Методика использования проектной деятельности для формирования интереса учащихся к изучению физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 06:37, курсовая работа

Краткое описание

В этих условиях одним из основных направлений обновления содержания среднего образования является ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям, на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

I. Психолого-педагогические основы реализуют метод проектов в
общеобразовательной школе

Метод проектов и его место в современной педагогике

1.2 Самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся - основа проектного урока

II.Методика использования проектной деятельности для формирования интереса учащихся к изучению физики.

2.1 Использование метода проектов на уроках физики и астрономии

2.2 Методика реализации практической деятельности при изучении физики.

Заключение ………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 699.44 Кб (Скачать файл)

Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать  во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять  свои знания, учиться мыслить творчески. Задания, которые обычно носят практический характер, имеют важное прикладное значение и, что весьма важно, интересны  и значимы для самих открывателей и конструкторов и при проектировании, и при изготовлении, и при испытании. И если четко, разумно организовать такую активную умственную деятельность учащихся, то она может дать им многое: расширит кругозор, разовьет способности, поможет сформировать практические умения, свяжет теорию и практику, соединит, казалось бы, разрозненные учебные  предметы, пробудит интерес к творчеству, позволит вкусить радость от успешно  законченного дела. Мне же, как педагогу, эта деятельность ребят помогает улучшать процесс преподавания: идти от «близких» моим учащимся приборов (сделал Никита, придумал Илья…) к теории и анализу явлений, от техники, которая  интересует ребят, к пониманию физических основ ее устройства и действия.

На практике приходится иметь  дело и со смешанными типами проектов.

По окончании работы над  проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки  в классе, рассказывают о принципе действия прибора, его назначении, использовании, делятся идеями о дальнейшей работе. Разработка и конструирование приборов происходит во внеурочное время, но является органичным продолжением использования на уроках метода проектов.

В 8 классе в конце учебного года изучается тема «Световые явления», где рассматриваются законы отражения, преломления света, ход лучей  в линзах. Из учебника 8 класса последних  лет издания убрали строение и  оптическую систему глаза, дефекты  зрения: близорукость и дальнозоркость, хотя проблема сохранения зрения как  никогда актуальна в связи  с возросшей нагрузкой на зрительный аппарат (большой поток информации через телевидение, компьютер, справочники  и т.д.). Поэтому на уроке, посвященном  построению изображения в линзах, акцентирую необходимость этого  знания для конструирования различных  оптических приборов, объяснения получения  изображения в глазе и предотвращения близорукости и дальнозоркости. Предлагаю  подумать, какие проекты по этим вопросам можно претворить в жизнь. На следующем уроке слышу от ребят  целый ряд предложений: сконструировать  телескоп, собрать микроскоп, провести презентацию по теме «Глаз» и т.д. Конечно, не всем учащимся по плечу  конструировать серьезные приборы: кто-то останавливается на перископе, кто-то обыкновенную линзу вставляет  в самодельную оправу и очень  гордится своим достижением, кто-то делает подборку материала по этой теме и выпускает газету, кто-то довольствуется рекламой и пр. Но особенно ребятам  понравилась в этом учебном году презентация на компьютере по данной теме, которую провели в виде конференции. Для этого учащиеся распределились следующим образом: часть ребят  подготовили презентацию по вопросам:

1. Строение глаза.

2. Оптическая система  глаза. Оптическая сила глаза.

3. Дефекты зрения: а) близорукость; б) дальнозоркость. Способы их  устранения.

4. Астигматизм.

5. Дальтонизм.

6. Действенные меры по  сохранению зрения.

Другая часть ребят  выступали как оппоненты, третья часть – как рецензенты.

В конференции приняли  участие ребята 9-х классов, посещавшие элективный курс по программе «В мире удивительной оптики» и представили  свои работы: «Фотоаппарат», «Кинопроектор», «Микроскоп», «Виды телескопов», «Как бы я усовершенствовал человеческий глаз», «Построение изображений в плоском и сферическом зеркалах», в виде компьютерных презентаций, докладов и иллюстрированных сообщений.

Презентация работ участников конференции проводилась с использованием медиатехники (компьютера, проектора, экрана). По интереснейшим тестам ребята проверяли себя на астигматизм, дальтонизм. В завершение один ученик (не очень сильный, но очень любознательный и любящий делиться своими знаниями) научил ребят делать гимнастику для глаз, добавив, что благодаря этим упражнениям его бабушка отказалась от очков. Этот пример оказался наиболее действенным и сейчас на уроках делаем перерывы на гимнастику для глаз.

