Методика преподавания немецкого языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить методику преподавания немецкого языка на современном этапе, то есть, с внедрением в педагогическую практику компьютеров и информационных технологий в целом.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи. Во-первых, будут изучены теоретические аспекты организации урока немецкого языка, такие как специфика урока немецкого языка, проблемы в типологии уроков немецкого языка, а так же эффективное изучение немецкого языка в компьютерном классе. Во-вторых, мы рассмотрим практические аспекты организации урока немецкого языка. Здесь речь пойдет о планировании урока немецкого языка с использованием мультимедийных средств, а так же будет рассмотрена организация урока немецкого языка в компьютерном классе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты организации урока немецкого языка ……………6
1.1 Специфика урока немецкого языка ……………………………………….6
1.2 Проблемы в типологии уроков немецкого языка ……………………….8
1.3 Работа с компьютером в классе и ее эффективность для изучения немецкого языка ………………………………………………………………..10
2. Практические аспекты организации урока нем языка …………………..15
2.1 Планирование урока немецкого языка с использованием различных мультимедийных средств ……………………………………………………..15
2.2 Организация урока немецкого языка в компьютерном классе ………..19
Заключение …………………………………………………………………….24
Список использованной литературы ………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

3171 Методика преподавания немецкого языка.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

Главные направления использования  возможностей информационных компьютерных технологий (ИКТ) для изучения немецкого языка в начальной школе следующие4:

  • формирование начальных навыков владения основными приемами мыслительной деятельности учащегося (анализ, синтез, классификация, систематизация понятий, предметов, явлений и т.д.);
  • развитие познавательных способностей младших школьников;
  • развитие индивидуальных качеств учащегося (восприятие, внимание, зрительная память, творческое и логическое мышление, рациональность в планирование действий и т.д.);
  • формирование начальных навыков информационной грамотности (примитивное управление компьютером, первичное представление о компьютере как инструменте для расширения и развития возможностей человека);
  • развитие навыков межличностной коммуникации;
  • эстетическое развитие (музыка, изобразительное искусство);
  • экологическое воспитание (представление о мире, природе, моделирование окружающей действительности).

В настоящее время появилось  большое количество всевозможных компьютерных игр, многие из которых ориентированы  на детей дошкольного и младшего школьного возраста. В определенном смысле любую детскую компьютерную программу можно считать развивающей, поскольку она способствует развитию восприятия, памяти, воображения и  других важных психических свойств  личности. Наибольшего эффекта в  развитии можно добиться, если специалисты  будут комплексно разрабатывать  специального вида игры, учитывая закономерности психофизического развития детей дошкольного  и младшего школьного возраста, законы эстетики, эргономики и соблюдать  санитарно-гигиенические требования, ориентируясь на ограниченные возможности  использования детьми сложных компьютерных средств.

Игровые программы можно  разделить на два основных класса. Первый – игры закрытого типа, в  которых в игровой форме детям  предлагается решить одну или несколько  явно заданных дидактических задач.

Другой большой класс  по форме ИКТ – игры открытого  типа, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, умения управлять  игрой с создающимися изображениями, развития воображения, эмоционального и нравственного воспитания. В  этих играх нет явно заданной цели; они являются инструментами для  творчества, фантазии, самовыражения  ребенка.

К информационно-коммуникационным технологиям открытого типа относятся5:

  • различного рода графические редакторы, в том числе “рисовалки”, “раскрашки” и конструкторы;
  • простые текстовые редакторы для ввода редактирования, хранения и печати текста;
  • конструкторы сред с разнообразными функциональными возможностями, в том числе конструкторы сказок, совмещение возможности текстов, графики, анимация, звуковых эффектов;
  • игры, где цель и правила скрыты в сюжете самой игры или в способе управления ею, где ребенок должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что является ключом к достижению общего решения игровой задачи.

Разумеется, все эти аспекты  можно успешно использовать для  обучения школьников немецкому языку.

Маленьким деткам все всегда интересно. Они любопытны, занимательны и всегда норовят познать то, что  позволит преодолеть им какую-нибудь трудность. У них нет психологических  комплексов, которые выражаются страхом  у взрослых перед решением проблемы, поэтому учителям нужно пользоваться этим. Если вы хотите, чтобы ученики научились общаться на немецком языке, то вы должны помнить, что дети (7−10 лет) ценят только ту информацию или умения, которые они впитали с игрой. Немецкий язык для детей базируется на постепенности, ненавязчивости и размеренности. Шаг вправо или влево — и вы рискуете на долгие годы отбить у учеников охоту с удовольствием заниматься немецким языком.

В возрасте 7−8 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать с взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. Познавательность ребенок может проявлять также и к чужеродной речи. В этом возрасте важно подхватить любознательность ребенка и поддерживать ее вседоступными средствами. Немецкий язык для детей в виде CD позволит непринужденно занять ребенка немецким языком. Алфавит, счет, слова, соответствующие уровню развития ребенка виртуозно обрамлены авторами электронного курса немецкого языка для детей красочным оформлением. Полезным для изучения немецкого языка могут стать «НЕсерьезные уроки. Немецкий язык»6.

