Межличностные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на большое количество работ по конфликтологии, особенно в последние десятилетия, в основном они касаются трудовых и подростковых конфликтов. Вопрос конфликтности в старшем дошкольном возрасте освещен недостаточно. В связи с этим, цель данной работы – изучить сущность и особенности межличностных конфликтов старших дошкольников. В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие «конфликт» и изучить его психологическую сущность.
2. Рассмотреть психологическое состояние личности дошкольника.
3. Проанализировать причины и факторы конфликтов в старшем дошкольном возрасте.
4. Выработать рекомендации по профилактике межличностных конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Определение понятия «конфликт» и его проявления в детстве 5
1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста 9
ГЛАВА 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 14
2.1. Анализ причин межличностных конфликтов старших дошкольников 14
2.2. Диагностика конфликтности старших дошкольников 23
2.3. Рекомендации по преодолению конфликтов среди дошкольников 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Межличностные конфликты старших дошкольников. Курсовая..doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Негативное отношение сверстников способствует формированию у ребенка неправильного представления о себе, резкому снижению самооценки и уровня притязаний. Успех в игре столь значим для ребенка данного возраста, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности - уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания.

Недостаточное владение ребенком навыками игры, в результате которого возникает психологический конфликт, не единственный вариант непривлекательности ребенка в качестве игрового партнера. Конфликт между ребенком и сверстниками принимает особенно острые формы, когда невладение игровыми навыками осложняется недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми (неумением поделиться, уступить и т.п.).

Аналогичный конфликт со сверстниками возникает и тогда, когда ребенок, владея навыками игры и положительными личностными качествами, не может реализовать их из-за неадекватности способов сотрудничества. Главные причины в этом случае могут крыться в излишней двигательной активности или, напротив, замедленности действий ребенка.

Ситуация неуспеха оказывается для излишне возбудимых детей особенно негативной: возникающие вследствие психологического конфликта со сверстниками отрицательные реакции поведения нередко приобретают невротический характер.

Острый конфликт со сверстниками с последующим отчуждением ребенка от детской группы наблюдается и тогда, когда, владея игровыми навыками, а также способами сотрудничества, ребенок реализует подобные умения лишь частично, постоянно отставая в своих действиях от сверстников. Из-за излишней медлительности такие дети не в состоянии соответствовать необходимому в игре динамизму действий. В итоге сколько-нибудь длительных контактов с детьми не возникает.

Анализ случаев психологического конфликта между ребенком и сверстниками позволяет обнаружить, что причиной его может быть не только несформированность операций, но и какие-то искажения в мотивах игры24.

В дошкольном возрасте, в связи со значительным усложнением деятельности, появлением сюжетно-ролевой игры, необходимостью считаться с мнением сверстников, уметь управлять своими непосредственными желаниями и согласовывать их с желаниями остальных детей, существенно изменяется мотивационная сфера ребенка. Возникает иерархия мотивов, которые, в свою очередь, приобретают качественно иной, своеобразный характер: появляются опосредованные, социальные потребности, способные побуждать деятельность ребенка вопреки существующим у него непосредственными желаниям, через сознательно принятые намерения и цели. И хотя выбор между узколичными желаниями и интересами окружающих труден для дошкольника, уже в этом возрасте начинают формироваться простейшие общественные мотивы поведения, которые побуждают ребенка сделать нечто полезное окружающим, помочь товарищу, прислушаться к его мнению, поделиться игрушкой, лакомством и т.п.

Однако усваиваемые нормы не всегда обладают для ребенка необходимой побудительной силой и не во всех случаях определяют его поведение. Более того, уже в этом возрасте нередки случаи, свидетельствующие об искажениях в мотивации ребенка, о преобладании негуманных, эгоистических мотивов, зачастую сопутствующих низкому уровню нравственного развития.

