Мелкая моторика дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе
2. Рассмотреть занятия по развитию мелкой моторики

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1 Понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..5
1.1 Развитие мелкой моторики в раннем возрасте………..……………..5
1.2 Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте……...…………6 2 Занятия по развитию мелкой моторики……………………….12 Заключение…………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Мелкая мотрика рук КУРСОВАЯ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

     Дети  кладут линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повёрнута  ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы – под линейкой. Начинают покачивать её, имитируя полёт самолёта. Делают левой рукой[21].

     Мы  зажили карандаш,

     Отогнулся пальчик наш.

     Он  теперь у нас пилот –

     Отправляется  в полёт. 

     Дети  кладут карандаш на середину безымянного  пальца правой руки. Кисть повёрнута  ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой. 

     ОСЛИК

     Ослик хвостиком качал,

     Чуть  его не потерял.

     Ты  качай – качай – качай,

     Но  давай-ка не теряй. 

     Зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

                    ЧАСЫ

     Есть  часы теперь у нас,

     Бьют  исправно каждый час.

     Снизу маятник у них:

     Вправо-влево  – так да тик. 

     Дети  зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой. 

     КАЧЕЛИ

     Ручку пальчиками взяли,

     Вправо-влево  покачали.

     - «Что такое? Неужели 

     Я попала на качели?» 

     Дети  зажимают карандаш средним и безымянным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой[22]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Вопросы соотношения мелкой моторики пальцев  рук и звукопроизношения, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Очень важно раннее выявление и своевременная коррекционная работа. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму.

     В работу над развитием мелкой моторики с детьми необходимо включать стишки, потешки, прибаутки. Дети их с удовольствием слушают, запоминают, а затем произносят. Спустя пол года систематической коррекционной работы, у детей наблюдаются улучшения выполнения заданий, связанных с мелкой моторикой. Заметными становятся улучшения в развитии речи. Возрастает активность познавательной деятельности.

     Наверное, многие мамы знают, что развитие у  малышей внимания, мышлении, восприятия, речи и памяти, напрямую, зависит  от гибкости и точности движений пальчиков  рук, другими словами от мелкой моторики.

     Поэтому сейчас мы рассмотрим, как развить  мелкую моторику у деток при помощи подручных средств. Причем, Вам не придется покупать какие-то специальные  игры.

     В первую очередь, любой детский врач советует всем родителям периодически разминать пальчики малыша, поскольку именно на них находятся различные активные точки, напрямую связанные с головным мозгом. Но так как дети растут, поэтому нужно переходить на что-то более развивающее. Для этого возьмите поднос какого-то насыщенного цвета и высыпите на него тонким слоем горошины, затем пальцем нарисуйте линию и малыш, скорее всего, повторит это движение за Вами. Конечно, эта игра рассчитана на совсем маленьких деток, но ее стоит использовать. Еще одна развивающая игра с применением фасоли или гороха – высыпите их в тарелку и дайте малышу в руки маленькую пластиковую бутылочку. Затем возьмите одну горошину и бросьте ее в бутылку. Малышу такая игра должна понравиться, ведь горошины при падении издают определенный звук.

     Позволяйте  ребенку теребить ваши волосы, бусы, пуговки, ощупывать одежду для развития тактильных ощущений. Это будет своего рода подготовкой к настоящим занятиям, к ним можно приступать месяцев с трех-четырех. Насыпьте в большую миску горох, фасоль, другую крупу, опустите туда ручки малыша и немного подвигайте. Пусть малыш пытается брать крупу в горсть, зажимать в кулачке, снова высыпать. Периодически меняйте крупы, чтобы ребенок мог почувствовать, что одни из них мелкие, а другие - крупные на ощупь. Когда ребенок станет постарше, зарывайте в крупу несколько мелких игрушек – подойдут игрушки из Киндер-сюрприза, маленькие машинки или крупные блестящие пуговицы. Пусть малыш копается в крупе, пытаясь найти спрятанные игрушки. Существуют заводские игрушки, помогающие ребенку овладеть мелкими движениями рук и пальчиков: это и шнуровки, и разнообразные рамки и вкладыши, и крупные бусы для нанизывания. Помогайте ребенку освоить каждую из игрушек, а когда использование их по назначению надоест малышу, придумайте им новое применение: рамки и вкладыши, например, можно обводить, а потом заштриховывать получившийся контур.

     Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны  образцы, так что поштриховать придется и вам. С весьма раннего возраста ребенку доступны аппликации, лепка, рисование. О приемах лепки и изготовлении аппликаций с малышами я рассказывала в других статьях. Что можно сказать о рисовании? Рисовать можно чем угодно: красками, карандашами, мелками, фломастерами, пальцами. Последний метод – наиболее полезный и доступный для малышей раннего возраста. При рисовании восковыми мелками, лучше отломить от мелка кусочек в несколько сантиметров: такой мелок ребенок будет держать пучком, что пригодится ему в дальнейшем освоении правильного захвата письменных приборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2008г.

2. Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль – 2007г.

3. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003г.

4. Узорова О.В. «Пальчиковая гимнастика», Астрель, М-2005г.

5. Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев», Генезис, М – 2008г.

6. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Родничок, М-2002г.

7. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры», Литера, СПб-2005г.

«Игры с бельевыми прищепками». Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь – октябрь 2006г.

8. «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.

9. Косимова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи», Эксмо, М-2006г.

10. Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников», АСТ, М – 2008г.

11. Ворбьёва Л.В. «Развивающие игры для дошкольников», Литера, СПб – 2009г.

12. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», Эксмо, М -2010г.                                      13. Е.С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика. Астрель, 2006г.                                                     14. З.М. Богуславская Развивающие игры для детей младшего дошкольного Е.О. Смирнова возраста. Просвещение, 1991г.                                                           15. Л.Г. Парамонова Как подготовить ребенка к школе. Изд. Дельта, 1997г. В.В.Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь. Лань, Санкт –  Петербург, 1996г.                                                                                                   16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Т.В. Коррекция нарушения речи. – М.: «Просвещение», 2009.                                                                                                  17. Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 1999.                                                                                                      18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление речи у дошкольников. – Екатеринбург: «Литур», 2006.                                                  19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.                                                                                            20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., «Просвещение», 1989.                                                                                                                            21. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: «Гном и Д», 2005.                                                                                                                                      22. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М.: Социально-политический журнал, 1994.

Информация о работе Мелкая моторика дошкольников