Место педагогики в системе наук о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 14:01, реферат

Краткое описание

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовноразвитой личности в процессе исторического развития общества несовершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и этиусилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

Содержание

Введение…3
1. Общее представление о педагогике как науке….4
2. Педагогика как наука…………………………….……………..6
3. История возникновения педагогики……………………8
4. Связь педагогики с другими науками………………….11
5. Принципы педагогики, и ее функции…….……….…..13 Заключение……………………………………………………….…….…17 Библиография…….……………………………………………….…....18

Вложенные файлы: 1 файл

Место педагогики в системе наук о человеке.docx

— 32.13 Кб (Скачать файл)

Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях. Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условно-рефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек. Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления.

Возникнув в системе общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике недоступны. Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения. Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений.

Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства.

К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.        5. Принципы педагогики, и ее функции Непременным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные понятия (категории) педагогической науки?

 Место  педагогики в системе наук  о человеке определяется тем, что она исследует закономерности  развития, формирования, воспитания, образования  и обучения личности. Развитие  человека – это процесс становления  его личности под влиянием  внешних и внутренних, управляемых  и неуправляемых социальных и  природных факторов.  Согласно  диалектико-материалистической концепции  развитие индивида (онтогенез) представляет  собой процесс количественных  и качественных изменений, закономерно  происходящих в анатомо-физиологическом  строении человеческого организма. Советская педагогика не исключает  влияния наследственности на  развитие человека. Известно, что  наследственность отражает заложенные  в генетической программе человека  особенности, которые передаются  от родителей к детям.

Это и цвет кожи, глаз, волос, и телосложение, и особенности нервной системы, а также задатки речи, мышления и др. На наследственность детей существенно влияет состояние психического здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют на умственные способности детей алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей.  Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному. Различают психическое, физическое и общее развитие личности.

Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие – развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.  Личность человека – результат действия и взаимодействия различных факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и сознания людей.

К ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают формирование личности.

 Значит, формирование  личности человека – это процесс  её становления под влиянием  многочисленных факторов, природных  и общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно  определённым правилам, с применением  определённых средств.

Воспитание - есть один из факторов формирования личности. Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть определённой цели – развивать и образовывать у воспитанника определённые качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых.

 Там, где  есть воспитание, на полную мощность  используются положительные и  ослабляются отрицательные влияния  микросреды. Там, где есть воспитание, человек раньше оказывается способным  к самовоспитанию. Процесс воспитания  направлен на формирование социально  важных качеств личности, на создание  и расширение круга её отношений  к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем  шире, разнообразнее и глубже  система отношений личности к  различным сторонам жизни, тем  богаче её собственный духовный  мир. К числу важнейших и наиболее  общих педагогических понятий  относятся также образование  и обучение.

Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством, в овладении системой познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержание образования включаются все элементы социального опыта.  В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку, даёт общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных учебных заведениях.

Содержание и методика общего образования обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и самообразования, служат основой политехнического и профессионального образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.  Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть самостоятельное чтение, радио- и телепередачи, курсы, лектории, работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку нормальное и полноценное образование.

Содержание образования определяется государственными учебными планами, учебными программами и учебниками по изучаемым предметам. Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение, которое осуществляется в определённой организации под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся. Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нём выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом.

 Совместная  их деятельность направлена на  глубокое и прочное усвоение  научных знаний, вырабатывание умений  и навыков, применение их на  практике, развитие творческих способностей, формирование материалистического  мировоззрения и нравственно-эстетических  взглядов и убеждений.  Обучение  должно быть доступным данному  классу, возрасту, уровню развития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся  в сознании ребёнка знаниях, полученных  в процессе обучения, семейного  воспитания, непосредственного отражения  природных и общественных явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах. Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.

   Заключение  Термин «педагогика» имеет два  значения. Первое - это область научного  знания, наука, второе – область  практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с  греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие.

Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании (См. закон «Об образовании»). Что касается термина педагогика, то в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика», «антропогогика» (антропос – человек). Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она исследует.

Предметом педагогики является педагогическая система (ПС). Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики. (Беспалько В.П., Кузьмина Н.В.). Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки [1]. Забегая несколько вперед, отметим, что элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения. Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками.

 В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников. Библиография: 1.   Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр.пед. труды / Сост. М. Ю. Бабанский. - М., 1989.  2.  Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения -М.,1986. 3.   Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М., 1984.  4.  Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 1972. - С. 16. 5.   Каптерев П. Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. / Под ред. А.М.Арсеньева. - М., 1989.  6.  Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, Мн., Нарасвета, 1997.  Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1977. - Т.1.  8.  Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С. П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1976. – 352 с. 9.  Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. 10.  Сластенин В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 1997.  11.  Ушинский К. Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. - М., 1989 - 1990. - Т. 1. 12.  Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с 13.  Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика. 1979. 14.  Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика. 1980. 15.  Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика. 1987. 16.  Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. – Минск: Изд-во Университетское, 1990 17.  Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика. 1989.

 

 


Информация о работе Место педагогики в системе наук о человеке