Межличностные отношения учителя и ученика как средство педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 07:48, курсовая работа

Краткое описание

Педагогика возникла и развивалась, как наука, обеспечивающая процесс передачи социально-культурного наследия от старших поколений к молодежи. В конечном итоге предметом педагогики выступают отношения между поколениями, возникающие в ходе этой передачи. Характер, содержание и методы педагогического процесса определяются, в первую очередь, теми принципиальными положениями, которые лежат в его основании. Возможны различные классификации данных положений, но если мы хотим проникнуть в сущностные связи процесса, то должны рассмотреть отношения "педагог - ученик". Поскольку, именно отношения являются конечным воспитывающим фактором.

Содержание

Введение 3
Анализ феномена и определения понятие отношений «учитель-ученик» 6
1.1 Стили общения в педагогической деятельности 6
1.2 Зависимость поведения ученика от стиля общения педагога 10
1.3 Специфика и технологии педагогического общения 12
1.4 Стадии педагогического общения и технология их реализации. 14
1.5 Невербальные аспекты отношений «педагог – ученик» 16
Психолого-педагогические и философские проблемы межличностных отношений в педагогике 22
2.1 Исторический срез проблем взаимоотношений в педагогике и школе 22
Проблема выбора стиля педагогического общения в аспекте «педагог- ученик» 27
Заключение 33
Глоссарий 35
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педаг кололейкина.doc

— 720.50 Кб (Скачать файл)

Снятию любых барьеров помогает, прежде всего, воспитание правильных форм общения, а еще вернее выбора правильного стиля педагогического общения.

В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие.

Как показывают исследования, у педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакции на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованны, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям ("Как мне надоел ваш класс", "Умничать научились, а писать грамотно - нет" и др.)

Общение - важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности. Во многих видах деятельности общение - это не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент взаимодействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку. Профессиональная педагогическая деятельность часто становиться объектом критики, разрушающего вмешательства и просто огульного отрицания.

Но в профессиональной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностям и культурой общения.

Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.

Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы.

Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, облегчается процедура налаживания взаимоотношений.

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Ее основными параметрами становятся взаимоотношения, взаимоприятие, поддержка, доверие и д.р.27

Заключение

 

    Таким образом, в данной курсовой работе рассмотрены межличностные отношения учителя и ученика, как средство одного из педагогических процессов, поскольку, именно отношения являются конечным воспитывающим фактором. В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир.

Сущность воспитания для некоторых педагогов до сих пор заключается в насильственном программировании личности.

Личностно ориентированная педагогика основывается на гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с учениками и способствует творческому развитию личности педагога и учеников.

Данная работа может стать своеобразным руководством к действию, но только при одном условии - если подойти к уроку творчески и совершить правильный выбор стиля педагогического общения.

Для этого необходимо несколько вещей - интуиция, опыт и владение тактикой обучение, но не одно из этих качеств не должно стать преобладающим. Необходимо найти золотую середину. Например, опыт может сослужить плохую службу - немало есть учителей, которые довольствуются достигнутыми результатами в своей работе и не стремятся идти дальше.

Но бывает и так, что учитель руководствуется методическими наработками и нормативными актами, постепенно превращаясь в ремесленника. И то и другое одинаково плохо.

Не маловажным качеством является и интуиция, но ее необходимо развивать, такт как интуиция это результат длительной практической работы над собой.

Не следует думать о том, что демократизация взаимоотношений означает полную произвольность в действиях учителя, свобода здесь это хорошо осознанная необходимость.

 

 

 Согласно поставленным целям и задачам вначале работы, они были достигнуты. Цель достигнута с помощью анализа литературы, путем подбора методик, путем реализации методики проведения диагностики педагогического общения.

1.Демокротический стиль общения  педагога улучшает взаимоотношения  с воспитанником, создаю доверительные  отношения между учителем и  учеником, способствует лучшему усвоению материала.

2.Урок-диалог содействует:

а) установлению позитивных отношений между учеником и учителем;

б) повышает активность ребенка на уроке;

в) установлению сотрудничества между детьми.