По окончанию каждого  выступления оппоненты, да и все  желающие задавали вопросы, добавляли  интересную информацию. Рецензенты же ближе к концу урока дали оценку всем выступающим с анализом сильных  и слабых сторон, не щадя никого. Поэтому  были выставлены не только «5», но и  «4», хотя, по моему мнению, работа была проведена очень большая и  качественная и могла быть оценена  только на «5», но спорить с принципиальной, обоснованной и объективной оценкой  было невозможно. Рецензенты предложили тем ребятам, которые не проявили особой активности в проведении урока  и не внесли никакого вклада (а такие  есть в каждом классе), подготовить  небольшие сообщения в виде заметок  в газету.

Отличие урока с использованием метода проектов от традиционного в  том и заключается, что меняется роль учителя. Теперь уже у него не доминирующая роль, а помогающая, направляющая. Учащийся сам отбирает нужную ему  информацию, определяет ее необходимость, исходя из замысла проекта. Если в традиционном обучении ученик получает готовые, систематизированные знания, подлежащие усвоению, то при использовании метода проектов систематизация, приведение знаний в порядок – дело и забота самого учащегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам, из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире.

При использовании метода проектов учителю необходимо пересмотреть организационную структуру уроков, т.к. она отличается от структуры  обычных уроков в лучшую сторону  большей зоной неопределенности. Обычно учащимся представляют материал, как нечто давно сформировавшееся, незыблемое, с его уже открытыми  законами. Но мы существуем в среде  с множеством неопределенностей  из-за влияния большого количества случайных событий и их различных  сочетаний, будь это научный эксперимент  или реальная жизненная ситуация. Необходимы гибкость мышления, умение анализировать и учитывать множество  факторов и находить оптимальное  решение в данной ситуации. Это  увеличивает творческий потенциал, гуманитарную составляющую технологии, т.к. основное отличие гуманитарных систем – наличие вероятностных  моделей, оперирование неопределенностями, существование в их среде. Не потому ли в последнее время и в  олимпиадных заданиях все чаще встречаются  задачи, подразумевающие допуск нескольких вариантов в условии и в  решении. Не такие же ли задачи ставит перед человеком жизнь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методика реализации практической деятельности при изучении физики.

 

Учебный проект по физике «Секреты великого Архимеда»

Проект по физике «Секреты великого Архимеда» Визитная карточка проекта Авторы проекта Эмблема  проекта

Девиз проекта На результат хороший не надейся, Пока меж нами нет взаимных действий. Научимся терпенью, уваженью Мы в поиске совместного решенья. Краткая аннотация проекта

Тема

«СЕКРЕТЫ ВЕЛИКОГО АРХИМЕДА»

Проект нацелен на изучения темы "Архимедова сила. Условия плавания тел. " на уроках физики в 7 классе по программе и учебнику А.В. П.рышкина, Е.М. Гутник. Учебная деятельность учащихся на уроках по данной теме организована в форме выполнения проекта, реализация которого нацелена на обеспечение:

- активной, самостоятельной  и инициативной позиции учащихся  в учении;

- развитие в первую  очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

- формирование не просто  умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с  опытом их применения в практической  деятельности;

- приоритетное нацеливание  на развитие познавательного  интереса учащихся;

- реализацию принципа  связи обучения с жизнью.

Краткое содержание

В ходе выполнения проекта  учащиеся знакомятся с действиями жидкости и газа на погруженное в них  тело. Акцентируется связь изученного материала с практическим применением: на основе теории и эксперимента объясняются  условия плавания судов, воздушных  шаров, плавание рыб, подводной лодки  и т.п. Межпредметные связи реализуются пут.м интеграции с биологией и историей: рассматривается принцип погружения и всплывания рыб на поверхность, изучается история открытия архимедовой силы, даются исторические сведения про ученого Архимеда. На различных этапах проекта учащиеся работают в группах и индивидуально, что способствует созданию атмосферы сотрудничества , развитию навыков общения и взаимодействия в малой группе, развитию навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Тип проекта

По доминирующей деятельности: Исследовательско-поисковый По комплексности: межпредметный По характеру контактов: внутриклассный По продолжительности: краткосрочный

По количеству участников: индивидуально-групповой

Закон Архимеда. Условия  плавания тел. Измерение архимедовой  силы. Изучение условий плавания тел.

