Методика работы над вычислительными приемами в концентре «Сотня»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой: изучить основы формирования умственных способностей при изучении вычислительных приемов в пределах 100.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические основы формирования и развития умственных способностей младших школьников на уроке математики;
2) проанализировать исследование вычислительных приемов в концентре «Сотня»;
3) содействовать формированию умственных способностей при изучении вычислительных приемов в концентре «Сотня» .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….....................3
ГДАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ
СПОСОБНОЧТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ………………………................5
ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ И
ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
В КОНЦЕНТРЕ «СОТНЯ»……………………………………10
2.1 Сложение чисел в концентре «Сотня»……………………..14
2.2 Вычитание чисел в концентре «Сотня»……………………15
2.3 Умножение чисел в концентре «Сотня»…………………...16
2.4 Деление в концентре «Сотня»………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..23
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

ЛГПК курсова-матем..doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

       Далее дети самостоятельно решали  примеры, записывая только ответы. При проверке  объясняли ход решения.

        При решении каждого примера  сначала было повторено соответствующее  правило о порядке выполнения  действий. Если подготовка детей этого требовала, то могли по ходу решения каждого примера записывать промежуточные результаты на доске.

        Рассуждение, аналогично тому, которое дети проводили ранее, когда искали, ответ примера на табличное деление с помощью таблицы умножения. [72 : 9 = 8, так как 9 · 8 = 72.] Однако при делении двухзначного числа на двухзначное при подборе частного приходится каждый раз проверять, какое число получится при умножении делителя на предполагаемое частное, равно ли оно делимому (тогда частное найдено правильно) или меньше (больше) его (тогда надо попробовать другое число, которое соответственно больше или меньше проверявшегося).

        Учитывая это, при подготовке  к рассмотрению нового материала  полезно включить в устные  упражнения примеры на табличное деление, записанные на доске и при их решении вспомнить приведенное выше рассуждение. Кроме того, полезно поупражнять детей во внетабличном умножении. Объяснение можно дать на примерах таких видов: 84:42 (здесь проба числа 2 сразу дает нужный результат), 93:31 (если начинать пробовать с числа 2, то выяснится, что получилось 31 · 2 = 62, а 62 меньше, чем 93, и, значит, число 2 не подходит, надо взять большее число. Пробуем 3, тогда 31 · 3 = 93 и, значит, частное – 3).

       Затем дети должны прочитать в учебнике объяснение решения примера 87:29 и с комментированием выполнить какое-либо упражнение, а затем самостоятельно решить примеры.

        При проверке деления умножением  полезно повторить, что: «Если умножить частное на делитель, то получится делимое». Для этого можно записать на доске заранее примеры вида:

      56 : 7, 80:20, 100 : 2 = 50. Решая эти примеры, вызванные к доске ученики должны не только записать ответ, но и дать объяснение вида: 56:7 = 8, так как 8 · 7 (или 7 · 8) равно 56, 80 : 20 = 4, так как 20 · 4 = 80 и т.п. После этого следует сформулировать хорошо уже знакомую детям взаимосвязь и сказать, что на ее использовании основана проверка правильности выполнения деления.

        Таким образом, после такой подготовки можно предложить учащимся прочитать объяснение, данное в учебнике, и объяснить тот пример, которым оно проиллюстрировано.

Полезно, чтобы  два-три раза основные этапы проверки деления умножением были повторены  вызванными учениками (сначала один ученик объясняет, что делают сначала, другой – что потом, третий – делает вывод). Объяснение всегда должно вестись на конкретном примере.

        Таким образом, ученики легко  справляются с такими примерами,  так как все промежуточные  этапы отработаны и не представляют  для ребенка никакой трудности.