Особенно ярко эгоистические тенденции проявляются в поведении детей с авторитарными мотивами, в частности, стремящихся к абсолютному утверждению в игре на первых ролях. Еще более очевидны эти тенденции, когда такому ребенку удается утвердить свое положение ведущего25.

Авторитарный ведущий - ребенок, строящий руководство игрой на принципах господства-подчинения. Активно стремясь к игре, такой ребенок в действительности движим лишь потребностью в самоутверждении. Общая формула мотивации детской игры - "не выиграть, а играть" - здесь оказывается искаженной: не играть, а выиграть, отстоять свое место главного. Именно поэтому они предпочитают объединяться с малоинициативными, конформными детьми группы, добровольно принимающими второстепенные роли, совместная игра перестает привлекать их, если нет возможности "диктаторствовать".

Недоброжелательно относясь к партнерам по игре, авторитарный ведущий испытывает положительное эмоциональное самочувствие: общаясь преимущественно с конформными детьми, он постоянно утверждается в эгоистических стремлениях. Об удовлетворенности его положением в таких случаях свидетельствуют высокая самооценка и уровень притязаний ребенка, "деловой вид", сам тон, каким разговаривает он с партнерами по игре, общая жизнерадостность и активность. Таким образом, никаких внутренних противоречий - стремление подавлять других вполне соответствует нравственным чувствам и убеждениям такого ребенка: он лучше других, так как он - командир. Однако подобное внутреннее "благополучие" имеет в известном смысле безнравственный характер, так как в основе его лежит стремление подавлять других.

Поскольку с таким ведущим, как правило, играют дети, добровольно соглашающиеся на "вторые" роли, подобные объединения выглядят внешне вполне благоприятно. Но результаты исследования позволяют говорить о существовании глубокого психологического конфликта в сфере межличностных отношений детей. О нем свидетельствуют отсутствие каких-либо взаимных симпатий, низкие оценки, которые дети дают различным навыкам и качествам друг друга, хотя могут вместе играть на протяжении нескольких лет26.

Наличие двух столь противоречивых планов детских отношений при авторитарном типе руководства игрой: одного - внешнего, благополучного, другого - глубоко конфликтного - представляет серьезную опасность как для развития личности ведущего, так и его партнеров.

Получая поддержку в своих эгоистических стремлениях, такой "диктатор" со временем становится еще более авторитарным, уверенным в собственной особой значимости, психологически "глухим" к просьбам и предложениям партнеров, а его поведение, соответственно, еще более одноплановым, лишенным какой-либо гибкости. Кроме того, выполнение только второстепенных ролей оказывается дополнительным тормозом развития инициативы его конформных партнеров, а вместе с тем и столь важного умения творчески развивать игру. И как следствие сказанного, у ребенка может выработаться зависимое поведение (поскольку он лишен выбора) и такие нежелательные качества, как льстивость, угодливость, хитрость, иждивенческая мотивация27.

При доминировании эгоистических, авторитарных стремлений несовпадение их с демократическими тенденциями партнеров приводит к возникновению конфликта в межличностных отношениях. Его своеобразие в том, что он не вызывает внутриличностного конфликта: существенные потребности ведущего и его партнеров постоянно удовлетворяются. Противоречие в мотивах не затрагивает их и поэтому не осознается детьми, что способствует скрытому (полностью) характеру такого конфликта. Таким образом, конфликт в мотивах игры в не меньшей степени тормозит развитие личности ребенка, чем рассогласование в операциях игры.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в конфликтах усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции»28, которые начинают определять поступки старшего дошкольника.

Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению опыта неконфликтного поведения. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дошкольники осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества29. Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия.

Особенностью образа жизни старших дошкольников является развивающийся коллективный характер их деятельности. Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их дружеском или недружеском  расположении друг к другу, в умении или неумении сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами товарищей, помогать им, ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общем деле и общих вещах30. Усвоение правил поведения в коллективе, участие в совместной деятельности со сверстниками формирует взаимоотношения детей. Выполнение правил поведения требует от дошкольников умения понимать ситуацию и настроение окружающих, сдерживать непосредственные побуждения (проявить выдержку, терпение, уступчивость).

