Методика преподавания немецкого языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить методику преподавания немецкого языка на современном этапе, то есть, с внедрением в педагогическую практику компьютеров и информационных технологий в целом.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи. Во-первых, будут изучены теоретические аспекты организации урока немецкого языка, такие как специфика урока немецкого языка, проблемы в типологии уроков немецкого языка, а так же эффективное изучение немецкого языка в компьютерном классе. Во-вторых, мы рассмотрим практические аспекты организации урока немецкого языка. Здесь речь пойдет о планировании урока немецкого языка с использованием мультимедийных средств, а так же будет рассмотрена организация урока немецкого языка в компьютерном классе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты организации урока немецкого языка ……………6
1.1 Специфика урока немецкого языка ……………………………………….6
1.2 Проблемы в типологии уроков немецкого языка ……………………….8
1.3 Работа с компьютером в классе и ее эффективность для изучения немецкого языка ………………………………………………………………..10
2. Практические аспекты организации урока нем языка …………………..15
2.1 Планирование урока немецкого языка с использованием различных мультимедийных средств ……………………………………………………..15
2.2 Организация урока немецкого языка в компьютерном классе ………..19
Заключение …………………………………………………………………….24
Список использованной литературы ………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

3171 Методика преподавания немецкого языка.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

Многие учителя уже убедились, что применение ИКТ на уроке немецкого языка реально помогает решению многих проблем, стоящих перед учителем. Во-первых,  это просто делает урок более интересным. Во-вторых, возрастает мотивация к изучению языка. В-третьих, дает возможность каждому ученику почувствовать себя успешным. В-четвертых, решает проблему индивидуального подхода к ученику, дает возможность каждому работать в собственном режиме, не догонять остальных, а самостоятельно находить решение сложных задач. Таких доводов можно привести великое множество.

Планируя уроки с применением  ИКТ, учитель не должен забывать о  здоровьесберегающих технологиях. Работа на компьютере не должна занимать более 15 минут, значит необходимо тщательно  продумать урок, простроить предварительную работу, обеспечить логическую целостность. Если все эти условия будут соблюдены, каждый урок в компьютерном классе станет событием для вас и ваших учеников.

 

 

2.2 Организация  урока немецкого языка в компьютерном  классе

В данной главе будет приведен пример организации полноценного урока  немецкого языка в компьютерном классе. Урок составлен с учетом требования того, что во время урока  ученикам не рекомендуется работать за компьютером более 15 минут, однако эту практику необходимо гармонично вписать в содержание урока.

Открытый урок немецкого  языка в компьютерном классе по теме  “Deutsche  Schule. Und wie bei uns?“

Задачи: 1. Повторение по теме

а) лексики, в том числе  сложные слова.

б) грамматики: степени сравнения  прилагательных,  образование

Partizip II  глаголов с отделяемой и неотделяемой приставкой,

употребления Dativ c предлогами.

2. Тренировка в чтении, говорении, аудировании, письме.

3.  Развитие памяти, внимания, умения применять полученные

знания в нестандартной  ситуации.

4.  Воспитание чувства  товарищества, взаимовыручки, уважения

друг друга.

Ход урока.

1. Начало урока.

Guten Tag! Setzt euch! Heute haben wir ungewonliche  Stunde. Das ist Stunde in Computerklasse. Heute  in der Stunde werden wir lesen, machen Ubungen und arbeiten mit Compurer. Zuerst wiederholen wir alles zum unser Thema. Wie heisst unser Thema? – (ответ обучающихся) – Unser Thema heisst “Deutsche Schule”.

2. Повторение.

Wir wiederholen Grammatik. Jeder Schüler hat auf dem Tisch Karten. Wir arbeiten mit der Karte № 1.

Karte № 1

Lest  das Gedicht und nennt  Adjektive (прилагательные)

Eins, zwei, drei

Alt ist nicht  neu.

Neu ist nicht alt,

Warm ist nicht kalt,

Kalt ist nicht warm,

Reich  ist nicht arm.

Bildet die Korparationen (образуйте степени сравнения прилагательных)

Unsere  Schule ist die besste Schule. In unser  Schule gibt es viele Räume. Wir arbeiten mit Karte  № 2.

Karte № 2

Lest das Ratsel (загадка) und beantwortet die Frage: Welcher Klassenraum ist das?

  Das ist ein Klassenraum im zweiten Stock.  Er ist grosser als anderen Klassenräume in  ........... (die)  Schule.  An ........... (die)   Wand hängen viele Bilder und  Tabellen.  Vor ............... (die)  Tafel  steht ein  Lehrertisch und ein Lehrerstuhl. Neben ..........(die)  Tür  ist ein  Buchersrank. In.........(der)  Srank liegen  viele  Bucher und  Hefte.   In  .................(die)  Klasse   Schulertische und   Tische  mit   Computern.    Viele      haben  diese  Stunde    gern.   Welche   Klassenraum ist das?

Und welche  Raume gibt es noch in unserer Schule? 