        Процесс отработки навыков вычислений  очень важен в математике: он  идет в течение двух учебных  лет, построен на осознании  учеником каждого этапа решения  примера, поэтому усваивается  детьми глубоко и прочно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Работа показывает, что на практике  большое внимание уделять следует  вычислительным приемам в пределах 100, чтобы дети за каждым числом  видели образ. Учить детей нужно  мыслить образами, убеждать при  рассуждении опираться на образ.  Тогда учащиеся осознанно решают примеры.

        Очень важно выработать четкий  стереотип рассуждений при решении  примеров, требовать его от ученика,  как заученное стихотворение.  И еще очень существенный момент: когда ученик выполняет решение,  надо, чтобы он видел за числом образ. При этом учитель должен систематически выносить упражнения различных типов на контроль и наблюдать, как дети выбирают действия для решения примеров.

       После того как дети научатся решать простые задачи с вычислительными приемами в пределах 100, следует начинать подготовку к решению задач в два действия и более.

       Учитель должен создавать такие  условия, при которых ученик  мог индивидуально и самостоятельно  разобраться в примере по стереотипу, которому обучал его учитель.

       Следует отметить, что учителю, когда он дает задания самостоятельно решить примеры, не надо бояться ошибок. Главное – заставить ученика работать, думать, проводить индивидуально поиск решения. Потом осуществлять проверку примера. При проверке происходит глубокое осознание ребенком своих действий. Ученик или утверждает в правильном решении, или осознает ошибку. Ошибка должна быть осознана каждым.

        Рассмотренные примеры в практической  части указывают на то, что  решение вычислительных приемов  в пределах 100 помогает глубже понять заложенные в задачи связи осознать ее решение.

        Кроме того, примеры такого вида  развивают учебно-познавательную  мотивацию, вариативность мышления  учеников, обогащают опыт творческой  деятельности, способствуют осмысленному овладению учебным материалом, становлению вычислительной культуры, так как требуют вдумчивого обращения с числами, осознания их реального смысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1.        Давыдов В. В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего // Адукацыя і выхаванне. – 2005. - № 2. – С. 41 – 45.
  2.          Диагностическая и координационная работа в школе: Под ред. И. В. Дубровинской. М.: Просвещение, 1987.
  3.         Занков Л. Н. Избранные педагогические труды. – 2-е изд. М.: изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  4.        Кудрявцева В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Просвещение, 1999.
  5.        Концептуальные основы разработки, внедрения и использования инновационных технологий в реформированной школе РБ // Сборник нормативных документов Мин. обр. РБ. – 2001. - № 2. – С. 36 – 48.
  6.       Коноплева А. Н. Проблемы и перспективы образовательной интеграции в РБ // Бел. гіст. Чвсопіс. – 2001. - № 1. – С. 4 – 7.
  7.        Лернер И. Я. Проблемное обучение в начальной школе. Пособие для педагогов нач. школы. М.: Просвещение, 1993.
  8.        Масюкова Н. А. Методология разработки и предъявления инновационных идей в образовании // Мир технологий. – 2001 – № 3-4. – С. 59 – 61.
  9.        Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Пособие для педагогов нач. школы. М.: Просвещение, 1992.
  10.        Тупичкина Е. А. Игровые средства обратной связи в обучении // Начальная школа. – 2004. - № 3. – С. 23 -28.
  11.         Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М., 1983.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БАЗАР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

     Цели:

  1.     Проверить табличные и внетабличные случаи сложения, вычитания, умножения и деления в пределах 100;
  2.    Развивать умение пользоваться таблицей умножения, решать примеры на внетабличное умножение и деление;
  3.      Воспитывать бережное отношение ко времени, предприимчивость, смекалку, положительное отношение к труду людей и к своему, быструю реакцию, заботу старших о младших.

     Оборудование:

     Плакат с таблицей умножения для проведении соревнований «Лучший счетчик», для проведения «Математического базара»: ручки, стержни с математическими выражениями.

 

 I.   Даны числа: 15, 18, 20, 3, 45, 88, 37.

        – Определите лишнее число.

        –  Увеличьте его на  20.

