Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 17:03, курсовая работа
В настоящее время в психологической науке работы, посвященные проблемами изучения групповых феноменов и развития личности в группе, вытесняются исследованиями психического и личностного развития человека. Но для изучения психологического и личностного развития человека нужно изучить и малую группу, в которой он взаимодействует.
Ребенок – это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Особенности межличностных отношений в коллективе
младших школьников.
1.1 Понятие межличностных отношений и их развитие……………………....5
1.2 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений…………………………………..11
1.3 Особенности взаимоотношений в младшем школьном
возрасте………………………………………………………………………….14
1.4 Методы исследования межличностных отношений……………………...18
Выводы по I главе………………………………………………………………20
Глава II. Исследование Межличностных отношений младших
школьников.
2.1 Организация и методы исследования……………………………………..21
2.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста…………………………24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..30
Социометрический статус определяется количеством полученных в эксперименте выборов. В зависимости от количества полученных выборов Морено относит испытуемых к категориям «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых», и «отверженных».[10;С.9]
У каждого человека в группе
есть круг лиц, с мнением которых он считается.
Это значимый для него лично круг общения.
Для того чтобы определить круг лиц, чьё
мнение важно для конкретного члена коллектива,
разработана методика "Референтометрия"
Проблеме референтности были посвящены
работы Г. Хаймена, Дж. Келли и др., а также
ряд работ отечественных психологов: А.В.
Петровского, Е.В. Щедриной.
Референтометрия проводится
в два этапа. Первый этап вспомогательный.
Психолог просит всех членов коллектива
оценить друг друга, сделав запись на специальных
бланках, где перечислены фамилии членов
группы, а по горизонтали вверху – качества,
которые предлагается оценить (умный,
добрый, веселый, честный, смелый, скромный...).
Оценивают эти качества по пятибалльной
шкале (1 – полное отсутствие качества,
5 – яркая выраженность этого качества).
3атем членов коллектива
просят представить ситуации расформирования
коллектива и создания нового. Каждый
член группы должен отметить знаком "+"
3-5 фамилий людей, с которыми он хотел бы
работать во вновь созданном коллективе,
а знаком "–" тех 3-5 человек, с которыми
он мог бы расстаться без сожаления.
Второй этап начинается через несколько
дней. Психолог-практик проводит индивидуальную
беседу с каждым испытуемым и предлагает
ознакомиться с оценкой человека, чье
мнение ему особенно интересно. Чтобы
соблюсти принцип анонимности, экспериментатор
просит каждого на тыльной стороне своего
бланка сделать пометку "+", если обследуемый
не возражает против показа его опросного
листа товарищам; знак "– " – в противном
случае. После того как
собеседник ознакомился с мнением наиболее
значимого для него человека, ему необходимо
предложить назвать еще одну фамилию,
чья оценка ему интересна. Наконец, после
второго выбора, психолог предлагает в
порядке исключения сделать третий выбор,
на этот раз действительно последний.
Эти данные заносятся в таблицу, подобную
социометрической.
Выводы по первой главе
Подводя итог по первой главе необходимо напомнить, что межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность.
Дети младшего школьного возраста формируют в себе стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка.
В младшем школьном возрасте складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.
ГЛАВА II.
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Организация и методы исследования
Задачами моего исследования являются:
1. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».
2. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.
3. Выявление социометрического статуса младших школьников.
Диагностировать структуру межличностных взаимоотношений в группе сверстников младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.
Для проведения гипотезы были использованы метод социометрии и методика «Что мне нравится в школе»
Социометрия – метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму.
Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.
Этот метод я использовала для исследования межличностных отношений в группе сверстников II-го класса Сеготской средней школы, Пучежского района.
Этапы проведения социометрического метода:
1. Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность, указать ).
2. Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания:
1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
2. С кем бы ты хотел играть в одной команде?
3. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
3.Испытуемым предлагается указать фамилию или инициалы.
4. Составление социометрической матрицы.
5. Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент оптимальности отношений, коэффициент «изолированности», коэффициент взаимных выборов).
Назначение методики «Что мне нравится в школе» состоит в выявлении межличностных отношений в группе детей, то есть выявляется тенденция, как часто под заданным вопросом дети понимают именно общение с друзьями, с другими детьми, как часто дети рисуют совместные игры. Испытуемым предлагается нарисовать то, что им нравится в школе. При этом необходимо упомянуть, что за рисунки не ставятся отметки.
Подведение итогов осуществляется по следующим критериям:
1. Несоответствие указанной теме;
2. Преобладание других мотивов, например, учеба.
