Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 07:48, курсовая работа
Педагогика возникла и развивалась, как наука, обеспечивающая процесс передачи социально-культурного наследия от старших поколений к молодежи. В конечном итоге предметом педагогики выступают отношения между поколениями, возникающие в ходе этой передачи. Характер, содержание и методы педагогического процесса определяются, в первую очередь, теми принципиальными положениями, которые лежат в его основании. Возможны различные классификации данных положений, но если мы хотим проникнуть в сущностные связи процесса, то должны рассмотреть отношения "педагог - ученик". Поскольку, именно отношения являются конечным воспитывающим фактором.
Введение 3
Анализ феномена и определения понятие отношений «учитель-ученик» 6
1.1 Стили общения в педагогической деятельности 6
1.2 Зависимость поведения ученика от стиля общения педагога 10
1.3 Специфика и технологии педагогического общения 12
1.4 Стадии педагогического общения и технология их реализации. 14
1.5 Невербальные аспекты отношений «педагог – ученик» 16
Психолого-педагогические и философские проблемы межличностных отношений в педагогике 22
2.1 Исторический срез проблем взаимоотношений в педагогике и школе 22
Проблема выбора стиля педагогического общения в аспекте «педагог- ученик» 27
Заключение 33
Глоссарий 35
Список использованных источников 36
Снятию любых барьеров помогает, прежде всего, воспитание правильных форм общения, а еще вернее выбора правильного стиля педагогического общения.
В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие.
Как показывают исследования, у педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакции на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованны, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям ("Как мне надоел ваш класс", "Умничать научились, а писать грамотно - нет" и др.)
Общение - важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности. Во многих видах деятельности общение - это не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент взаимодействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку. Профессиональная педагогическая деятельность часто становиться объектом критики, разрушающего вмешательства и просто огульного отрицания.
Но в профессиональной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностям и культурой общения.
Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.
Важнейшей характеристикой профессионально-
Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы.
Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, облегчается процедура налаживания взаимоотношений.
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Ее основными параметрами становятся взаимоотношения, взаимоприятие, поддержка, доверие и д.р.27
Таким образом, в данной курсовой работе рассмотрены межличностные отношения учителя и ученика, как средство одного из педагогических процессов, поскольку, именно отношения являются конечным воспитывающим фактором. В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир.
Сущность воспитания для некоторых педагогов до сих пор заключается в насильственном программировании личности.
Личностно ориентированная педагогика основывается на гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с учениками и способствует творческому развитию личности педагога и учеников.
Данная работа может стать своеобразным руководством к действию, но только при одном условии - если подойти к уроку творчески и совершить правильный выбор стиля педагогического общения.
Для этого необходимо несколько вещей - интуиция, опыт и владение тактикой обучение, но не одно из этих качеств не должно стать преобладающим. Необходимо найти золотую середину. Например, опыт может сослужить плохую службу - немало есть учителей, которые довольствуются достигнутыми результатами в своей работе и не стремятся идти дальше.
Но бывает и так, что учитель руководствуется методическими наработками и нормативными актами, постепенно превращаясь в ремесленника. И то и другое одинаково плохо.
Не маловажным качеством является и интуиция, но ее необходимо развивать, такт как интуиция это результат длительной практической работы над собой.
Не следует думать о том, что демократизация взаимоотношений означает полную произвольность в действиях учителя, свобода здесь это хорошо осознанная необходимость.
Согласно поставленным целям и задачам вначале работы, они были достигнуты. Цель достигнута с помощью анализа литературы, путем подбора методик, путем реализации методики проведения диагностики педагогического общения.
1.Демокротический стиль
2.Урок-диалог содействует:
а) установлению позитивных отношений между учеником и учителем;
б) повышает активность ребенка на уроке;
в) установлению сотрудничества между детьми.
Исследования взаимоотношений «педагог-ученик» нужно изучать, так как в наше время происходит все больше конфликтов между педагогами и воспитанниками, а это ведет к снижению успеваемости детей.
Невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с учениками. Для того, чтобы облегчить свою работу, педагог должен уметь общаться с воспитанниками даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.
Для успешного выполнения общения учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию. Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понять, в какой мере она сформирована как професссионально-личностное качество. Это поможет развивать в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя роскошь человеческого общения, и помочь демократизации взаимоотношений между учителем и учеником.
В своей книге "Здравствуйте, дети!" Ш.А. Амонашвили выделил такие слова: "Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям".28 Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Эмоциональный голод |
потребность в положительных эмоциях значимого взрослого – во многом определяет поведение ученика. |
2 2. |
Психическая активность |
потребность нормального развивающегося школьника в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность школьника в познании самого себя. |
3. |
Речь учителя |
основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. |
44. |
Педагогическое общение |
профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата. |
5. |
Сопереживание |
обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для способности стать на точку зрения другого. |
6. |
Общение |
важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности. |
7. |
Стиль |
это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. |
1 |
Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М.: Просвещение, 1995 |
2 |
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!- М.: Просвещение, 1983 |
3 |
Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики.- М.: Педагогика, 1996 |
4 |
Блага К. Я-твой ученик, Ты- мой учитель. - М.: Просвещение, 1991 |
5 |
Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Наука, 1983 |
6 |
Зязюна И.Я. Основы педагогического мастерства.- М.: Просвещение, 1989 |
7 |
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987 |
8 |
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятелбность. - М.: Просвещение, 2007 |
9 |
Липецкий опыт рациональной организации урока. Сб.статей./ Под ред.проф. М.А. Данилова, В.П. Стрезикозина, И.А. Понаморева. - М.: Педагогика, 1983 |
10 |
Макаренко А.С. Книга для родителей. - Саратов: Саратовское книжное издательство, 1953 |
11 |
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2001 |
12 |
Мейман Э.. Введение в современную эстетику, М: ЛКИ, 2007. |
13 |
Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога.- М.: РИЦ АИМ, 2007 |
14 |
Пиз А. Язык разговора. - М.:Эксмо, 2006 |
15 |
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. -М.: Просвещение, 1997. |
16 |
Подласый И.П. Педагогика. -М.: "Владос", 2000 |
17 |
Радугин А.А. Психология и педагогика. - М.: Центр, 2005 |
18 |
Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии. - М.: Академия, 1998 |
19 |
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: Просвещение,1950 |
Приложение А |
|
Приложение Б |
|
1 Подласый И.П. Педагогика. -М.: "Владос", 2000
2 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2001
3 Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987
4 Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987
5 Зязюна И.Я. Основы педагогического мастерства.- М.: Просвещение, 1989
6 Радугин А.А. Психология и педагогика. - М.: Центр, 2005
7 Блага К. Я-твой ученик, Ты- мой учитель. - М.: Просвещение, 1991
8 Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М.: Просвещение, 1995
9 Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики.- М.: Педагогика, 1996
10 Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987
11 Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии. - М.: Академия, 1998
12 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятелбность. - М.: Просвещение, 2007
13 Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004
14 Макаренко А.С. Книга для родителей. - Саратов: Саратовское книжное издательство, 1953
15 Макаренко А.С. Книга для родителей. - Саратов: Саратовское книжное издательство, 1953
16 Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004
17 Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога.- М.: РИЦ АИМ, 2007
18 Пиз А. Язык разговора. - М.:Эксмо, 2006
19 Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога.- М.: РИЦ АИМ, 2007
20 Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога.- М.: РИЦ АИМ, 2007
21 Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. -М.: Просвещение, 1997.
22 Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: Просвещение,1950
23 Мейман Э.. Введение в современную эстетику, М: ЛКИ, 2007.
24 Подласый И.П. Педагогика. -М.: "Владос", 2000
25 Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Наука, 1983
26 Липецкий опыт рациональной организации урока. Сб.статей./ Под ред.проф. М.А. Данилова, В.П. Стрезикозина, И.А. Понаморева. - М.: Педагогика, 1983
Информация о работе Межличностные отношения учителя и ученика как средство педагогического общения