Малые фолклерные жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы развития речи учащихся
1.1 Сущность понятий "речь", "развитие речи"
1.2 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
1.3 Психофизиологические основы развития речи
1.4 Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников
Раздел 2. Установление роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников
2.1 Планирование исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Библиография
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

Краткое образное выражение, оборот речи, метко определяющий кого-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщенного поучительного смысла.

Поговорки имеют более узкий, конкретный смысл, пословица - шире. Они близки друг к другу, их всегда печатают и изучают вместе.

Много пословиц и поговорок сохранили наши летописи, а также произведения древнерусской литературы.

В летописи рассказывается о том, как обры (авары), покорив славянское племя дулебов, жестоко притесняли их. А затем, - видимо, эпидемия была или какое-то стихийное бедствие произошло, но только все обры погибли, умерли. Летописец, живущий 800 лет назад, завершает эту историю, которая произошла задолго до него, такими словами: "Есть притча в Руси и до сего дня: погибоша, аки обре" (то есть погибли, как обры). Это самая настоящая поговорка. Ее и сейчас можно услышать.

И сейчас говорим мы: "Свинью подложить". Но, наверное, не все знают, что поговорка эта возникла в период борьбы Северной Руси с ливонским орденом.

Когда речь заходит о новых, современных пословицах и поговорках нужно проявлять большую осторожность, научную добросовестность.

Во-первых, настоящие пословицы и поговорки имеют широкое распространение, они должны быть приняты народом, и, во-вторых, это хоть и краткие, но все-таки, художественные произведения [2, с.145].

Фонд пословиц и поговорок все время обновляется. И в прошлом и в настоящие дни постоянно рождаются новые меткие и художественно отточенные изречения.

Какую-то небольшую часть их давала литература.

Из басен И.А. Крылова в устный обиход вошли, стали пословицами и поговорками такие, например, стихи:

 

Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона.

А ларчик просто открывался.

 

Множество пословичных выражений подарил нам А.С. Грибоедов:

 

И дым отечества нам сладок и приятен.

Служить бы рад - прислуживаться тошно.

Подписано - и с плеч долой.

 

Некоторые пословицы и поговорки иногда приходят в нашу речь из песен, из частушек, из сказок:

 

Стань передо мной, как лист перед травой!

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается -

Сказочные формы, они употребляются в разных сказках.

Например, известная всем поговорка "Битый не битого везет" взята из определенной сказки - о волке и лисе, как бы подводит итог сказочной истории.

В русских пословицах и поговорках ощущаешь удаль, душевный размах:

 

Грудь в крестах - или голова в кустах!

Пан так пан, пал так пан.

 

Пушкин писал в свое время об особом ироническом складе русского ума.

Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они переосмысляются, появляются в ином виде. Один человек может знать и употреблять поговорку:

 

Любит, как собака палку.

 

А другой с детства знает другую:

 

Любит, как собака редьку.

 

Какая верна, а какая неверная? Обе верные; это не искажение, не забвение - собака действительно не любит ни палку, ни редьку… Это равноправные варианты [2, с.148].

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках русского языка [4, с.3].

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Установление роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников

 

2.1 Планирование исследования

 

В предыдущей главе были рассмотрены теории развития речи, в том числе, использование малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе МОУ Тотемской средней общеобразовательной школы №3.

Для подтверждения или опровержения гипотезы мы составили план исследовательской работы:

подбор диагностического материала;

определение контрольной и экспериментальной группы;

определение констатирующего эксперимента с целью определения роли фольклора в развитии речи младших школьников;

проведение формирующего эксперимента с целью установления роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников в экспериментальной и контрольной группах;

проведение контрольного эксперимента с целью установления роли работы загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников в экспериментальной и контрольной группах;

сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента;

выводы по подтверждению или опровержению выдвинутой нами гипотезы.

Исследование проводилось на базе МОУ Тотемской средней общеобразовательной школы №3

Цель: установить роль загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников.

Мы подобрали материал и методики для определения роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников. Для определения роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников была проведена методика "Определение активного словарного запаса". В качестве критериев для оценки словарного запаса речи были взяты: содержательность, логичность, точность, богатство и правильность. Ребенку предлагалась картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в протоколе и затем анализируется.

