Методика преподавания экономики для младших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследование и анализ методических особенностей преподавания экономики для школьников младших классов, а также разработка формы проведения занятия по курсу "Основы экономической теории".
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности;
• определить основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников;
• рассмотреть содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений;
• исследовать игру, как форму проведения урока;
• разработать занятие по курсу “ Основы экономической теории ”;
• обобщить сформулированные выводы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности………………………………………………....6
Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников……………………………………………………8
Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений………………………………………..10
Игра, как форма проведения урока…………………………………….12
РАЗДЕЛ 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….......16
ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ мой по методике.docx

— 57.74 Кб (Скачать файл)

     Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства.

     При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о содержании курса, о результатах занятий, консультации, собрания, конференции, участие в конкурсах, дискуссионный клуб, обмен опытом между родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Игра, как форма проведения урока

 

     В современных условиях непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

     Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры [9].

     Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике.

     В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.

     В играх “Кондитерская фабрика”, “Ателье для маленьких красавиц”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания, умения и навыки [17].

     Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие.

     Обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с окружающим миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно-тематических занятий “ Город-завод”, “Трудовой день города”.

      Новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов. Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

     В процессе игры:

· осваиваются правила поведения  и роли социальной группы, переносимые  затем в “большую” жизнь;

· рассматриваются возможности  самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различных типов  экономических и социальных институтов в миниатюре;

· приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

· накапливаются культурные традиции, внесённые в игру участниками, учителями, привлечёнными дополнительными  средствами - наглядными пособиями, учениками [8].

     Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

     Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учиться. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна [15].

     Урок, проводимый в игровой форме, требует определённых правил, требует определённых правил.

  1. Предварительная подготовка.

Надо обсудить круг вопросов и форму  проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

     2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

     3. Обязательная констатация результата игры.

     4. Компетентное жюри.

     5. Обязательные игровые моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.

     Одна из форм проведения урока - это деловая игра. Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Такое обучение помогает формировать навыки сотрудничества , воспитывает ответственность за качество выполненной работы, формирует умение делать выбор.

     Значительное место в обучении экономике отводится сказке. Народные сказки, вобравшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких “экономических” качеств личности, как трудолюбие, бережливость, практичность. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления [19].

     Включаясь в решение сюжетной задачи, ребёнок открывает для себя экономическую сферу социальной жизни людей.

     Основное знакомство детей с экономическими понятиями мною осуществляется на факультативных занятиях. Для этих занятий используют комплект учебных пособий: книга для чтения Т.В.Смирновой “Белка и компания”. В этой книге в доступной для детского восприятия форме сказок раскрываются основные понятия рыночной экономики: потребности, производство, товар, цена, предприятия, кредит, банкротство, залог и т.д.

Герои сказки -Белка, ёжик Пыхтя, мышонок Шмыг, лис Фукс, стараются вместе решить нелёгкие задачи, которые ставит перед ними жизнь леса. Чтобы вести своё хозяйство разумно, им приходится постоянно думать, считать, планировать. Поддерживая и выручая друг друга, наши герои стараются понять, как действуют основные экономические законы. А дети, незаметно для себя овладевают экономическими знаниями [1].

     Кроме уроков в игровой форме можно использовать отдельные игровые моменты, например игра «Кто больше?». На отдельных карточках записаны определения, каждое из которых имеет номер. Количество карточек должно быть на 3-4 больше количества детей в классе. Карточки раскладываются на все столы в классе. Задача учеников состоит в том, чтобы за 5-7 минут, передвигаясь по классу, садясь на свободные места , ответить на наибольшее количество вопросов.

     При контроле за уровнем усвоения материала, особенно во 2 классе, рекомендуется использовать вопросы, требующие ответа «да», «нет», «+», «-».

 Например:

Самостоятельная игра по теме «Деньги»:

1. Всегда ли можно расходовать  деньги на то, что хочется?

2. Всегда ли деньги находятся  в движении?

3. Нужно ли платить налоги?

4. Можно ли купить за деньги  здоровье, дружбу, уважение?

     Главное - в каждом уроке должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

     Использование таких подходов в работе позволили добиться неплохих результатов. При проведении исследования «Мое отношение к учению» у выпускников начальной школы выяснилось, что отрицательного или крайне отрицательного отношения к данному предмету нет ни у одного ученика. У всех обучающихся активно-положительное или положительное отношение к предмету. Качественная успеваемость составила 87-100% [15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

     В своей практической работе я решил выполнить творческое задание по подготовке урока для учеников 3 класса по теме “ Сущность аренды. Понятие об арендной плате, арендном договоре ”.

При подготовке практического занятия я пользовался методическими рекомендациями, указанными в учебном пособии Дмитриенко Ю.Н. [21, 85-106].

