Межпредметные связи на занятиях специальной технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 07:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработать методику межпредметных связей учащихся на уроке технологии.
Гипотеза: обучение технологии учащихся технологии будет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теорией и практикой обучения учащихся.
– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
– проанализировать процесс использования межпредметных связей в начальной школе;
– определить роль и место использования межпредметных связей на уроках технологии;
– разработать методические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей на уроке технологии.

Содержание

Введение 4
1 Межпредметные связи как педагогическая проблема.
1.1 Сущность и функции межпредметных связей. 6
1.2 Классификация. Виды межпредметных связей. 7
1.3 Использование межпредметных связей на уроках технологии. 14
1.4 Дидактические основы межпредметных связей в предметном обучении. 15
2 Методические пути осуществления межпредметных связей.
2.1 Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием межпредметных связей. 19
2.2 Формирование познавательных умений и интересов учащихся под влиянием межпредметных связей. 21
2.3 Планирование межпредметных связей. 24
2.4 Совершенствование форм обучения в процессе реализации межпредметных связей. 26
Заключение. 29
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Составляя учебные планы учителю важно  знать что учащиеся уже усвоили  из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам, согласовать  с учителем смежных предметов постановку вопросов и заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий, их углубления и обогащения. Этому помогает взаимопосещение уроков и изучение составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей. Планы могут быть обсуждены на методических комиссиях по циклам предметов, согласованы с завучем школы. Обсуждение планов помогает предупредить ошибки в использовании знаний из других предметов, устранить неточности в формулировке вопросов, в трактовке понятий смежных курсов, определить единые подходы в объяснении сущности изучаемых процессов и явлений, избрать наиболее рациональные методы обучения. Таким образом, планирование составляет необходимое и существенное звено подготовки учителя к эффективному осуществлению межпредметных связей и является одним из средств их реализации в практике обучения школьников. 

2.4 Совершенствование форм обучения в процессе реализации межпредметных связей 

Использование межпредметных связей в практике обучения вызвало появление новых форм его организации, таких, как урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексные экскурсии, межпредметные конференции, комплексные факультативы и др. при этом классно – урочная система, принятая в советской школе, остается стабильной. Межпредметный комплексный семинар – одна из продуктивных форм организации обучения, которая позволяет обобщать знания учащихся из разных предметов с позиций мировоззренческих идей и успешно решать в единстве задачи образования, развития и воспитания школьников. Это достигается путем взаимодействия учителей разных предметов. Такие семинары являются действенным средством реализации комплексного подхода к обучению.

Конференция, как и семинар, обобщает знания учащихся из разных предметов вокруг определенных проблем, идей, учебных тем. Она может быть проведена на обобщающем уроке или в форме внеклассного мероприятия. Методика конференции состоит в последовательно раскрывающих ее тему сообщениях учащихся, а методика семинара, как показано выше, более разнообразна, она включает дискуссии, беседы, опыты и т.п. Межпредметная конференция может быть подготовлена и проведена одним учителем или группой учителей. Конференции по вопросам многосторонних межпредметных связей позволяют раскрыть реальные взаимосвязи современных наук, показать, как методы одной науки, проникая в другую, способствуют ее развитию, решению научных проблем. Учащиеся знакомятся с теми проблемами, которые возникают и решаются на грани смежных научных областей, формируется мировоззренческая направленность их познавательных интересов, они овладевают мировоззренческими идеями, с позиций которых личность оценивает явления окружающего мира. Межпредметный факультатив – нацелены на развитие индивидуальных способностей, склонностей и интересов школьников. Целесообразно использование индивидуальных заданий с привлечением знаний из других предметов, с учетом интересов учащихся. Факультативные занятия по сравнению с обязательными курсами имеют более широкие возможности в использовании многосторонних межпредметных связей в целях формирования целостной научной картины мира. При этом обязательным условием успеха являются прочные систематизированные знания учащихся по отдельным учебным предметам. В процессе факультативных занятий необходима специальная организация активной познавательной деятельности учащихся по применению и обобщению знаний из разных учебных предметов. Этому способствует тематическое планирование, включающее разработку вопросов и заданий межпредметного характера. В процессе факультативных занятий по разным курсам особенно важно раскрытие мировоззренческих связей «природа – общество – человек – труд» на основе широкого использования межпредметных связей. Межпредметные связи во внеклассной работе. Межпредметные связи значительно повышают эффективность обучения и воспитания школьников, когда они включаются не только в различные формы учебной работы, но и в содержание внеклассной, воспитательной работы. Существуют различные формы внеклассной работы межпредметного характера: комплексные экскурсии, тематические вечера, межпредметные конференции и др. в практике обучения межпредметные связи во внеклассной работе получают все большее развитие. Проводятся краеведческие и литературоведческие экскурсии и подходы, олимпиады, тематические конференции на межпредметной основе. Используются индивидуальные, групповые и массовые формы внеклассной работы межпредметного характера в их различных сочетаниях. К индивидуальным формам можно отнести рефераты, сочинения, самостоятельные исследования, доклады, отзывы о книгах и статьях, самонаблюдения, опыты, сбор материалов по межпредметной проблематике и т.п.

