Методика воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 07:56, контрольная работа

Краткое описание

Воспитание является одной из актуальных проблем современной педагогики. Воспитанию придавали огромное значение во все времена. Благодаря воспитанию человек приобретает черты, способствующие социализации его в обществе, формирует экологическую, нравственную грамотность и т.д.
Помимо этого только под влиянием грамотного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

Содержание

Введение 3
1. Приведите определения понятий «воспитание» и «социализация», данные различными авторами в учебниках педагогики, справочной литературе. Как соотносятся эти понятия? 4
2. Обозначьте основную, на ваш взгляд, проблему воспитания настоящего времени и приведите ваше видение решения этой проблемы 7
3. Разработайте содержание беседы о вреде курения 10
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 2 файла

Презентация для беседы о вреде курения.pptx

— 429.95 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Методика воспитательной работы.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Воспитание является одной из актуальных проблем современной педагогики. Воспитанию придавали огромное значение во все времена. Благодаря воспитанию человек приобретает черты, способствующие социализации его в обществе, формирует экологическую, нравственную грамотность и т.д.

Помимо этого только под влиянием грамотного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

Таким образом, можно говорить о том, что процесс воспитания способствует становлению личности, формированию положительных личностных качеств, привычек, воспитанию личностной, гражданской позиции человека.

Вопросами изучения различных аспектов воспитания занимались такие ученые как Д. С. Лихачев, А. В. Мудрик, Н. Бордовская, А. Реан и другие.

Цель работы: изучение основных понятий педагогики.

Задачи работы:

    1. Рассмотреть сущность понятий «воспитание», «социализация» различными авторами.
    2. Повести сравнение между понятиями «воспитание», «социализация».
    3. Рассмотреть основные проблемы воспитания, выделив наиболее актуальную на наш взгляд.
    4. Разработать беседу по теме «Вред курения».

 

1. Приведите определения  понятий «воспитание» и «социализация», данные различными авторами в учебниках педагогики, справочной литературе. Как соотносятся эти понятия?

 

Воспитание (по Реан А.) понимается как1:

  • передача социального опыта и мировой культуры;
  • воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
  • организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
  • воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
  • создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

Воспитание (как педагогическое явление)2 — 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом); 4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок — объект педагогического воздействия); 6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, соц. и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности.

Воспитание (Ю.К.Бабанский) - это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы3.

Воспитание (И.П.Подласый) - представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей4.

Социализация (В.А.Мижериков) - это процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и  теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности5.

Социализация (Розум С.И.) – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта6.

Социализация (А.В.Мудрик)  - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями7.

Понятия «социализация» и «воспитание» взаимосвязаны между собой. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и  сознательно  контролируемая социализация. Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация. 

Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социализации строится на основе общих принципов. К общим принципам воспитания относятся:

  • принцип  гуманизма, который предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;  
  • принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры и достижений мировой цивилизации;
  • принцип природосообразности означает отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды; 
  • принцип целостности  обусловливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов; 
  • принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

2. Обозначьте основную, на  ваш взгляд, проблему воспитания настоящего времени и приведите ваше видение решения этой проблемы

 

В современной педагогике существует огромное количество актуальных проблем воспитания. На наш взгляд наиболее актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях семьи.

Россия всегда отличалась высоким уровнем духовной культуры, формула жизни «прежде думай о Родине, а потом о себе» родилась не на пустом месте. Таким было мироощущение не только прежних элит, но и простых людей. Духовно-нравственные начала – базовые, сущностные качества личности россиянина.        

Особенность современной семейной политики сегодня заключается в том, что во многом ее эффективность определяется как социально-экономическим потенциалом субъектов России, так и активностью институтов гражданского общества. В этом плане духовно-нравственный, социокультурный компоненты, направленные в первую очередь на формирование личности, готовой жить в новых исторических условиях, в семейной политике объективно выдвигаются на первый план. Как справедливо отмечает Н.П. Шок, «взаимодействие институтов гражданского общества и власти, основанное на отношениях сотрудничества, солидарной ответственности, государственном стимулировании и ресурсной поддержке гражданских инициатив, является одним из условий осуществления эффективной и долгосрочной семейной политики»8. Как пишет Н. Нарочницкая, «…путь нации не прерывается, когда в национальном сознании цели будущего связаны с творчески переработанными уроками прошлого»9.  По закону сохранения запаса исторических сил, если развитие общества не требует накопления и передачи  результатов труда и духовного опыта предшествующих поколений, а народ утрачивает связь с поколениями отцов, то он исчезает как исторический народ, его место занимают другие. Наступило время осознания этого глобального закона.