3. Проявление детского негативизма. Ребенок отказывается рисовать на данную тему, а рисует то, что ему нравится.
4. Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки.
5. Дети рисуют друзей.
Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно.
Таким образом, представленные методы выявляют:
- внутригрупповые связи,
-систему взаимоотношений,
-систему общения,
-следовательно, и структуру межличностных отношений в группах сверстников, в том числе в группах сверстников младшего школьного возраста.
2.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста
Проведение социометрического исследования среди детей II-го класса, в количестве 15 человек, Сеготской средней образовательной школы Пучежского района, показало такие данные, представленные в социометрической матрице.
Фамилия И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1.Алёша П. |
1 |
2 |
3 |
3 |
|||||||||||
2. Илья К. |
3 |
3 |
3 |
||||||||||||
3.Юра Л. |
3 |
1 |
3 |
2 |
|||||||||||
4.Ваня З. |
3 |
3 |
3 |
||||||||||||
5.Дима К. |
2 |
3 |
1 |
3 |
|||||||||||
6.Серёжа Б. |
3 |
3 |
3 |
||||||||||||
7.Катя С. |
3 |
3 |
3 |
||||||||||||
8. Полина П. |
3 |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||
9.Ира П. |
3 |
3 |
3 |
||||||||||||
10.Диана Б. |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 | ||||||||||
11.Аня С. |
3 |
3 |
3 |
||||||||||||
12.Оля Г. |
3 |
1 |
3 |
2 | |||||||||||
13.Таня С. |
3 |
3 |
3 | ||||||||||||
14.Катя Р. |
3 |
3 |
2 |
1 | |||||||||||
15.Настя Г. |
3 |
2 |
1 |
3 | |||||||||||
Всего |
14 |
2 |
12 |
6 |
8 |
9 |
6 |
17 |
16 |
5 |
5 |
11 |
5 |
4 |
12 |
По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Полина П.; 2) Ира П.; 3) Алёша П.;
К «предпочитаемым»: 1) Юра П..; 2) Настя Г.; 3) Оля Г.; 4) Серёжа Б.; 5) Дима К.
К «пренебрегаемым»: 1) Ваня З.; 2) Катя С.; 3)Диана Б.; 4) Аня С.; 5) Таня С.
К «изолированным»: 1) Илья К.; 2) Катя Р.
Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников II - го класса:
1. Коэффициент благополучия отношений.
КБО = (С1 + С2)/n,
где С1 – количество «звезд»,
С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.
КБО = 3 + 5 /15*100% = 50%
Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как высокий.
2. Коэффициент оптимальности отношений.
КОО = (С2+ С3)/n,
где С2 – количество предпочитаемых в этих.
КОО = 5+5/15 = 0,6
3. Коэффициент «звездности».
КЗ = С1/n = 3/15 = 0,2
4. Коэффициент «изолированности».
КИ = С4/n,
где С4 – количество «изолированных» в группе.
КИ = 2/15 = 0,1
5. Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.
КВ = SВВ/SВ.
В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%
Коэффициент взаимности выборов учеников III класса характеризуется как высокий.
6. Коэффициент осознанности.
КО = R0/Rx*100%,
где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,
а Rx – число ожидаемых выборов.
В данном исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.
Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора, - IV группа. По данным социометрии в исследуемом III классе в первую группу входит 3 человека, что составляет 20% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 33,3% от общего количества учащихся; третья группа 33,3%; четвертая группа 13,3%.
Меньше всего школьников находятся в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы.
В благоприятном положении находится около 53% учеников класса. В неблагоприятном положении оказались 46% учеников.
В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне нравится в школе». По результатам исследования было выявлено, что 60% испытуемых на заданный вопрос нарисовали саму школу; 20% детей нарисовали спортивный зал; 13% детей - себя и друзей; 7% - себя и школу. Из этого следует, что только 13% детей со школой ассоциируют не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20% детей.
Таким образом, мной были выявлены:
- важные диагностические
показатели состояния
- важность общения и межличностных отношений детей в школе (с помощью проективного метода).
Заключение
Таким образом, в ходе исследования были выделены следующие выводы:
- Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.
-Межличностные отношения
детей младшего школьного
-Существуют три круга общения, которые характеризуют систему личных отношений в классе (Я.Коломинский).
- В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково.
- Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества.
- Положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения.
- Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно.
- Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие.
- То или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств.
- Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.
- При помощи соответствующих методов и следования основным методологическим принципам я подтвердили гипотезу исследования межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста, о том, что положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.
Информация о работе Межличностные отношения в коллективе младших школьников