        – Какое число получилось?

 

 

   II.   Игра “День и ночь”.

 

16  –  это  8  и    …

3 дес. 5 ед   –  это     …

  20  –   это  10  и    …

8 дес. 6 ед   –  это     …

18  –  это  9  и    …

10 см.  –   это     …   дм.


 

 

 

 

 

III. Игра «Десантники».

        

 

                   

 

     87 - 13               40 : 4             15 + 31                14 ·3

 

 

 

                                      

 

        35 + 17                            45:5                             12 · 4

 

 

23

74

9

10

42

52

2

46

48

97


 

 

 IV. Соревнование «Лучший счетчик».

9 = 3 * 3 * 3                      28 = 4 *3 * 7           40 = 5 * 3 * 8        

49 = 7 * 3 * 7                    16 = 4 * 3 * 4           64 = 8 * 3 * 8

 56 =7 * 3 * 8                   35 = 5 * 3 * 7           72 = 9 * 3 * 8

63 = 9 * 3 * 7                    12 = 2 * 3 * 6           42 = 7 * 3 *6

 12 = 6 * 3 * 2                    21 = 3 * 3 * 7           24 = 8 * 3 * 3

  27 = 9 * 3 * 3                   25 = 5 * 3 * 5           20 = 4 * 3 * 5

  10 = 2 *3 * 5                    6 = 2 * 3 *3               15 = 3 * 3 * 5

 

 

V. Записать выражения:

1) Произведение чисел  4 и 6 уменьшить в 3 раза.   4  6 : 3 = 8

2) Частное чисел 45 и 5 увеличить на 18.           45 : 5 + 18 = 27

3) Разность чисел 31 и 22 увеличить в 7 раз (30 – 22) 7 =56

 

 VI. Решение примеров:

  8 · 25              32 : 8

  63: 9               56 : 7

48 : 6            48 : 2

72 : 8              64 : 2

                       

 

 

 

 

VII. Математический базр.

18 * 75 = 93             99 * 11 = 9        16 * 4 = 64

85 * 36 = 49             28 * 3 = 84         3 * 18 = 54

56 * 2 = 28              27 * 3 = 81         90 * 30 = 3

19 * 3 = 57               72 * 9 = 8           51 * 3 = 17

77 * 7 = 11               60 * 12 = 5         42 * 14 = 3

80 * 20 = 4               42 * 3 = 14         72 * 4 = 18

 

 

VIII. Игра «Шифровальщик».

49 : 7  5 =35                            К    л    е   с     т

0 + 3  7 =21                             21 28 35 42 49

(30 -23)  4 = 28 

3  2  7 = 42

(0 + 7)  7 =49

- Запишите ответы примеров  в порядке возрастания.

- Какое слово зашифровано?

- Находите ли вы  закономерность в расположении  чисел?

- Назовите  два числа, при умножении которых можно получить это число?

 

 

 

 

 

IX. Реши примеры.

 12 : 4 =                                           3 * 4 =

 45 : 9 =                                           5 * 6 =

 24 : 6 =                                           9 * 2 =

 32 : 4 =                                           3 * 7 = 

 56 : 6 =                                           7 * 8 =

20 : 4 =                                           6 * 7 =

36 : 9 =                                           5 * 4 =

81 : 9 =                                           3 * 7 =

40 : 8 =                                           8 * 5 =

24 : 4 =                                           4 * 6 =

 

 

   32 : 8 * 9 =                    (18 + 18) : 4 =

   27 : 3 * 4 =                    (52 – 48)  8 =

16 : 4 * 8 =                    (80 – 62) : 9 =           

36 : 9 * 5 =                    5  (13 – 9) =

24 : 3 * 4 =                     (12 + 8) : 4 =

21 : 7 * 9 =                      9  (11 – 9) =

 

 

 

          

 

    

 

 

 

                                   

 

   

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика работы над вычислительными приемами в концентре «Сотня»