Есть множество способов запоминания детьми новых слов —  Вы можете постоянно показывать на предмет, находящийся рядом или  изображенный в книге, и произносить  его, требуя повторения. Когда ребенок уже научится читать иностранный алфавит — развесить таблички на предметы, записывать в словарик и требовать учить слова на немецком языке. Это все действенные приемы. Но, увы, ребенок от такой требовательности быстро теряет интерес не только к немецкому языку, но и к процессу обучения.

Поэтому самое главное  правило при обучении детей немецкому  языку — это закончить занятие  при малейшей потере внимания. А  если уж ребенок начинает тереть глазки и зевать, то тут же нужно хвалить  его и переключать внимание на другое занятие. Немецкий язык для детей  подразумевает некую нетребовательность в глазах ребенка. Полезным для изучения немецкого языка в начальных классах так же может стать мультимедийный Чудо-словарик, который активно можно использовать на уроках в компьютерном классе. Немецкий для детей, который содержит немецкие слова в стихах с иллюстрациями, объясняющие на русском суть немецкого слова, а также контрольные задания в игровой форме7.

Любой педагог видит пагубное влияние однообразных бесконечных мультфильмов и непонятных содержащих насилие компьютерных игр на неискушенное детское восприятие. Удачной альтернативой в этом случае послужит обучающая игра Баба-Яга: За тридевять земель. Начинаем учить немецкий. Вы можете смело отправить учеников путешествовать в мир немецкого языка. Эта игра рассчитана на младших школьников и ориентирована больше на проверку уже имеющихся знаний лексики и грамматики немецкого языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практические  аспекты организации урока нем  языка

2.1 Планирование  урока немецкого языка с использованием  различных мультимедийных средств

Еще несколько лет назад  использование компьютера на уроке  казалось чем-то необыкновенным и почти  нереальным. Необыкновенным, потому что  не было того обилия программ и пособий, каким мы располагаем сейчас. Нереальным, потому что само присутствие компьютера на уроке уже было событием. Сегодня  в распоряжении учителя есть все  – большой выбор программного обеспечения, техника, Интернет. Теперь уже трудно представить учебный  процесс без применения ИКТ.

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования  является формирование коммуникативной  культуры обучающихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта - информационных технологий.

На современном этапе  перед учителем стоит задача выбрать  наиболее подходящие для достижения конкретных целей программы, адаптировать их к УМК, по которым он работает, научиться планировать урок так, чтобы на нем компьютер стал помощником и необходимым инструментом.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать  ее самостоятельно. Широкое использование  ИКТ открывает для учителя  новые возможности в преподавании немецкого языка.

Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как  аудио, видео, компьютер, Интернет.

В обучении немецкому языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки обучающихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин "мультимедиа" означает: много  сред. Такими информационными средами  являются: текст, звук, видео. Программные  продукты, использующие все эти формы  представления информации, называются мультимедийными.

Использование мультимедийных средств обучения - закономерный этап развития педагогических технологий.

Важным аспектом использования  ИКТ на уроках немецкого языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Обучающиеся используют Интернет для сбора материала для проектов.

Одной из возможностей использования  мультимедийных технологий на уроке  является подготовка и проведение интегрированных  уроков. Можно провести урок немецкого языка в компьютерном классе, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации обучающимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти  элементы можно объединить, предложив  обучающимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется  великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также  возможность реализации интеллектуального  потенциала и способностей. Очень  важно обучающимся почувствовать  интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов  своей работы, т.к. презентация - это  готовый методический материал для  урока, а также ощутить собственную  успешность.

Необходимо отметить, что  обучающиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса обучающихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Чаще всего такие задания ученики начинают выполнять с 4-го класса. Интерес представляют такие темы, как "Праздники", "Животные", "Времена года", "Сказки".

Далее следует остановиться на мультимедийных презентациях, используемых для развития такого вида речевой  деятельности, как аудирование.

Обучение аудированию  предполагает работу над двумя функциональными  видами данного вида речевой деятельности:

1) аудирование в процессе  непосредственного (диалогического) общения;

2) аудирование связных  текстов в условиях опосредованного  общения8.

Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд  преимуществ. Одним из главных преимуществ  является возможность представлять ученикам после выполнения заданий  правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим обучающимся облегчает процесс  правильного написания. И в дальнейшем эти записи использовать для дискуссий  и монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего  задания.

Другой положительный  результат использования презентаций - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся. Еще  большую заинтересованность можно  вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить  презентацию к уроку.

Разрабатывая уроки по аудированию, учителя часто сталкиваются с проблемой отсутствия раздаточного материала с заданиями. Эту проблему можно решить с помощью мультимедийных презентаций. Содержание презентаций  может быть различным: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые  задания, диаграммы, таблицы.

Информация о работе Методика преподавания немецкого языка