Методика проведения занятий по художественной обработке природных материалов на уроках труда в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить теоретические материалы по данной теме и разработать серию уроков, отражающих методику художественной обработки природных материалов на уроке технологии в начальной школе.
Гипотеза: трудовое обучение младших школьников по художественной обработке природных материалов будет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения младших школьников;
– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3-6
ГЛАВА 1
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
1.1 Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников……………………………………………………………………….7-8
1.2 Методика обучения технологии в начальной школе………………………9-13
1.3 Методика обучения школьников работе с природными материалами на уроках технологии в начальных классах……………………………………13-15
1.4 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения……………………………………………………………………….15- 20
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Перспективно-тематический план раздела «Художественная обработка материалов» в 1 классе ………………………………………………………...21-25
2.2 Развернутые сценарии уроков по работам с природным материалом
……………………………………………………………………………………26-46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47-48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………49-50
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………...51-53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по технологии.docx

— 102.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДЕТСТВАКАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТРУДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Курсовая работа  по дисциплине:

Методика обучения технологии

 

 

 

Выполнила студентка группы 52

___________

(подпись, дата)

Специальность / направление подготовки 050708 учитель начальных классов

Специализация / профиль: социально-педагогическая работа

 

Форма обучения заочная

 

Научный руководитель

______________

(подпись)

_____________

(оценка)

«___» ________ 2013 г.

 

 

 

Новосибирск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3-6

ГЛАВА 1

ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

1.1 Психологические особенности  трудовой деятельности младших  школьников……………………………………………………………………….7-8

1.2 Методика обучения технологии в начальной школе………………………9-13

1.3 Методика обучения школьников работе с природными материалами на уроках технологии в начальных классах……………………………………13-15

1.4 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения……………………………………………………………………….15- 20

ГЛАВА 2

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Перспективно-тематический план раздела «Художественная обработка материалов» в 1 классе ………………………………………………………...21-25

2.2  Развернутые сценарии уроков по работам с природным материалом

……………………………………………………………………………………26-46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47-48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ…………………………49-50

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………...51-53

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.

Формирование интереса и любви к труду – одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей школьного возраста содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии. [5].

Трудовому обучению принадлежит особая роль. Хотя уроки труда строятся на основе применения общих для всех школьных предметов дидактических принципов, их отличает ряд особенностей, например, ученики занимаются не только познавательной, но и созидательной деятельностью, предметы, процессы труда выступают не просто как объекты изучения, но одновременно являются и средством наглядности, дидактическим материалом, служащим для активизации работы учащихся, техническими средствами обучения.

        Дети любят уроки труда больше других уроков. Ведь на уроках труда ребенок занят изготовлением милых его сердцу игрушек, в которых он видит своих друзей. Сочетание интеллектуальной и моторной деятельности создает атмосферу осмысленного труда.

       Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн. Современные ученые также уделяют внимание вопросам трудового обучения. Вопросам знакомства учащихся работе с природными материалами. Это такие ученые как Н.А. Цирулик, Т.Я. Шпикалова, Н.М. Конышева и другие. [3,6,19].

       Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности. [6].

        Особое место в системе трудового обучения занимают уроки труда по  работам с природными материалами. Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала- труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того, чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию ребенка, а с овладением навыком придет и ловкость в работе. [5]

         На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага, солома, засушенные растения ) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии» [8]

        Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. [5]

Изготовление поделок требует от ребенка уверенности, точности и ловкости. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Занимательность работы по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию у детей внимания, любознательности, активности, трудолюбия и, наконец, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так то просто сделать поделку из природного материала. Её изготовление требует от ребенка особых волевых усилий. В данном виде труда  детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности.

Труд по изготовлению поделок из природного материала может быть как индивидуальным, так и коллективным. Желательно использовать разнообразные формы коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, умений распределять операции. [5]

         Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками игрушки из желудей, орехов, листьев! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

На основании вышеизложенного считаем тему данной курсовой работы актуальной и интересной в плане дальнейшего изучения.

         Объект исследования: процесс трудового обучения в начальной школе.

         Предмет исследования: методика художественной обработки природных материалов на уроках технологии в начальной школе.

        Цель работы: изучить теоретические материалы по данной теме и разработать серию уроков, отражающих методику  художественной обработки природных материалов на уроке технологии в начальной школе.