Новый этап развития цивилизации характеризуется глобальными изменениями как в экономических, так и общественных процессах. Это остро поставило вопрос о месте и роли человека в них. Интернет-технологии, сделавшие возможными, общедоступными и быстрыми пространственно-временные связи со всем миром, заставляют нас по-новому взглянуть на многие вопросы, в том числе и на роль государства в формировании своего рода социального заказа на качество подрастающих поколений. И здесь семья, государство являются  взаимозаинтересованными партнерами. Именно семья, самый устойчивый социальный институт общества, является первоосновой, главным звеном, социумом, где проявляются индивидуальные качества личности, ее потребности, формируются мотивы поведения и ее социализация.

Воспитательная функция семьи всегда была главнейшей в воспитании детей и социализации подрастающих поколений. В последние десятилетия именно это направление деятельности семьи подверглось глобальным трансформациям, и мы все чаще сетуем на то, что семья с задачей воспитания либо не справляется вообще, либо справляется плохо. Нарастание кризисных явлений в обществе в конце ХХ века, социальная нестабильность и социальный пессимизм способны ослабить институт семьи, расшатать ее стабильность. Возникают не только социальные, но и внутрисемейные проблемы: насилие, межпоколенные конфликты между детьми и между родственниками и т.д. Воспитательная функция семьи в таких условиях значительно ослабевает. Самые драматические последствия этого – социальное сиротство при живых родителях, детская беспризорность и безнадзорность.

В последние годы все чаще демографы говорят о законе духовно-демографической детерминации, согласно которому при прочих равных условиях улучшение (ухудшение) нравственно-эмоционального состояния общества сопровождается улучшением (ухудшением) демографической ситуации. Иными словами, ослабла нравственность, упала духовность – и молодые либо не могут, либо не хотят рожать, не хотят воспитывать детей.

Решение данной проблемы может лежать в возрождении культа семьи, который должен поддерживаться с детства как фундаментальный уклад жизни. Поэтому и нужна идеология семейного воспитания, основанная на традиционных духовно-нравственных ценностях, присущих нашей стране. Идеология, где семья, школа, внешкольные учреждения, детские молодежные организации, СМИ действовали бы целенаправленно, усиливая позитивную роль государства в жизни семьи и общества на качественно новой основе – приоритете семейного воспитания детей, общечеловеческих ценностей, ценностей семейного образа жизни, ценности Человека и его жизни.

 

 

3. Разработайте содержание беседы о вреде курения

 

Цель: формировать осознанное отрицательное отношение к курению.

Задачи:

  1. Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;
  2. На конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина;
  3. Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.

Предварительная работа: анкета «Я и курение»

Вопросы анкеты:

1. Пробовали ли вы курить?

2. Если «да», то в каком возрасте?

3. Первую сигарету выкурили:

а) один;

б) с другом;

в) в компании.

4. Курю для того, чтобы:

а) считать себя взрослым;

б) за компанию;

в) ради интереса.

5. Какова реакция родителей на  то, что вы курите:

а) ругают;

б) убеждают бросить;

в) безразличны.

Материал: Плакат: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. Де Бальзак); муляж легких, сердца, головного мозга, рентгеновский снимок легких; рисунки - карикатуры о вреде курения; результаты анкеты на доске о курении; презентация.

 

Ход беседы.

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы поговорим с Вами о вреде курения. 

Впервые  курение обнаружено в 15 веке (1492 г.) на одном американском острове, открытом Христофором Колумбом. Жители острова курили листья растения табака, свернутые в трубочки и подсушенные на солнце. Моряки завезли табак в Европу. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 через Астрахань.

Вскоре было установлено, что курение вызывает тяжелые заболевания, многие из которых заканчивались смертью.

На Руси в царствование Михаила Федоровича, уличенных в курении, первый раз наказывали 60-ю ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа и ушей.

Официально торговля табаком и его курение были разрешены Петром 1 в 1697 году. В настоящее время 60% мужчин,  20% женщин и 50% подростков в России курят.

Когда человек впервые закуривает его ждут очень неприятные ощущения: тошнота, рвота, кружится голова. Но приятели говорят «слабак», «рохля», а они крутые и подросток пробует вновь.

Период, когда человек прекращает испытывать отвращение от курения табака и начинает испытывать удовольствие, говорит о развитии табачной зависимости, о формировании вредной привычки.

В табачном дыме содержится более четырех  тысяч веществ и все они вредные.

Никотин – растительный яд. Если к клюву птицы (голубь, воробей)  поднести стеклянную палочку смоченную никотином наступает смерть, кролик умирает от 1/4  капли, собака от 1/2  капли никотина, лошадь от 1 капли.

Для человека смертельная доза 2-3 капли никотина. Такая доза поступает в организм при выкуривании 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. Однако, если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть.

Во Франции в Ницце в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по шестьдесят сигарет умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках, в порошке  положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.   

Информация о работе Методика воспитательной работы