+

+

+

 

+

+

В

12

+

+

+

+

 

+

+

   

С

13

+

+

+

+

+

+

+

+

 

В

14

+

+

+

+

 

+

+

+

 

С

15

+

+

+

+

 

+

+

   

С

16

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

 

Экспериментальная

1

+

+

+

+

+

+

+

 

+

В

2

+

+

+

+

 

+

+

   

С

3

+

+

+

+

+

+

+

 

+

В

4

+

+

+

+

+

+

     

С

5

+

+

+

+

 

+

+

 

+

С

6

+

+

+

+

+

+

     

С

7

+

+

+

+

 

+

+

   

С

8

+

+

+

+

+

+

 

+

+

В

9

+

+

+

+

 

+

+

 

+

С

10

+

+

+

+

 

+

+

   

С

11

+

+

+

+

 

+

     

С

12

+

+

+

+

 

+

+

   

С

13

+

+

+

+

+

+

   

+

С

14

+

+

+

+

         

Н


 

 

Приложение №4

 

Фрагмент урока

Тема: Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы Кто? Что?

Цель: Формирование умения различать предмет и слово; формирование умения соотносить вопросы Кто? Что? и название предмета.

+Ребята, я  буду читать загадки, вы поднимаете  руку, говорите отгадку, ставите  к ней вопрос. Записываем отгадку все вместе на доске.

+Кто на  себе свой дом носит?

Улитка. Кто?

+Не человек, а рассказывает.

Книга. Что?

+Скатерть бела, весь свет одела.

Снег. Что?

+Какая птица  в лесу обитает, всем свое имя  называет?

Кукушка. Кто?

+Без рук, без ног, а рисовать умеет.

Мороз. Что?

+Идет в  баню черен, а выходит красен.

Рак. Кто?

+Не огонь, а жжется?

Крапива. Что?

Фрагмент урока

Тема: Имя существительное.

Цель: Написание с заглавной буквы в названиях деревень, улиц и рек.

+Отгадайте  загадку. Стоит копна - спереди вилы, а сзади - метла. Сама ест зеленое, а дает белое.

Корова.

+Правильно! Откройте учебник и найдите это словарное слово.

+Напишите  его к себе в тетрадочку, поставьте  ударение и подчеркните безударную гласную. Обведите синим карандашом в тучку.

Фрагмент урока

Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цель: Ознакомление с единственным и множественным числом глаголов.

+Сейчас  для вас будет интересное творческое  задание. На доске написано начало пословиц. Вы пишите начало пословицы и дописываете ее окончание. В каждой пословице подчеркиваете глаголы и пишите над ним число.

 

Приложение № 5

 

Изменения в развитии речи учащихся в контрольной группе

 

Приложение № 6

 

Изменения в развитии речи учащихся в экспериментальной группе


Информация о работе Малые фолклерные жанра