Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:56, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе
2. Рассмотреть занятия по развитию мелкой моторики
Введение………………………………………………………………..3
1 Понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..5
1.1 Развитие мелкой моторики в раннем возрасте………..……………..5
1.2 Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте……...…………6 2 Занятия по развитию мелкой моторики……………………….12 Заключение…………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………..22
Дети кладут линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы – под линейкой. Начинают покачивать её, имитируя полёт самолёта. Делают левой рукой[21].
Мы зажили карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется
в полёт.
Дети
кладут карандаш на середину безымянного
пальца правой руки. Кисть повёрнута
ладонью вниз. Указательный, средний
пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают,
имитируя движения самолёта. Делают с
другой рукой.
ОСЛИК
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но
давай-ка не теряй.
Зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.
ЧАСЫ
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево
– так да тик.
Дети
зажимают карандаш указательным и средним
пальцами правой руки. Начинают его покачивать,
имитируя движение маятника. Затем делают
левой рукой.
КАЧЕЛИ
Ручку пальчиками взяли,
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели
Я
попала на качели?»
Дети
зажимают карандаш средним и безымянным
пальцами правой руки. Начинают его покачивать,
имитируя движение маятника. Затем делают
левой рукой[22].
Заключение
Вопросы соотношения мелкой моторики пальцев рук и звукопроизношения, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Очень важно раннее выявление и своевременная коррекционная работа. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму.
В работу над развитием мелкой моторики с детьми необходимо включать стишки, потешки, прибаутки. Дети их с удовольствием слушают, запоминают, а затем произносят. Спустя пол года систематической коррекционной работы, у детей наблюдаются улучшения выполнения заданий, связанных с мелкой моторикой. Заметными становятся улучшения в развитии речи. Возрастает активность познавательной деятельности.
Наверное, многие мамы знают, что развитие у малышей внимания, мышлении, восприятия, речи и памяти, напрямую, зависит от гибкости и точности движений пальчиков рук, другими словами от мелкой моторики.
Поэтому сейчас мы рассмотрим, как развить мелкую моторику у деток при помощи подручных средств. Причем, Вам не придется покупать какие-то специальные игры.
В первую очередь, любой детский врач советует всем родителям периодически разминать пальчики малыша, поскольку именно на них находятся различные активные точки, напрямую связанные с головным мозгом. Но так как дети растут, поэтому нужно переходить на что-то более развивающее. Для этого возьмите поднос какого-то насыщенного цвета и высыпите на него тонким слоем горошины, затем пальцем нарисуйте линию и малыш, скорее всего, повторит это движение за Вами. Конечно, эта игра рассчитана на совсем маленьких деток, но ее стоит использовать. Еще одна развивающая игра с применением фасоли или гороха – высыпите их в тарелку и дайте малышу в руки маленькую пластиковую бутылочку. Затем возьмите одну горошину и бросьте ее в бутылку. Малышу такая игра должна понравиться, ведь горошины при падении издают определенный звук.
Позволяйте ребенку теребить ваши волосы, бусы, пуговки, ощупывать одежду для развития тактильных ощущений. Это будет своего рода подготовкой к настоящим занятиям, к ним можно приступать месяцев с трех-четырех. Насыпьте в большую миску горох, фасоль, другую крупу, опустите туда ручки малыша и немного подвигайте. Пусть малыш пытается брать крупу в горсть, зажимать в кулачке, снова высыпать. Периодически меняйте крупы, чтобы ребенок мог почувствовать, что одни из них мелкие, а другие - крупные на ощупь. Когда ребенок станет постарше, зарывайте в крупу несколько мелких игрушек – подойдут игрушки из Киндер-сюрприза, маленькие машинки или крупные блестящие пуговицы. Пусть малыш копается в крупе, пытаясь найти спрятанные игрушки. Существуют заводские игрушки, помогающие ребенку овладеть мелкими движениями рук и пальчиков: это и шнуровки, и разнообразные рамки и вкладыши, и крупные бусы для нанизывания. Помогайте ребенку освоить каждую из игрушек, а когда использование их по назначению надоест малышу, придумайте им новое применение: рамки и вкладыши, например, можно обводить, а потом заштриховывать получившийся контур.
Хорошо,
если штрихование получится разной
степени интенсивности: от бледного,
еле заметного до яркого, темного.
Полезно также штрихование
Список использованной литературы:
1. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2008г.
2. Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль – 2007г.
3. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003г.
4. Узорова О.В. «Пальчиковая гимнастика», Астрель, М-2005г.
5. Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев», Генезис, М – 2008г.
6. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Родничок, М-2002г.
7. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры», Литера, СПб-2005г.
«Игры с бельевыми прищепками». Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь – октябрь 2006г.
8. «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.
9. Косимова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи», Эксмо, М-2006г.
10. Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников», АСТ, М – 2008г.
11. Ворбьёва Л.В. «Развивающие игры для дошкольников», Литера, СПб – 2009г.
12. Ткаченко Т.А.
«Развиваем мелкую моторику», Эксмо, М
-2010г.