Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:42, курсовая работа
Цель работы: выявить методы обучения в процессе преподавания темы курса технологии 8 класса средней общеобразовательной школы: «Художественная обработка текстильных материалов»
Задачи:
-Определить методы обучения и их реализацию в учебном процессе
- Рассмотреть конкретные методы изучения темы курса технологии
восьмого класса средней школы: «Художественная обработка конструкционных материалов»
-Самостоятельно разработать план урока с применением изученных методов обучения.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1.Характеристика методов обучения
1.1 Определение методов обучения, методологические приемы и их классификация…………………………………………………………………….3
1.2 Определение методов обучения, методологические приемы и их классификация…………………………………………………………………….6
1.3 Специфика и разнообразие методов преподавания технологии…………...7
Глава2.Текстильное материаловедение
2.1«Текстильное материаловедение», классификация текстильных материалов, основные термины и понятия…………………………………….12
2.2 Основные виды художественной обработки текстильных материалов…13
Глава 3. Методика изучения темы курса технологии восьмого класса средней школы: «Художественная обработка текстильных материалов»………….14
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………
б) натуральные процессы. Это технологические процессы, работа машин, аппаратов и т.д., которые демонстрирует учитель на производственном и учебно-производственном оборудовании. Указанные процессы могут наблюдать сами учащиеся на предприятиях, например во время экскурсий;
в) реальные трудовые действия. Их показывает учитель в учебных целях или самостоятельно наблюдают учащиеся в производственных условиях, следя за деятельностью рабочих. Реальные трудовые действия характеризуют взаимодействие работающего с инструментом и обрабатываемым материалом. При этом воспринимается, прежде всего, внешняя сторона этих действий.
2. Технические модели и макеты как подобия изучаемых объектов. Они служат для показа внешнего вида изучаемых объектов и явлений, их деталей и конструкций.
Учебная техническая модель представляет собой аналог изучаемого объекта или его части. Изготовляется модель, по сравнению с реальным объектом, в уменьшенном или увеличенном виде, а иногда и в действительном масштабе, с соблюдением внешнего сходства и пропорциональности частей. Учебные модели, используемые в обучении технологии, обычно отражают геометрическое подобие изучаемого объекта или его техническую сущность. Учебные технические модели позволяют показать не только внешний вид изучаемого объекта, но и на примере действующих моделей демонстрировать работу объекта, динамику и взаимодействие частей.
Учебные макеты дают объемное изображение внешнего вида изучаемых объектов с точным соблюдением их пропорций. Они могут быть цельными или разъемными, точными копиями или схематичными, и должны давать общее представление об изучаемом объекте. Для изучения мелких объектов (мелких деталей, инструментов и т.д.) макеты изготовляют в увеличенном масштабе. И наоборот, макеты станков, двигателей и других машин, а также технических сооружений изготовляют в уменьшенном масштабе.
3. Реальные изображения вида изучаемых объектов, процессов и трудовых действий.
В практике обучения они обычно имеют форму плакатов, как правило, в наборах или альбомах. По размерам плакаты и изображения на них выполняют такими, чтобы изображения можно было рассмотреть всем ученикам класса со своих ученических мест. В альбомах листы с изображениями несколько меньше, чем плакаты. Они предназначены для рассмотрения непосредственно на ученических местах.
Плакаты и альбомы могут включать в себя изображения видов материалов, внешний вид и конструктивное устройство рабочих и измерительных инструментов, приспособлений, станков и т.д., а также изображения приемов выполнения трудовых операций, владения инструментом, управления станками и др. При изучении самых различных конкретных технологий используются плакаты, отражающие требования техники безопасности и охраны труда.
4. Условные изображения изучаемых объектов, процессов и действий.
К ним относят чертежи, эскизы, кинематические и электрические схемы и пр., которые уже рассматривались как применяемая в обучении технологии учебно-техническая документация. В роли средств наглядности они служат для раскрытия устройства, конструкции, внутренних связей и закономерностей, то есть сущности изучаемых объектов, действий и процессов. В отличие от натуральных объектов и их моделей, макетов и реальных изображений, условные изображения не дают учащимся непосредственных "живых" представлений об изучаемых объектах и процессах. Поэтому их применение следует практиковать после того, как соответствующие "живые" представления уже созданы с помощью других средств наглядности.
Текстильным материаловедением называется наука, которая изучает строение, свойства и оценку качества текстильных материалов.
К текстильным материалам относятся те, которые состоят из текстильных волокон и нитей, и сами волокна и нити.
Текстильными волокнами называются протяженные тела, гибкие и прочные, с малыми поперечными размерами, ограниченной длины, пригодные для изготовления текстильных изделий.
Текстильные волокна подразделяют на два класса: натуральные и химические. По происхождению волокнообразующего вещества натуральные волокна подразделяют на три подкласса: растительного, животного и минерального происхождения, химические волокна — на два подкласса: искусственные и синтетические.
Текстильная нить – это гибкое прочное тело с малыми поперечными размерами значительной длины, которое используется для изготовления текстильных изделий .
Пряжа состоит из продольного и последовательно расположенных более или менее распрямленных волокон и соединенных в непрерывную нить скручиванием .
Существует две градации текстильных нитей и пряжи. Это первичные нити, те есть полученные непосредственно с текстильных машин, и вторичные нити, которые получаются в результате дальнейшей переработки первичных нитей с целью изменения их внешнего вида и свойств.
Мононить – это одиночная нить, не делящаяся в продольном направлении без разрушения, и может быть использована для изготовления текстильных изделий .
Комплексная нить – состоит из нескольких продольно расположенных элементарных нитей, соединенных между собой скручиванием, склеиванием, перепутыванием .