     В своей практической работе я предполагаю использование таких методов преподавания:

1) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод,  при котором преподаватель организует  восприятие и осознание учащимися  информации, а учащиеся осуществляют  восприятие (рецепцию), осмысления и  запоминания ее;

2) частично-поисковый. (Эвристический), при реализации которого преподаватель формулирует проблему, поэтапное решение которой осуществляют ученики под его руководством (при этом происходит сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся);

3) инструктивно-практический  метод преподавания и продуктивно-практический  метод учебы. Преподаватель инструктирует  учащихся словесными, наглядными  или практическими способами,  как выполнять определенные практические  действия; ученики с помощью упражнений  отшлифовывают различные умения  и навыки;

4) метод ассоциаций. Ассоциативная гроздь - этап актуализации и осознание знаний. Она базируется на поисковых ассоциациях, возникающих у учащихся.

      А также я планирую использовать такие методы организации познавательной деятельности, как:

1) беседа - диалогический  метод обучения, при котором учитель  с помощью удачно поставленных  вопросов побуждает учащихся  воспроизводить ранее приобретенные  знания, делать самостоятельные  выводы-обобщения на основе усвоенного  фактического материала.

2) рассказ - образное, динамичное, эмоциональное изложение информации о различных явлениях и событиях.

3) инструктаж - короткие, лаконичные, четкие указания (рекомендации) по  выполнению действия.

      За отведённое время (45 минут) я планирую проверить домашнее задание, провести изложение основного материала, сделать физическую паузу, поработать с учениками над проблемными вопросами и дать им задание на следующее занятие и завершить все это подведением итогов.

План конспекта урока 

І. Организационно - подготовительная часть.

II. Теоретико – практическая часть.

III. Подведение итогов.

      Цель:

1. Раскрыть сущность аренды, познакомить с её основными принципами (срочность, возвратность, платность)

2. Обратить внимание на уровень арендной платы (её величина определяется договором об аренде).  

    Тип урока:

Урок закрепления полученных и освоения новых знаний.

   На доске :

Тема и план урока.

      Оборудование:

1. Смирнова Т. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах.  
2. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова. Путешествие в компании Белки и её друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2 – 3 класс, часть I.

      Ход урока:

     I. Актуализация знаний. Экономическая разминка.

1. Игра “Кто больше  знает экономических терминов”.

Учитель показывает карточки с буквами Б, Д, К, П, С, Т, У, а дети называют экономические термины, некоторые из них учитель просит пояснить.

 

2. Беседа (по изученному ранее)

– Какой была последняя  затея Фукса? (он хотел открыть  ресторан)

– Чем эта затея закончилась? (Фукс разорился, т.к. за долги Филин  отнял дом Фукса)

– Как в экономике называется явление, когда за долг изъяли дом (или  что – то другое)? (Залог)

– Как поступили герои  книги в такой ситуации? (Мышонок Шмыг предложил пожить Лису в своей норе, а Пыхтя со Шмыгом стали искать способ, как вернуть нору Фуксу).

     II. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемы.

– А как бы вы предложили помочь Фуксу? (Мнения детей)

– Сегодня мы узнаем, какая  мысль пришла в голову Фуксу и  его друзьям.

2. Инсценировка статьи  “Друзья помогают Фуксу вернуть  его нору” (См. Беседа)

– Что можете сказать  об очередной идее Фукса?

– Почему Фукс не может распоряжаться  кладовками Шмыга?

– Что значит “собственность”? (То, чем мы владеем, пользуемся, распоряжаемся  по закону).

– Разберёмся с кладовками с этой точки зрения. Кто владеет  кладовками? (Шмыг).

– Он может распоряжаться  ими? (Да)

– А как быть с норой  Шмыга? (Разрешил пользоваться сам Шмыг)

– Значит, пользоваться собственностью может не только владелец, а распоряжаться  может только владелец.

     Физкульт пауза

Я, как учитель, предлагаю  ученикам немного отвлечься от темы занятия и сделать легкую разминку.

Схема физкультурной паузы  будет такой:

Ученики встают на рабочих  местах.

Первое упражнение - потягивание (около 10 секунд).

Второе упражнение - для  расслабления мышц рук: разминание пальцев  рук, круговые обороты плечевыми  суставами (30 секунд).

Третье упражнение - гимнастика для глаз посмотреть примерно на ладонь, затем резко вдаль в окно; не сдвигая шеи посмотреть максимально  влево и вправо.

Занять рабочие места.

3. Рассказ.

– сейчас мы пронаблюдаем, как  лесные звери распорядились своей  собственностью. Собственность имеет  положительные и отрицательные  черты. Попробуйте их назвать

Информация о работе Методика преподавания экономики для младших классов