Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:02, курсовая работа
Несмотря на большое количество работ по конфликтологии, особенно в последние десятилетия, в основном они касаются трудовых и подростковых конфликтов. Вопрос конфликтности в старшем дошкольном возрасте освещен недостаточно. В связи с этим, цель данной работы – изучить сущность и особенности межличностных конфликтов старших дошкольников. В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие «конфликт» и изучить его психологическую сущность.
2. Рассмотреть психологическое состояние личности дошкольника.
3. Проанализировать причины и факторы конфликтов в старшем дошкольном возрасте.
4. Выработать рекомендации по профилактике межличностных конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Определение понятия «конфликт» и его проявления в детстве 5
1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста 9
ГЛАВА 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 14
2.1. Анализ причин межличностных конфликтов старших дошкольников 14
2.2. Диагностика конфликтности старших дошкольников 23
2.3. Рекомендации по преодолению конфликтов среди дошкольников 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
При преобладании у ребенка потребности в авторитарном руководстве игрой целесообразно использовать в качестве одного из педагогических приемов систематические длительные поручения ему заданий, имеющих общественную направленность: помощь коллективу, защита младших товарищей, помощь им и т. п. При этом важно учитывать его интересы и возможности. Успешное выполнение задания необходимо поощрить положительной оценкой в присутствии сверстников, подчеркивая при этом общественно полезный характер выполненной работы: «Своей работой ты помог всей группе». В таких условиях первоначальное стремление ребенка лишь к положительной оценке постепенно может смениться потребностью хорошо потрудиться для коллектива. Если трудности в отношениях ребенка со сверстниками вызваны преобладанием у него интересов, не связанных с игрой, их подавлять нецелесообразно: за такими интересами и стремлениями обычно лежат способности к другой деятельности, которые при неблагоприятных условиях не будут развиваться. Нужно поддержать эти стремления детей, максимально реализовать их способности, организовать эту деятельность и привлечь внимание сверстников к успехам этих детей41.
Для исправления конфликтных детей могут быть приняты следующие меры:
1. Вовлечение конфликтующих в различные виды общественно полезной деятельности с учетом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для конфликтных детей.
2. Предоставление некоторым конфликтным детям (в основном страдающим внутриличностными конфликтами, возможно с заниженной самооценкой) инициативы в некоторых общественно полезных делах.
3. Укрепление в них веры в свои силы.
4. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия.
5. Использование общественного мнения группы против злостных конфликтующих.
6. Проведение различного рода психологической работы – индивидуальные консультации, групповые игры и т.д.42.
Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, автор данной работы пришел к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры воспитатель способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психолого-педагогические исследования заостряют необходимость знания о том, что обеспечивает формирования у детей положительных в социальном плане взаимоотношений с ровесниками, а что порождает опасные для становления личности ребенка взаимоотношения с окружающими, и в чем их психологическая природа. Это важно, как для понимания природы характера взаимоотношений между детьми вообще, так и для разработки научно - обоснованных методов воспитания положительных и преодоления нежелательных форм взаимоотношений в детской среде. Недостаточная разработанность важной научной проблемы, а также нужды практики воспитания детей делают актуальным изучение у дошкольников психологических истоков возникновения конфликтов во взаимодействии с ровесниками.
В настоящее время мнение психологов по поводу трудностей в воспитании старших дошкольников является в общем единым и его можно сформулировать так: межличностные конфликты и трудности в этом периоде не обязательны, они порождаются неправильным воспитанием, но все же наблюдаются достаточно часто.
Несмотря на расхождения в подходах к содержанию конфликтов старших дошкольников, психологи единодушны в том, что конфликты этого периода и их разрешение или неразрешение оказывают значительное влияние на формирование личности и ее социализацию.
Усвоение различных образцов конфликтности происходит в практике отношений со взрослыми и товарищами через прямое заимствование или подражание, путем самовоспитания и самообразования. Равнение старшего дошкольника на значимых взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к разным сторонам их жизни и деятельности, приобрести их способности, качества, умения и привилегии, стили поведения в конфликтных ситуациях.
Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению старшего дошкольника к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания. В этой связи актуальна проблема овладения родителями и воспитателями оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта.
Наряду с социальными факторами и недостатком компетентности в общении, межличностные конфликты подростков обусловлены спецификой возраста. Практика показывает, что старшие дошкольники не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного разрешения конфликтов, необходимо их психологическое сопровождение.
Значительную часть времени подростки проводят в детском саду, поэтому именно силами дошкольной психологической службы необходимо создать для этих ребят наиболее комфортную психологическую обстановку, причем в первую очередь именно внутри самого детского сада, так как для большинства из них садик - очень мощный психотравмирующий фактор. Правильная и своевременная оценка состояния воспитанника, понимание проблем, лежащих в основе его трудностей в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с воспитателями и родителями и пр., позволяют оказать ему адекватную помощь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Гришина Н.В. Психология конфликта – Спб.: Питер, 2005. – С.13.
2 Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2006. – С. 19.
3 Гришина Н.В. Указ. соч. – С.14.
4 Гришина Н.В. Указ. соч. – С.14.
5 Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение – Минск: Амалфея, 1997. – С. 18.
6 Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Указ. соч. – С. 65.
7 Шейнов В.П. Указ. соч. – С. 41.
8 Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера детей с психологическими проблемами // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 27-28.
9 Психология и педагогика: учеб. пособ /Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – С. 375-377.
10 Масачутов Р.М. Гендерные различия в проявлении агрессии у детей // Вопросы психологии. - 2003. – №3. - С. 40-41.
11 Доронова Т.Н. и др. Старшая группа: планирование работы с детьми – М.: Педагогика, 2004. – С. 18.
12 Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: Учеб. пособ. – СПб.: Питер, 2006. – С. 111.
13 Яковлева Л.Е., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет – В 3-х ч. – Ч.2. – М.: Владос, 2003. – С.55.
14 Яковлева Л.Е., Юдина Р.А. Указ. соч. – С.67.
15 Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: уч. пос. – М.: Академический проект, 2005. – С. 66.
16 Цит. по: Гольдфельд И. Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста – Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 1998. – С. 30.
17 Сорокоумова Е.А. Возрастная психология – СПб.: Питер, 2006. – С. 98.
18 Мухина В.С. Детская психология – М.: Просвещение, 2005. – С. 107.
19 Коновалов Р.Д. Эмоции и их развитие в детском возрасте – М.: АСТ, 2008. – С. 177-178.
20 Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1998. – С. 56-57.
21 Рояк А. А. Указ. соч. – С. 59.
22 Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. – С.73.
23 Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологические наука и образование. - 1996. - №3. - С.27.
25 Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. -2003. - № 9. – С.68-76.
26 Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. – С.73.
27 Там же – С. 74.
28 Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина. – Спб: Питер, 2004.- С. 417.
29 Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 2001. – С. 89.
30 Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – М.: Знание, 2004. – С.111.