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта  учащиеся приобретут необходимые знания, умения - личностные: навыки проектной  деятельности, пользовательские навыки работы с ПК (текстовый, графический, создание презентации, публикации); - метапредметные: понимание связи физики с историей, биологией, бытом, транспортом и т.д. - предметные: ЗУН по теме «Архимедова сила», расширение знаний по данной теме; - умение осуществлять поиск и анализировать различные источники информации, в том числе в сети Интернет. Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Но камень в воде не плыв.т как бревно, И камнем бревно не уходит на дно. В ч.м сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец АРХИМЕД.

Проблемные вопросы

. Существует ли в жидкостях  и газах выталкивающая сила?

. От каких факторов  зависит (не зависит) выталкивающая  сила?

. Кто впервые обнаружил  выталкивающее действие жидкости? При каких обстоятельствах?

. Какие существуют способы  определения выталкивающей силы?

. Каково практическое  применение знаний о существовании  архимедовой силы?

Цели проекта

. Теоретическая часть  проекта

o Вывод формулы выталкивающей  силы

. Экспериментальная часть  проекта

o Экспериментально доказать  существование выталкивающей силы

o Выяснить факторы, от которых зависит и от которых не зависит выталкивающая сила

o Выяснить способы определения выталкивающей силы

o Выяснение условий плавания  тел

. Поисковая часть проекта  (поиск информации)

o История открытия архимедовой  силы

o Практическое применение  архимедовой силы

СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ  Этапы проекта – 5 «П» Проблема – Проектирование (планирование) –  Поиск информации - Продукт –  Презентация.

Проблема 1. Работа в соответствии с вводной презентацией учителя. 2. Выдвижение гипотезы. 3. Построение дерева проблем.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя, фрагмент мультфильма «Оля, Коля и Архимед», сосуд с водой, динамометр, линейка. На этом уроке должны быть выполнены следующие задачи проектной работы:

ü Поставлена проблема исследования.

ü Выдвинуты гипотезы, ее объясняющие и требующие доказательств.

ü Определены направления поиска информации по работе с гипотезами.

ü Организованы группы детей, мотивированные к поиску информации.

ü Избраны лидеры групп, определены роли каждого члена группы.

 

План урока:

I. Актуальность проблемы. Просмотр презентации учителя.  – 5 мин 

II. Построение дерева проблем  и дерева целей. - 20 мин 

III. Организация детей  в группы по направлениям. –  10 мин 

IV. Определение направлений  работы каждой группы и постановка  домашнего задания. – 10 мин. 

 

Краткое содержание урока: I. Урок начинается с демонстрации презентации учителя , которая содержит проблему, решение которой требует приобретения дополнительных знаний. Моря и Пустыни. Земля и Луна. Свет Солнца И снега лавины… Природа сложна, но Природа одна. Законы Природы едины. Вот плот и корабль, Поплавок рыбака- Плывут как по небу Плывут облака. Но камень в воде не плывѐт как бревно, И камнем бревно не уходит на дно. В чѐм сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец АРХИМЕД. Основополагающий вопрос проекта : В чѐм сущность явлений? Почему плавают и тонут тела? Учащиеся пытаются найти решение проблемы и выдвигают различные гипотезы, объясняющие плавание тел (идѐт процесс выдвижения гипотез).

 

II. Дерево проблем содержит  проблемные вопросы учебной темы:

Проблемные вопросы привязаны  к конкретной учебной теме, поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос. Проблемные вопросы отбираются с помощью учителя, который на данном этапе поддерживает начинания  учеников, направляет и побуждает  к высказываниям. Построение дерева целей для нашего проекта осуществляем исходя из ранее построенного «дерева проблем».

III. На следующем этапе  урока происходит распределение  по группам. Для реализации  данного проекта создаются 3 группы (по 4 уч-ся): Теоретики, Экспериментаторы и Поисковики, название которых отражают суть и направление деятельности каждой группы. В каждой группе выбирается инициатор, который будет координировать работу всей группы и контроллер, отслеживающий ведение документации по проекту (дневник проекта). IV. На заключительном этапе урока обсуждаются направления работы каждой группы и ставится домашнее задание основная цель которого сбор материала и оборудования для работы на следующем уроке. Каждый учащийся получает лист с Интернет-ресурсами по данной теме. Домашнее задание: Теоретики: повторение темы «Гидростатическое давление», «Закон Паскаля». Оформление дневника творческого проекта. Экспериментаторы: повторение темы «Плотность вещества», «Объѐм тела», подготовка лабораторного оборудования. Оформление дневника творческого проекта. Поисковики: подбор в библиотеке литературы по теме, повторение темы «Плотность и объѐм». Оформление дневника творческого проекта.

 

 

Информация о работе Методика использования проектной деятельности для формирования интереса учащихся к изучению физики