Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Предмет: методы социальной профилактики, коррекции и реабилитации.
Цель: выявить в теории и на практике значение профилактической работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Гипотеза: важнейшими условиями социальной реабилитации детей с отклоняющимся поведением являются своевременная диагностика и профилактическая работа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование социальной профилактики, коррекции и реабилитации……………………………………………………………………...5
1.1.Критерии определения "социальная норма" и "отклоняющееся поведение". Причины девиации…………………………………………………5
1.2.Социальная профилактика, коррекция и реабилитация – основные виды социально-педагогической деятельности. Сущность понятий………………10
1.2.1. Социальная профилактика……………………………………………….10
1.2.2. Коррекция и реабилитация………………………………………………12
Глава 2. Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы……………………………………………………………………………15
2.1. Направления, формы и методы работы социального педагога по профилактике, коррекции и реабилитации……………………………………15
2.2 Диагностика склонности к девиантному поведению учащихся на базе СОШ №11 г. Кургана……………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………....25
Список использованных источников…………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

мет проф, реаб, кор.docx

— 115.76 Кб (Скачать файл)

В социальной профилактике нуждается все население, и прежде всего люди, входящие в ≪группы риска≫. Однако подходы к этим категориям людей различны, как различны программы социально-профилактической работы в случаях конкретных проблем и ситуаций риска.

Под профилактикой понимается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание нормального уровня жизни и здоровья людей содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. [5]

В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано со следующими причинами: детство является тем периодом, в котором закладывается фундамент личности; в детстве закладываются нравственные и этические эталоны; в детстве формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность;- нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде ребенок обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью; в этом периоде ребенок зависим от взрослого; а родители и педагоги- его главные авторитеты.

Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности, направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий соц.воспитания или перестройку их взаимодействия.

Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

Одно из направлений профилактической деятельности социального педагога — профилактика дезадаптации.[18]

Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школьная и социальная дезадаптация.

Школьная дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным.

Социальная дезадаптация — более высокая степень дезадаптации, характеризующаяся асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации — семьи и школы.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального педагога являются:

 - ранняя диагностика детей ≪группы риска≫.

 По мнению Н. А. Рычковой, можно выделить следующие группы детей, имеющих повышенный риск развития дезадаптивных форм нарушения

поведения: дети, находящиеся на воспитании в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации; дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и психосоматическими заболеваниями; дети с гипердинамическим синдромом; дети, находящиеся в условиях депривации; дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких, воспитателей; [16]

-   консультационно-разъяснительная  работа с родителями, педагогами;

- мобилизация воспитательного  потенциала среды, работа с контактными  группами несовершеннолетнего, в  том числе семьей;

- организация коррекционно-реабилитационной  деятельности в зависимости от  уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;

-    патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;

- разработка и реализация  целевых программ и технологий, направленных на профилактику  и коррекцию нарушений поведения.

 

 

1.2.2. Коррекция и реабилитация

 

В качестве ведущего метода преодоления дезадаптивного или отклоняющегося поведения в социально-педагогической деятельности используется процедура реабилитации и коррекции.

Коррекция – педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

Социально-педагогическая коррекция - деятельность специалиста по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям.

В современном словаре-справочнике по отечественной социальной педагогике понятие коррекция отклоняющегося поведения характеризуется как система мер воспитательного, исправительно-трудового и других возможных направлений, имеющая своей целью привести такое поведение в соответствие с нормой.

Коррекция, по мнению А. И. Кочетова, имеет следующие функции:[18]

- восстановительную, предполагающую  восстановление тех положительных  качеств, которые преобладали у  подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка  о его добрых делах;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т.п.);

- стимулирующую, направленную  на активизацию положительной  общественно полезной деятельности  ученика; она осуществляется посредством  осуждения или одобрения, т. е. небезразличного, эмоционального отношения к личности  подростка, его поступкам;

- исправительную, связанную  с исправлением отрицательных  качеств подростка и предполагающую  применение разнообразных методов  коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и т.д.).

Реабилитация — комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения.

Организованная социальная реабилитация ставит своей целью сократить сроки восстановления социальной нормы, повысить качество самостоятельной работы личности за счёт профессиональной помощи.

Ряд специалистов выделяют в качестве одного из основных направлений реабилитации социально-педагогическую реабилитацию.

Ее ведущий метод — создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы.

2.1. Направления, формы  и методы работы социального  педагога по профилактике, коррекции  и реабилитации.

В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:

-профилактика;

- коррекция, реабилитация .

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий.

Условиями успешности коррекционной работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком. В работе с развивающейся личностью ВОЗ предлагает выделить: первичную, вторичную и третичную профилактику.[9]

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с "группой риска", например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Е. Змановская выделяет следующие формы психопрофилактической работы:[8]

1. Организация социальной  среды. В ее основе лежат представления  о детерминирующем влиянии окружающей  среды на формирование девиаций.

2. Информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы  или видео- и телефильмов). Так, беседы  по предупреждению наркозависимого  поведения должны проводиться  не позднее 14 лет. Они не должны  содержать подробного описания  наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять  на обсуждение последствий девиантного  поведения и способов воздержания  от него, на выработку активной  личностной позиции.

3. Активное социальное  обучение социально-важным навыкам (групповые тренинги). В настоящее  время распространены следующие  формы:

 а) тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному  влиянию. В ходе тренинга изменяются  установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.;

 б) тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом;

 в) тренинг формирования  жизненных навыков. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать  дружески связи и конструктивно  разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с  представлениями о заместительном  эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

5. Организация здорового  образа жизни. Она исходит из  представлений о личной ответственности  за здоровье, гармонию с окружающим  миром и своим организмом.

6. Активизация личностных  ресурсов. Активные занятия подростков  спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения  и личностного роста.

7. Минимизация негативных  последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется  в случаях уже сформированного  отклоняющегося поведения. Она направлена  на профилактику рецидивов или  их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут  получать своевременную медицинскую  помощь, а также необходимые знания  по сопутствующим заболеваниям  и их лечению.

По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы.

Среди ведущих методов профилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

В различных формах профилактической работы могут использоваться схожие приемы и методы. По способу организации работы выделяют следующие приемы профилактики:

- индивидуальная;

- семейная;

- групповая.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

 — нейтрализующие;

 — компенсирующие;

 — предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

 — устраняющие эти  обстоятельства;

 — контролирующие  проводимую профилактическую работу  и ее результаты.

Информация о работе Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы