Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 07:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработать методику межпредметных связей учащихся на уроке технологии.
Гипотеза: обучение технологии учащихся технологии будет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теорией и практикой обучения учащихся.
– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
– проанализировать процесс использования межпредметных связей в начальной школе;
– определить роль и место использования межпредметных связей на уроках технологии;
– разработать методические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей на уроке технологии.
Введение 4
1 Межпредметные связи как педагогическая проблема.
1.1 Сущность и функции межпредметных связей. 6
1.2 Классификация. Виды межпредметных связей. 7
1.3 Использование межпредметных связей на уроках технологии. 14
1.4 Дидактические основы межпредметных связей в предметном обучении. 15
2 Методические пути осуществления межпредметных связей.
2.1 Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием межпредметных связей. 19
2.2 Формирование познавательных умений и интересов учащихся под влиянием межпредметных связей. 21
2.3 Планирование межпредметных связей. 24
2.4 Совершенствование форм обучения в процессе реализации межпредметных связей. 26
Заключение. 29
Список использованной литературы.
Таким
образом, учебный предмет и учебная деятельность
являются дидактическими основами определения
межпредметных связей именно потому, что
они как системные объекты процесса обучения
представляют собой единство общего и
особенного. Общность структурных компонентов
учебных предметов и учебной деятельности
служит источником межпредметных связей
в процессе обучения. Сравнение основных
видов знаний в структуре учебного предмета
и в структуре учебной деятельности учащихся
выявляет их определенную аналогию. Поэтому
межпредметные связи в обучении могут
осуществляться в следующих основных
направлениях: 1) формирование необходимых
для становления мировоззрения ученика
систем понятий с опорой на научные факты,
теории, законы, идеи, общие для смежных
научных областей; 2) формирование общих
для смежных предметов умений, и в первую
очередь элементарных на которых базируются
более сложные методы усвоения идейных
связей между предметами (работать с картой
на уроках истории; применять при анализе
творчества писателя исторические знания;
подбирать физические примеры математических
зависимостей и т.п.); 3) формирование на
базе обобщенных и умений верного оценочного
отношения к предметным знаниям, в чем
особое значение имеют межцикловые связи
и мировоззренческие учебные проблемы;
4) формирование политехнических знаний
и трудовых умений, требующих комплексного
применения знаний основ наук на практике.
2.
Методика организации
уроков технологии
с использованием
межпредметных связей
2.1 Методические
рекомендации по организации
уроков технологии с использованием межпредметных
связей
Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они должны строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии должна являться основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическим наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Занятия
детей на уроках технологии продуктивной
деятельностью создают
Таким
образом, учебный предмет «Технология»
обеспечивает реальное включение в
образовательный процесс
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными
результатами изучения технологии являются
доступные по возрасту начальные сведения
о технике, технологиях и технологической
стороне труда, об основах культуры труда,
элементарные умения предметно-преобразовательной
деятельности, знания о различных профессиях
и умения ориентироваться в мире профессий,
элементарный опыт творческой и проектной
деятельности.
2.2 Формирование
познавательных умений и интересов учащихся
под влиянием межпредметных связей
Развитие
познавательных интересов зависит
от овладения учащимися
2.3 Планирование
межпредметных связей
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов. В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей – сетевое, курсовое, тематическое, поурочное. Сетевое планирование – имеет форму графика или плана – карты, которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов, показывают узловые темы с наибольшим числом связей с другими предметами. Сетевой график представляет собой модель учебного процесса, которая отражает содержание и объем учебной деятельности учащихся в определенные отрезки времени и с учетом межпредметных связей. Сетевое планирование осуществляется завучем или председателем методической или предметной комиссии по определенному циклу, группе предметов. Сетевое планирование дает общую канву межпредметных связей в цикле учебных предметов, но недостаточно организует активную познавательную деятельность учащихся. Необходимо планирование методов и форм организации обучения при осуществлении межпредметных связей. Этому способствуют другие способы планирования.
Курсовое планирование. Планирование межпредметных связей внутри учебного курса может осуществляться учителем или методистом. При этом могут существовать разные подходы к анализу межпредметных связей. Межпредметные связи рекомендуется использовать в сочетании с внутрипредметными связями. Наличие курсового плана позволяет учителю заранее изучить необходимое для каждой последующей учебной темы содержание смежных учебных курсов, вовремя дать учащимся домашнее задание на повторение опорных знаний из других предметов. При использование курсового плана возможно заранее спланировать консультации и посещения уроков учителей других предметов, подобрать необходимую методическую литературу по межпредметным связям в каждой учебной теме. Разновидностью проблемного подхода является планирование в курсе межпредметных связей с целью развития ведущих научных понятий. При таком планировании учитель ориентируется на установление главным образом понятийных межпредметных связей. Но такая работа должна иметь вспомогательный характер. Нельзя упускать из виду все многообразие межпредметных связей в процессе обучения, которые лишь в совокупности обеспечивают формирование целостной системы взглядов на мир. Поэтому важно сочетать и разные подходы к планированию межпредметных связей при изучении учебного курса. На основе курсового планирования необходимо провести тематическое планирование межпредметных связей, особенно в узловых учебных целях. Тематическое планирование. В этом плане должна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, учитель наглядно видит, для чего, с какой познавательной целью на отдельных уроках необходимо использовать те или иные задания из других курсов: в одних случаях создается опора для введения новых понятий, в других объясняются причинно – следственные связи в изучаемых явлениях, в третьих конкретизируются общие идеи или доказываются выводы, новые теоретические положения и т.п. В зависимости от познавательных целей использования межпредметных связей отбираются методы и приемы их осуществления, формулируются вопросы и задания для учащихся. Такое планирование учитывает многообразие видов межпредметных связей и позволяет выделить основные направления активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения учебной темы. В целях эффективной организации учебно-познавательной деятельности учеников по осуществлению межпредметных связей полезно спланировать их систему на каждом уроке учебной темы. Поурочное планирование. Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью данного планирования. Поурочный план – разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными связями. Выделение таких уроков производится на основе тематического планирования. Положительные стороны данного планирования – это формулировка цели и задачи урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных вопросов к учащимся, требующих воспроизведения и применения знаний; наличие мировоззренческого вывода; включение в домашнее задание вопросов межпредметного содержания.
Информация о работе Межпредметные связи на занятиях специальной технологии