Sucht,  welches  Wort passt nicht in der logische Reihe?

a) das   Gebäude,  die Eingangshalle, der Pausenraum, der Hof,  das Sekretariat

b)  die Stunde, die Deutschstunde, die Literatur,  die Pause, die Mathematik, die Fremdsprache

c) der Schuldirektor, der Lehrer, der Schuler, die Bibliothekarin, der Architektor,  die Sekretarin

d)  die Schwimmhalle, der Tennisplatz, die Aula, der Sportplatzt, die Turnhalle

e)  das Erdgeschoss, der Stock, die Etage, das Labor

Wir machen   die Karte  № 3.

Karte № 3

Beantwortet die Fragen:   Wo sind diese Raume  in unserer  Schule?

das  Erdgeschoss

der erste Stock

der zweite  Stock

     
     
     
     
     
     

 

Gebraucht volgende Worter: der  Spiegel,  das Buro,  die Klassenräume fur die Unterstufe, die Garderobe,  die Sporthalle, die Bibliothek, die Toilette, die Klassenräume fur die Oberstufe, das Direktorzimmer, die Speisehalle, die Aula.

Also, in der Schule lernen viele Kinder. Was  machen die Schüler in der Schule.  Wir machen die Karte №  4.

Karte № 4

Bildet  Partizip II!

Aufmachen

 

Schreiben

 

Beschreiben

 

Vorlesen

 

Buchstabieren

 

Übersetzen 

 

Erzählen

 

Zuhoren

 

 

3. Работа в программе  „ OpenOffice.org Writer“.

  Wir wiederholen alles zum uneser Thema. Bnd jetzt machen wir die Karte № 5. Aber wir arbeiten mit Computern.

Задание к карточке:  выполните  задание  с помощью строки форматирования. Давайте с вами повторим основные кнопки на строке форматирования:

  • размер шрифта
  • изменение  начертания символов (курсив, жирный)
  • выравнивание абзаца
  • подчеркивание
  • выделение цветом
  • смена цвета шрифта.

 

Karte № 5

Lest den Text!

Viele   deutsche  Kinder besuchen    eine Schule.   Sie gehen zu Fuss oder fahren mit dem  Fahrrad  zur Schule.  Einige  Schuler  wohnen  weit von der Schule. Sie müssen mit der U – Bahn oder mit dem Bus fahren.  Die Schüler  haben 4 – 6 Stunden am Tag. Einige Schüler haben acht Stunden am Tag, bekommen aber keine Hausaufgaben.  In der grossen Pausen gehen die Schüler auf den Schulhof.  Diese Pausen dauern 15-20 Minuten. In den kleinen Pausen konnen die Schüler im Klassenzimmer bleiben. Solche Pausen dauern funf Minuten. Fur die meisten Schüler sind die Ferien die schonste Zeit. Viele Kinder fahren  mit Eltern weg.

Найдите эквиваленты русским  предложениям в тексте. Выделите их с помощью строки форматирования.

  1. Они  идут в школу пешком или едут на велосипеде. (подчеркнуть)
  2. Такие перемены длятся пять минут. (изменить шрифт)
  3. Для большинства школьников каникулы лучшее время. (выделить курсивом)
  4. На большой перемене они идут во двор. (выделить жирным шрифтом)
  5. Некоторые школьники живут далеко от школы (изменить размер шрифта)
  6. У некоторых школьников  бывает по восемь уроков, но тогда у них нет домашних заданий. (изменить цвет).
  7. Они должны ехать на метро или на автобусе. (выделить цветом).

 

4. Заключительный этап  урока.

     Подведение  итогов урока. Выставление оценок.

     Домашнее задание:  выполнить кроссворд по теме  «Немецкая школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях использования  возможностей Интернет для преподавания немецкого языка меняется роль преподавателя: он становится направляющим в навигации по интернет-материалам, к которым ведущий занятие обращается с целью разнообразить подачу информации учащимся и сделать ее лучше воспринимаемой, учитывая возможности Интернет по «переупаковке» части текстовой информации в визуальную или аудиовизуальную. Изменение технических возможностей современной аудитории (беспрепятственный доступ к пользованию как компьютером в мультимедийном классе, кабинете, так и персональным компьютером) формирует условия для более свободного создания учебных материалов преподавателем и их использования в учебном процессе. Так, изменение ландшафта медиа, например, с появлением интернет-телевидения предоставляет широкий доступ к учебной навигации.

Новая задача мультимедийного  преподавания иностранного языка заключается  не только в том, чтобы собрать, систематизировать  и презентовать учебную информацию, но и в том, чтобы визуализировать  контекст практического использования  конкретного учебного материала. Подобная постановка задачи позволяет учитывать  и поддерживать мотивацию учащихся, а также превратить процесс получения  знаний в процесс развития языковых компетенций будущих специалистов. Последнее особенно важно для  учащихся неязыковых вузов, где овладение  иностранными языками имеет целью  реализацию профессиональной коммуникации едва ли не больше, чем познание иняз как системы.