10 балов в речи ребенка встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков;

в 8-9 балов речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков;

6-7 балов в речи ребенка присутствуют 6-7 разных признаков;

4-5 баллов дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков;

2-3 балла - в речи присутствуют 2-3 признака;

0-1 балл - рассказа нет или в не имеются 1-2 слова, представляющие собой одну единственную часть речи.

 

Таблица 2. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника.

п/п

Фиксируемые признаки речи

Частота употребления этих признаков.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Существительные.

Глаголы.

Союзы

Предлоги

Частицы

Однородные члены предложения

Сложные предложение с союзами типа "и", "а", "но".

Вводные конструкции, начинающие со слов "во-первых", "я думаю", "мне кажется".

 


 

В этом протоколе отмечается частота употребления ребёнком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне словарного запаса ребёнка.

Оценивая уровень речевых умений младшего школьника, мы выделили следующие уровни:

8-9 баллов - высокий;

5-7 баллов - средний;

0-4 балла - низкий.

2.2 Исследование

Необходимо отметить, что в эксперименте приняли участие шестнадцать детей контрольной группы (2А) и четырнадцать детей экспериментальной группы (2Б).

Результаты констатирующего эксперимента контрольной группы следующие (Приложение №2):

 

Высокий

Средний

Низкий

24%

57%

18%


 

4 человека - высокий уровень;

9 человек - средний уровень;

3 человека - низкий уровень.

Результаты констатирующего эксперимента экспериментальной группы следующие (Приложение №2)

 

Высокий

Средний

Низкий

21%

65%

14%


 

3 человека - высокий уровень развития;

9 человек - средний уровень развития;

2 человека - низкий уровень развития.

Сравнивая результаты в контрольном и экспериментальном классах можно сделать вывод о том, что уровень речевого развития в контрольном классе чуть выше, чем в экспериментальном классе.

На формирующем этапе работы с контрольным классом проводилась специальная работа по развитию речи в течение месяца. В Приложении № 4 представлены фрагменты уроков русского языка в контрольной группе.

В конце практики был проведен контрольный эксперимент контрольной группы, его результаты следующие (Приложение № 3)

 

Высокий

Средний

Низкий

43%

57%

0%


 

7 человек - высокий уровень развития;

9 человек - средний уровень развития;

0 человек - низкий уровень развития.

Результаты контрольного эксперимента экспериментальной группы следующие (Приложение №)

 

Высокий

Средний

Низкий

21%

72%

7%


 

На этом этапе работы с учащимися контрольном и экспериментальном классе уровень развития речи в контрольном классе немного выше, чем экспериментальном классе. Уровень речевого развития нашел свое подтверждение через загадки, пословицы и поговорки.

 

2.2 Результаты исследования

 

Мы сравнили результаты, полученные на констатирующем и контрольном эксперименте в контрольной и экспериментальной группах и пришли к следующим выводам:

1) произошли изменения в развитии  речи учащихся в контрольной группе: увеличился процент учащихся с высоким уровнем от 25% до 43%, средний уровень остался без изменений 57%, уменьшился процент с низким уровнем от 18% до 0% (Приложение №5).

2) незначительные изменения в  развитии речи учащихся произошли в экспериментальной группе: не увеличился процент учащихся с высоким уровнем, он остался без изменений 21%, изменился средний уровень от 65% до 72%, уменьшился процент учащихся с низким уровнем от 14% до 7% (Приложение № 6).

Эти изменения произошли, с нашей точки зрения, благодаря использованию целенаправленной работы с загадками, пословицами и поговорками на уроках русского языка, направленной на развитие речи младших школьников.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, о том, что малые формы фольклора должны быть включены в уроки русского языка и литературного чтения, так как они способствуют в развитии речи младших школьников. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.

 

Заключение

 

В первом разделе исследования нами было рассмотрено понятия "речь" и "развитие речи". Пришли к выводу, что речь - это один из видов общения, которое необходимо людям во всех сферах общения, а развитие речи - это процесс овладения речью различными средствами.

Сначала речь ребенка служит для общения с людьми и как средство познания мира. Уже в школе речь служит для самосознания и самовыражения, а также для приобретения и передачи информации. С развитием ребенка развивается и его речь. Если раньше ребенок владел только устной речью, то с поступлением в школу он начинает овладевать и письменной речью.

Под влиянием обучения устная речь становится богаче, ребенок овладевает некоторыми средствами выразительности. В дальнейшем ребенок использует такие виды речевой деятельности как говорение, слушанье, письмо и чтение.

Информация о работе Малые фолклерные жанра