Изучение общения дошкольников с ровесниками показало, что для него характерно большое количество конфликтов между детьми. При этом одни дети конфликтуют с ровесниками редко, в конфликтной ситуации способны уступить и договориться с партнером, в конфликт оказываются, как правило, втянутыми. Другие конфликтуют с ровесниками почти постоянно, в столкновении с ними любым путем, часто силовым, добиваются своего, конфликт инициируют сами, конфликтные ситуации создают практически во всех случаях взаимодействия с ровесниками. Эти дети называются "конфликтными", а их склонность к конфликтам со сверстниками "конфликтностью". Такие дети вносят много сложностей в жизнь детской группы в дошкольном учреждении, и сами испытывают немало трудностей31.

Конфликтные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе, на формировании его личностных качеств. Лишенный положительных контактов с детьми, ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. С другой стороны, они могут приводить к появлению неуверенности в себе, в своих возможностях.

Воспитатель должен заботиться не только об усвоении ребенком норм поведения в коллективе, но и о благополучии его отношений со сверстниками. Для этого необходимо знать возможные причины конфликтов.

Ими могут стать:

- недостаточная  развитость игровых знаний и  умений, в результате которой  ребенок не привлекает сверстников в качестве партнеров по игре;

- неумение сдерживать  себя, управлять своим поведением  — ребенок разрушает детские  игры;

- излишняя замедленность  действий — он отстает в своих действиях от сверстников;

- недостаточная сформированность потребности в игровом общении — игру в одиночестве ребенок предпочитает совместным играм с детьми;

- нарушение норм  игрового общения, преобладание  эгоистических стремлений в поведении — он не считается с мнением сверстников, навязывает им свои требования;

- преобладание у него интересов, не связанных с игрой (стремление конструировать, лепить, рисовать и т. п.) и не являющихся ведущими для остальных детей группы32.

Результаты работы, проведенной Т.А. Павленко, показали, что:

1.У дошкольников, склонных к  конфликтам с ровесниками, на фоне повышенной общей коммуникативной активности в контактах с другими детьми доминирует потребность в признании.

2.У конфликтных детей в сравнении  с неконфликтными обнаруживается  своеобразие образа себя. Он отличается  неустойчивостью (повышенной динамичностью) и дисгармоничностью. Последнее выражается в расхождении в аффективной части между общей положительной самооценкой ребенка и ожидаемой им отрицательной оценки окружающих, а в когнитивной - между представлениями ребенка о своих возможностях в конкретной деятельности и его реальными результатами.

3.Индивидуальные варианты выраженности  конфликтности у детей указывают  на связь между мерой дисгармоничности  и неустойчивости их образа  себя, степенью доминирования в  структуре содержания их коммуникативной потребности в общении с ровесниками - потребности в признании, и мерой конфликтности ребенка.

4.B образе ровесника у конфликтных  детей в сравнении с неконфликтными  на фоне ярко выраженного стремления  к сотрудничеству с другими  детьми превалирует спектр объектных характеристик и отрицательных оценок.

5. Специальная организация общения  взрослого с конфликтным ребенком, направленная на изменение у  него образа себя, сопровождается  у него изменениями не только  в этом психологическом образовании, но и в содержании их коммуникативной потребности и в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками33.

Также автор доказала, что:

1 .Психологической причиной повышенной  конфликтности во взаимоотношениях  с ровесниками у старших дошкольников  являются дисгармоничность их образа себя в его аффективной и когнитивной составляющих.

2.Противоречие у конфликтных  детей между общим положительным  отношением к себе и ожидаемым  отрицательным от значимых окружающих  порождает у них в общении  с ровесниками обострение потребности в признании, что проявляется в стремлении доминировать во взаимоотношениях34.

Информация о работе Межличностные конфликты