В основе преподавания и  изучения иностранных языков долгое время лежал текст в печатном либо озвученном виде. Основное отличие  интернет-материалов от печатных учебных  материалов заключается в большей  актуальности первых и навигации (возможности  избирательного просмотра, перестроения и т.д. информации). Просмотр видеосюжетов дает возможность получения не только аутентичной лингвистической информации, но и информации о системе отношений в социуме, а также возможность наблюдать за компетенциями (поведением, мимикой говорящего и т.д.)

Педагогическая составляющая процесса обучения иностранному языку  в условиях доступа к интернет-пользованию  в России имеет свою специфику, связанную  с несколькими моментами. Во-первых, техническая оснащенность многих школ еще не предполагает свободного выхода в интернет во время занятий по иностранному языку, в то время как большинство учеников и учителей являются активными пользователями сети. Роль преподавателя в этом случае является скорее ролью теоретического указателя, но не навигатора-практика, как это предполагает пользование языком мультимедиа. Во-вторых, российская национальная школа преподавания немецкого языка часто продолжает ориентироваться на академическую методику углубленного изучения языка, базирующуюся на текстовом формате и внешне (как бы) не нуждающуюся в придании процессу обучения большей иллюстративности и актуализации учебного материала, предполагаемых языком мультимедиа. В-третьих, российские СМИ, превращаясь из традиционных в мультимедийные, еще не переняли опыт, к примеру, западноевропейских, в частности немецких, коллег по созданию программ обучения русскому языку на сайтах периодических журналов, телевизионных каналов или радиостанций9; таким образом, на российской почве еще не заложена традиция популяризации языкового обучения, соединенного с языком мультимедиа.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абумова Г. А. Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ: Дис. канд. пед. наук / Г.А. Абумова.- М., 2001
  2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. яз. в школе. 2001. - № 4
  3. Богданова Д.А. Телекоммуникации - в школе. // Информатика и образование, 2007, №2
  4. Дикая А. А. Активизация познавательной деятельности учащихся средствами новых информационных технологий / А.А. Дикая. Челябинск, 2008
  5. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. – Спб.: Издательство «Союз», 2010.
  6. Кирия И. Мультимедиа и новые принципы новостей. - Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные/ под ред. А. Г. Качкаевой. -М.; 2010
  7. Коппл Э. Из опыта применения компьютерных технологий / Э. Коппл //Новые информационные технологии в образовании.- М., 2003
  8. Лебедева В.А. Практическое использование Интернет на уроке немецкого языка в 7 классе. // Новые знания. – 2004, №3
  9. Леонтьев А. А. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка / А.А. Леонтьев // Иностр. яз. в школе.- 2005.- N 5
  10. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е.И. Машбиц. М.: Знание, 2005
  11. Насибуллин Э.Н. Об эффективности информационных технологий обучения – Режим доступа: http://www.tiei.ru/ppage/pages/57/HTML/nasibullin/htm, свободный.
  12. Петровская, С.А. Немецкий через Интернет / С.А.Петровская,  К.В.Тростина, М.Г. Федотова. – М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2004.
  13. Роберт И. О. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы, перспективы использования / Роберт И. О. М.: Школа-Пресс, 2004.
  14. Шашурина А.Ю. Использование мультимедийных средств на уроке немецкого языка. Лекция. – М.; Издательский дом «Первое сентября», 2008
  15. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков: тезисы докладов Первой международной научно-практической конференции (Москва, 2004г.) / Министерство образования и науки РФ, НОПрил, МГУ-СУНИ, ЦДО на ФИЯ МГУ им. М. В. Ломоносова. – Москва: МГУ, 2004.
  16. Новейшие технологии преподавания иностранного языка как средства межкультурного и профессионального общения: материалы научно-практической конференции. (Москва, 2004г.) / Рос. Эконом. Акад. – Москва: РЭА, 2004.
  17. Электронный научный журнал Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании http://journal.kuzspa.ru/

1 Леонтьев А. А. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка / А.А. Леонтьев // Иностр. яз. в школе.- 2005.- N 5

2 Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков: тезисы докладов Первой международной научно-практической конференции (Москва, 2004г.) / Министерство образования и науки РФ, НОПрил, МГУ-СУНИ, ЦДО на ФИЯ МГУ им. М. В. Ломоносова. – Москва: МГУ, 2004.

3 Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. яз. в школе. 2001. - № 4

4 Абумова Г. А. Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ: Дис. канд. пед. наук / Г.А. Абумова.- М., 2001

5 Шашурина А.Ю. Использование мультимедийных средств на уроке немецкого языка. Лекция. – М.; Издательский дом «Первое сентября», 2008

6 Дикая А. А. Активизация познавательной деятельности учащихся средствами новых информационных технологий / А.А. Дикая. Челябинск, 2008

7 Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. – Спб.: Издательство «Союз», 2010

8 Роберт И. О. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы, перспективы использования / Роберт И. О. М.: Школа-Пресс, 2004

9 Кирия И. Мультимедиа и новые принципы новостей. - Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные/ под ред. А. Г. Качкаевой. -М.; 2010

 


Информация о работе Методика преподавания немецкого языка