Исследования взаимоотношений «педагог-ученик» нужно изучать, так как в наше время происходит все больше конфликтов между педагогами и воспитанниками, а это ведет к снижению успеваемости детей.   

Невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с учениками. Для того, чтобы облегчить свою работу, педагог должен уметь общаться с воспитанниками даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.  

Для успешного выполнения общения учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию. Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понять, в какой мере она сформирована как професссионально-личностное качество. Это поможет развивать в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя роскошь человеческого общения, и помочь демократизации взаимоотношений между учителем и учеником.

В своей книге "Здравствуйте, дети!" Ш.А. Амонашвили выделил такие слова: "Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям".28 Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

 

1.

 

Эмоциональный голод

потребность в положительных эмоциях значимого взрослого – во многом определяет поведение ученика.

2

2.

 

Психическая активность

потребность нормального развивающегося школьника в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность школьника в познании самого себя.

 

3.

 

Речь учителя

основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию.

44.

 

Педагогическое общение

профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата.

 

5.

 

 

Сопереживание

обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для способности стать на точку зрения другого.

 

6.

 

Общение

важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности.

 

7.

 

Стиль

это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика.


 

Список использованных источников

1

Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М.: Просвещение, 1995

2

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!- М.: Просвещение, 1983

3

Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики.- М.: Педагогика, 1996

4

Блага К. Я-твой ученик, Ты- мой учитель. - М.: Просвещение, 1991

5

Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Наука, 1983

6

Зязюна И.Я. Основы педагогического мастерства.- М.: Просвещение, 1989

7

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987

8

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятелбность. - М.: Просвещение, 2007

9

Липецкий опыт рациональной организации урока. Сб.статей./ Под ред.проф. М.А. Данилова, В.П. Стрезикозина, И.А. Понаморева. - М.: Педагогика, 1983

10

Макаренко А.С. Книга для родителей. - Саратов: Саратовское книжное издательство, 1953

11

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2001

12

Мейман Э.. Введение в современную эстетику, М: ЛКИ, 2007.

13

Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога.- М.: РИЦ АИМ, 2007

14

Пиз А. Язык разговора. - М.:Эксмо, 2006

15

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. -М.: Просвещение, 1997.

16

Подласый И.П. Педагогика. -М.: "Владос", 2000

17

Радугин А.А. Психология и педагогика. - М.: Центр, 2005

18

Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии. - М.: Академия, 1998

19

Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: Просвещение,1950


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение А

Приложение Б


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Подласый И.П. Педагогика. -М.: "Владос", 2000

2 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2001

3 Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987

4 Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987

5 Зязюна И.Я. Основы педагогического мастерства.- М.: Просвещение, 1989

6 Радугин А.А. Психология и педагогика. - М.: Центр, 2005

7 Блага К. Я-твой ученик, Ты- мой учитель. - М.: Просвещение, 1991

8 Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М.: Просвещение, 1995

9 Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики.- М.: Педагогика, 1996

10 Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987

11 Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии. - М.: Академия, 1998

12 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятелбность. - М.: Просвещение, 2007

13 Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004

14 Макаренко А.С. Книга для родителей. - Саратов: Саратовское книжное издательство, 1953

15  Макаренко А.С. Книга для родителей. - Саратов: Саратовское книжное издательство, 1953

 

16 Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004

 

17 Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога.- М.: РИЦ АИМ, 2007

18 Пиз А. Язык разговора. - М.:Эксмо, 2006

19 Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога.- М.: РИЦ АИМ, 2007

 

20 Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога.- М.: РИЦ АИМ, 2007

21 Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. -М.: Просвещение, 1997.

 

22 Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: Просвещение,1950

23 Мейман Э.. Введение в современную эстетику, М: ЛКИ, 2007.

24 Подласый И.П. Педагогика. -М.: "Владос", 2000

25 Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Наука, 1983

26 Липецкий опыт рациональной организации урока. Сб.статей./ Под ред.проф. М.А. Данилова, В.П. Стрезикозина, И.А. Понаморева. - М.: Педагогика, 1983

Информация о работе Межличностные отношения учителя и ученика как средство педагогического общения