Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 06:32, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретические материалы по данной теме и разработать серию уроков, отражающих методику художественной обработки природных материалов на уроке технологии в начальной школе.
Гипотеза: трудовое обучение младших школьников по художественной обработке природных материалов будет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения младших школьников;
– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3-6
ГЛАВА 1
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
1.1 Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников……………………………………………………………………….7-8
1.2 Методика обучения технологии в начальной школе………………………9-13
1.3 Методика обучения школьников работе с природными материалами на уроках технологии в начальных классах……………………………………13-15
1.4 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения……………………………………………………………………….15- 20
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Перспективно-тематический план раздела «Художественная обработка материалов» в 1 классе ………………………………………………………...21-25
2.2 Развернутые сценарии уроков по работам с природным материалом
……………………………………………………………………………………26-46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47-48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………49-50
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………...51-53
Самый древний (античный) и простой вид мозаики – мозаика из речной гальки. Не смотря на простоту и доступность материала, результат превосходит все ожидания. (Демонстрация работы «Российский триколор).
V Вводный инструктаж;
При изготовлении панно необходимо соблюдать определенную последовательность. Просеять речную гальку; рассортировать камни по цвету и размеру. Нарисовать эскиз. Соединить раму с основой (раму заранее изготавливает школьный плотник). Покрасить раму бронзовой краской. Нанести рисунок на основу, обвести контур маркером. По контурам рисунка нанести клей ПВА и выложить его камнями. Цвет гальки выбираем в соответствии с эскизом. Пространство внутри контура рисунка покрываем клеем и заполняем галькой. Сушим картину под прессом. Тонируем картину в соответствии с эскизом. Покрываем работу лаком. При работе будем руководствоваться технологической картой. (Учитель демонстрирует технологическую карту учащимся, вывешивая ее на доску)
VI Самостоятельная практическая работа учащихся;
Практическая часть урока поводится в комплексной форме коллективного художественного творчества, т.е. ученики разделяются на группы и каждая группа выполняет определенное задание, операцию. Учащихся делят на группы в соответствии с комплексом их знаний и умений. Данная форма работы самая развивающая и позволяет детям выйти на творческий уровень.
Вся практическая работа выполняется в соответствии с технологической картой.
VII Итоги урока
-Что мы сегодня изготавливали?
- У кого возникли трудности при работе с речной галькой?
- Было ли вам интересно работать на уроке?
VIII Домашнее задание
- Изготовить мини панно из речной гальки на любую тему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором потенциал учащегося будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности учащегося на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты. То есть на уроке должна быть организованная часть, направленная на обеспечение понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в поделку, причем на теоретическую часть урока должно отводится втрое меньше времени, чем на практические действия.
Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей начальных классов, ответственных во многом за духовное, умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся, без чего немыслима деятельность личность, потребность в которой столь остра в эпоху современных социально-экономических и культурных преобразований.
В процессе исследовательской работы по данной проблеме был проведен анализ литературных источников таких авторов, как Геронимус Т.М., Конышевой М.И., Просяковой П.К., Цирулик Т.Н., на основе которых можно сделать вывод о том, что работе учащихся с природным материалом уделяется достаточно много времени по каждому классу обучения в начальной школе. Наиболее изучены следующие виды работ: составление различных композиций по аппликаций и мозаики из природных материалов т.д.
На основе анализа литературы и практического опыта учителей была разработана система уроков, в которой отражены особенности аппликационной работы с природным материалом в 1 классе по трудовому обучению. В систему уроков включены различные темы видов аппликационных работ с природным материалом, например: составление аппликации из засушенных листьев, скорлупы, камушек и т.д.
В результате практической работы стало очевидным, что процесс выполнения работ из природного материала очень увлекательный. У ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование.