         Гипотеза: трудовое обучение младших школьников по художественной обработке природных материалов будет эффективным если:

– учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения младших школьников;

– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения;

– труд будет рассматриваться как средство развития личности ребенка;

Задачи исследования:

1.Изучить научно-методическую, психолого-педагогическую литературу, опыт работы учителей-практиков.

2. Рассмотреть возрастные  особенности ребёнка младшего  школьного возраста.

3.Раскрыть особенности, значимость работы младших школьников с природным материалом на уроках труда.

4. Составить серию конспектов урока, касающихся данной темы.

3. Составить перспективно – тематический план, планы уроков по данному разделу.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, специальной литературы по исследуемому вопросу; наблюдения.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке системы работы на уроках технологии с природным материалом, которые могут быть использованы в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей младших школьников.

Практическая значимость: разработанные сценарии уроков, которые могут быть использованы в работе учителей начальных классов, студентов – практикантов.

Курсовая работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка используемых источников и приложения.

 

 

ГЛАВА 1

ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

 

1.1 Психологические особенности  трудовой деятельности младших  школьников

 

Учение не исключает других занятий детей. Особенно большая роль принадлежит труду в двух характерных для этого возраста формах - в форме самообслуживания и изготовления поделок. [13]

К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет. Закрепление и развитие привычек и навыков самообслуживания в младших классах - хорошая психологическая основа для привития детям чувства уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни людей, готовности к длительному физическому напряжению. В семье и в школе важно создавать такие условия, при которых ребенок должен остро переживать свои обязанности по самообслуживанию. Например, требование быть чистым и опрятным нужно сочетать (с созданием условий, когда ребенок вынужден самостоятельно (конечно, по своим силам) привести в порядок свой гардероб и другие вещи. В классной обстановке целесообразно систематически давать детям такие поручения, которые имеют определенный смысл для всего коллектива (подмести пол, протереть парты, полить цветы и т.д.), и которые вместе с тем приходится выполнять, преодолевая порой те или иные индивидуальные желания и интересы, а иногда и усталость. Требовательность к детям, привлекаемым к самообслуживанию, и четкая его организация - важные условия воспитания у младших школьников привычки участвовать в коллективном труде, стремления внести в него посильный вклад без прямых внешних напоминаний (в этом проявляются зачатки трудолюбия). Без такой привычки, воспитываемой с младших классов, трудно, а порой и невозможно, формировать любовь к труду у детей более старшего возраста [11].

Немаловажное воспитательное значение имеют те виды школьного самообслуживания, при выполнении которых дети включаются в совместную коллективную работу. Они учатся товарищеской поддержке и взаимопомощи, начинают сознательно относиться к общим задачам коллектива, ощущать свою личную ответственность за своевременное и добросовестное выполнение работы. [3].

Большинство младших школьников любят занятия по труду, где можно проявить, например, смекалку при разрезывании материала и сноровку при его склеивании, где при выполнении задания одни виды действия сменяют другие. Глубокое удовлетворение детям приносит то, что они собственными руками изготовляют нужные и полезные вещи (елочные украшения, сделанные на уроках труда, можно подарить ребятам из соседнего детского сада). Все это способствует воспитанию трудолюбия, чувства ответственности за проделанную работу. Изготовление ручных поделок существенно также для развития дифференцированных и координированных движений, для формирования контроля за ними как на основе мышечного чувства, так и со стороны зрения. [13].

Занятия по труду имеют еще один существенный психологический эффект. Условия их проведения наиболее благоприятны, чтобы формировать у детей умение планировать предстоящую работу, а затем находить пути и средства ее реализации. Конечно, это умение развивается и на других занятиях, но только при целенаправленном изготовлении какого-либо предмета ребенок действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных требований. Стоит пропустить даже незначительную операцию или применить не тот инструмент, который нужен, как все это сразу зримо сказывается на итогах работы. Поэтому на занятиях по труду ребенок интенсивно овладевает умением заранее планировать порядок своих действий и предусматривать нужные для их осуществления инструменты. [11]

 

 

     1.2 Методика обучения технологии в начальной школе

 

В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. [10]

Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней. [15].

Целью курса «Трудовое обучение» в начальных классах – развитие творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. [3,6,19].

Программой трудового обучения в начальной школе предусмотрено знакомство учащихся с различными видами труда, а именно:

Информация о работе Методика проведения занятий по художественной обработке природных материалов на уроках труда в начальной школе