Полоски – это изделия, образованные в результате деления бумаги, фольги, пленки на элементарные полоски с последующим их скручиванием .
Ткани – изделия, полученные путем переплетения в них двух взаимно перпендикулярных систем параллельно расположенных нитей – продольных, называемых основой, и поперечных, называемых утком .
Трикотаж - изделия, получаемые из одной нити, или многих нитей одной системы путем образования петель и их переплетения .
Нетканые полотна - изделия, получаемые скреплением различными способами слоев волокон - холстов или параллельно расположенных нитей.
Художественная обработка текстильных материалов – один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного творчества. Еще несколько десятилетий назад секреты художественной обработки материалов передавались от матери к дочери. В настоящее время эта связь утрачена. Поэтому одной из задач образовательного учреждения является восстановление традиций, воспитание у девушек интереса к различным видам декоративно-прикладного творчества.
Виды художественной обработки текстильных материалов:
-ручная художественная вышивка,
-машинная вышивка,
-лоскутное шитье,
-вязание спицами и крючком,
-макраме,
-аппликация,
-батик (роспись по ткани),
-выжигание по ткани,
-изготовление цветов из лент, тесьмы, ткани
-и т.д.
Все эти виды художественной обработки текстильных материалов имеют широкий диапазон изобразительных возможностей – от простых композиций до сложных сюжетных мотивов.
Для рассмотрения и анализа конкретных методов изучения темы курса технологии восьмого класса средней школы: « Художественная обработка конструкционных материалов», я взяла пособие-Технология. 8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В. Д. Симоненко / автор-состовитель О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 281 с.
В пособии предлагаются подробные конспекты уроков технологии, составленные в соответствии с программой образовательной области «Технология», разработанные по учебнику под редакцией В. Д. Симоненко (Технология; для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - М.: Вентана- Граф, 2009).
Разработки уроков содержат материал по ознакомлению с различными видами трудовой деятельности, частного предпринимательства, углублению знаний и представлений о мире профессий, планированию своего бюджета, ведению личной бухгалтерии, совершенствованию навыков и умений художественной обработки материалов, формированию творческих способностей, необходимых при выполнении самостоятельной практической работы — проекта.
Пособие предназначено учителям технологии общеобразовательных школ ,а так жепедагогам дополнительного образования; может быть полезно учащимся для самостоятельной подготовки.
Тематическое планирование
№ урока | Тема
|
КОЛ ЧАСОВ. |
|
Художественная обработка материалов | 26 |
15-16 |
Художественное творчество и народные ремесла | 2 |
17-18 |
Художественная вышивка. Подготовка к вышивке. | 2 |
19-20 |
Техника владимирского шитья | 2 |
21-22 |
Белая гладь | 2 |
23-24 |
Атласная и штриховая гладь | 2 |
25-26 |
Швы «узелки» и «рококо» | 2 |
27-28 |
Двусторонняя гладь | 2 |
29-30 |
Художественная гладь | 2 |
31-34 |
Вышивание натюрморта | 4 |
35-38 |
Вышивание пейзажа | 4 |
39—40 |
Выбор темы творческого проекта. Работа над проектом | 2 |
41-42 |
Защита творческих проектов | 2 |
Таким образом, на изучение темы «Художественная обработка текстильных материалов автор пособия отводит 26 часов.
Я же в своей курсовой работе выборочно рассмотрю один из предлагаемых уроков.
Уроки 19-20 Тема: ТЕХНИКА ВЛАДИМИРСКОГО ШИТЬЯ
(иллюстративный материал см. Приложение)
Цели: познакомить учащихся с одним из видов художественной вышивки - гладью, способами ее выполнения; учить выполнять гладь в технике владимирского шитья (верхошов, накладная сетка, гладь «вприкреп»); развивать умение по переводу рисунка на ткань, выбора шва в зависимости от рисунка; воспитывать интерес к данному виду рукоделия.
Оборудование: ткань, нитки вышивальные, иглы, пяльцы, варианты рисунков для вышивания в технике владимирского шитья; образцы изделий, выполненные в технике владимирского шитья, плакаты «Техника выполнения владимирских швов», карандаш, копировальная бумага.
I. Организация урока.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы урока.
Учитель. Вышивание - один из любимых видов рукоделия. Из достаточно небольшого количества простых в исполнении швов можно выполнить вышивание различных рисунков. Часть этих швов уже освоена вами в предыдущих классах. Сегодня же на уроке вы научитесь вышивать в технике владимирского шитья, освоив специфические для этой вышивки швы - верхошов, гладь «вприкреп», накладные сетки.
Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
1. Владимирское шитье.
Владимирские швы - это декоративная вышивка крупными стежками односторонней глади. Гладь - это вышивание узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Выполняют ее толстыми цветными нитками - мулине (в 6-10 ниток), ирисом, шерстью на плотных тканях: полотне, бортовке, сукне и т. д. Основной цвет этих вышивок - красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого. Вышивка, выполненная в технике владимирского шитья, хорошо смотрится на многих изделиях: фартуках, наволочках для декоративных подушек, грелок на чайник, полотенцах и т. д.
2. Верхошов: техника его выполнения.
Верхошов - односторонняя гладь, вышитая глухим свободным
швом.
Гладью верхошов мотивы заполняют на лицевой стороне, на изнанке образуются переходы - мелкие стежки в виде пунктира по контуру узора.
рис.1
Верхний ряд (а—в) - выполнение глади верхошов; средний ряд - атласники и выполнение сетки (справа); нижний ряд слева — выполнение листочков швом козлик; нижний ряд справа - орнаментальная полоса, вышитая швом козлик и швом кисточка.