Методика работ с природным материалом в начальной школе имеет свою особенность, специфичность в подборе технологий, материалов инструментов. Знание основ теории и практики данного вида работ учителем, позволяет ему грамотно планировать, творчески и увлекательно строить педагогический процесс.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Беляков, Н.Д. Покровская, А.И. Цейтлин, Н.Е. Кружок «Умелые руки» в школе. [Текст] /Н.Д. Беляков, А.И. Покровская, Н.Е. Цейтлин // - Москва: Просвещение, 1957. - с. 158.
2.Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. [Текст] /А.В. Винер // - Москва: Просвещение, 1953. - с. 95.
3.Геронимус,Т.М. Программа по трудовому обучению 1-4 классы «Школа мастеров» . [Текст] / // - Москва: АСТ-ПРЕСС школа, 2011г.
4.Гусакова, М.А. Аппликация. [Текст] /М.А. Гусакова// – Москва: Просвещение, 1987. – с. 153.
5 Гульянц, Э.К. Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала. [Текст] /Э.К. Гульянц, И.Я. Базик// - Москва: Просвещение, 1984. -185 с.
6. Конышева, Н.М. «Методика
трудового обучения младших
7.Крылова, О.Н., Самсонова, Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. 1 класс. Учебное пособие. [Текст] / О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова//– Москва: Экзамен, 2006. – с. 86.
8.Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. [Текст ] /И. Г. Майорова // - Москва: Педагогика, 1978. - 147 с.
9.Макаренко, А. С. Сочинения в 7-ми томах, т. 4. [Текст ] /А.С. Макаренко// -Москва: Педагогика, 1957. - 399 с.
10.Махмутов, М.И. Современный урок: Вопросы теории . [Текст ] /М.И. Махмутов//-Москва: Просвещение, 2003. – с. 92.
11.Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. [Текст ] /Б.М. Неменский// – Москва: Просвещение,1987. – с. 210.
12.Огерчук, Л.Ю. Технология труда в начальной школе. Работа с клеем и ножницами. (Библиотека журнала "Школа и производство". Выпуск 6.) [Текст ] /Л.Ю. Огерчук//-М., Школа-Пресс, 2001.
13Петровский, В.С. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] /В.С. Петровский // - Москва: Просвещение, 1973.
14.Самородский, П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. [Текст] / П.С. Самородский// – Брянск: Издательство БГПУ, 2000. – с. 68.
15.Соловьянюк, В.Г. Основные понятия технологического образования. Учебно-методическое пособие. [Текст ] /В.Г. Соловьянюк // - Бийск: Педагогика, 2007. - 114 с.
16. Трегубенко, Б.Н. Трудовое обучение.1-4 классы. (Библиотека учителя начальных классов). М., Владос, 2001.
17. Федотов, Г.М. Послушная глина. [Текст ] /Г.М. Федотов // М., АСТ-ПРЕСС, 1997.
18.Цейтлин, Н.Е. Демидова, А.П. Справочник по трудовому обучению. [Текст ] /Н.Е. Цейтлин, А.П. Демидова // Пособие для учителя. М., Просвещение, 1983.
19.Цирулик, Н.А. Пронякова ,Т. Н Программа по трудовому обучению «Умные руки» [Текст] / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова //– Москва: Просвещение, 2012.
20. Шведова, И.Ф. Азбука для детей и взрослых. Выпуск 1. [Текст ] /И.Ф. Шведова// М., East-West,1992.
Техника безопасности на уроках технологии
На уроках трудового обучения детям приходится иметь дело с режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций, например, при варке клея, выпиливании и другое строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями - обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо знакомить учащихся с правилами техники безопасности и требовать неукоснительного их выполнения. Правила "техники безопасности можно подразделить на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.
Общие правила техники безопасности:
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты
только по назначению. Не просверливай
ножницами отверстия. Не забивай
кусачками и плоскогубцами
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся.
Правила обращения с ножницами
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением резания.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время работы.
8. Передавай товарищу
закрытые ножницы кольцами
9.Во время работы удерживай материал левой рукой таи, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила безопасной работы с клеем
1.При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
2.Бери то количество
клея, которое требуется для
3.Излишки клея убирай
мягкой тряпочкой или
4.Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.