Групповые формы: межпредметные тематические кружки, секции, практические работы, обсуждение книг, оформление стенгазет, игры межпредметного содержания, групповые творческие задания и т.п. Массовые формы: межпредметные экскурсии, вечера, конференции, конкурсы, олимпиады и т.п. Стабильная, широко применяемая форма организации межпредметных связей – это урок с межпредметными связями.

Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача требующая привлечения знаний из других предметов. Учебный материал отдельных тем уроков того или иного курса оказывается настолько тесно связанным с учебным материалом другого предмета, что возникает потребность в осуществлении межпредметных связей на протяжении всего урока. Такой урок, все основные познавательные задачи которого требуют применения знаний из других предметов, должен быть назван межпредметный.

Межпредметный характер чаще всего носят уроки, обобщающие учебный материал одной  или нескольких учебных тем одного или разных предметов. Межпредметные  уроки могут быть вводными или  проводиться в процессе изучения учебной темы. Межпредметные связи, осуществляясь в различных формах организации обучения и во внеклассной работе, призваны не разрушать, а укреплять предметную систему обучения. Использование связей между предметами в их различных видах показывает, как можно гибко варьировать содержание и методы предметного обучения, сохраняя при этом специфику отдельных учебных предметов. Межпредметные связи помогают выделить общие идейные основы науки в целом. 
 
 

 

      Заключение 

     Выявление и последующее осуществление  необходимых и важных для раскрытия  ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

     а) снизить вероятность субъективного  подхода в определении межпредметной  емкости учебных тем;

     б) сосредоточить внимание учителей и  учащихся на узловых аспектах учебных  предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;

     в) осуществлять поэтапную организацию  работы по установлению межпредметных  связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;

     г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных  учебных предметов в их органическом единстве;

     д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;

     е) изучать важнейшие мировоззренческие  проблемы и вопросы современности  средствами различных предметов  и наук в связи с жизнью.

     В этом находит свое выражение главная  линия межпредметных связей. Однако эти связи между отдельными предметами имеют свою специфику, которая накладывает отпечаток на преподавание. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.

     Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

     Усиливая  реализацию межпредметных связей, мы можем более точно определить роль наших предметов в будущей  жизни учеников. 
 

 

      Список использованной литературы 

  1. Актуальные  вопросы формирования интереса в  обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.
  2. Атутов П.Р., Бабкин Н.И., Васильев Ю.К. Связь трудового обучения с основами наук. – М., 1983.
  3. Беленький Г.И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей // Сов. педагогика. – 1977. – №5. – С. 56 – 61.
  4. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции – Горно-Алтайск, 1999 – 160 с.
  5. Гурьев А.И., Межпредметные связи – теория и практика // Наука и образование – Горно-Алтайск, 1998 – №2. – 204 с.
  6. Крупская Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин. – Пед. соч. В 6 – ти т. – М., – 1980.
  7. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // Полн. собр. соч. – Т. 29. – С. 152.
  8. Ленин В.И. Статистика и социология // Полн. собр. соч. – Т. 30. – С. 350.
  9. Максимова В.Н. Актуальные проблемы дидактики. – Л., 1982.

10) Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. – Л., 1984.

11) Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса

обучения. – М., 1977.

12) Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема. –

Советская педагогика, 1981, №8.

13) Межпредметные  связи в учебно – познавательной деятельности

учащихся/ Под ред. Н.А. Сорокина. – Тула, 1983.

14) Панчешникова Л.М. Основы методики обучения экономической

географии зарубежных стран. – М., 1975. – С. 114.

15) Скаткин М.Н. Наука и учебный предмет // Сов. педагогика. – 1945. –

№3. –  С. 12.

16) Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1980.

17) Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе.

Челябинск, 1995 – 16 с.

18) Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. – М., 1972.

Информация о работе Межпредметные связи на занятиях специальной технологии