Методика работы над русскими народными сказками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:27, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение методики работы над русскими народными сказками.
Для достижения поставленной цели необходимо: обобщить опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми 7-9 лет, обеспечивающий детское развитие в целом и творческих способностей в частности, изучить развитие творческого вербального воображения и эмоционально-волевой сферы младшего школьника через восприятие сказки и технологию творческой работы со словом и сказкой.

Содержание

Введение
Глава.1. Сказка как жанр устного народного творчества
1.1 Особенности сказки
1.2 Классификация сказок и их специфика
Глава 2. Методические подходы к работе над сказкой
2.1 Значимость сказки. Познавательное значение сказки
2.2 Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
2.2.1 Первичное восприятие сказки
2.2.2 Подготовка к первичному восприятию
2.2.3 Проверка первичного восприятия сказки
2.2.4 Анализ содержания сказки
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

для оксанки.docx

— 55.13 Кб (Скачать файл)

 

Узнай сказку по песенке героев

 

Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

 

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

 

Козлятушки, ребятушки!

 

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

 

Продолжи сказку

 

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

 

От точек - к сказке

 

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

 

Нарисуй сказку

 

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

 

Игровые задания

 

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

 

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

 

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

 

"Варим кашу". Дети  с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

 

Раз, два, три,

 

Горшочек, вари!

 

"продукты" по порядку  входят в круг - "горшочек".

 

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

 

Кашу помешивают (все идут по кругу)

 

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

 

Раз, два, три,

 

Горшочек, не вари!

 

Предлагаем дидактические игры:

 

"Составить портрет  героя сказки" (Художественное, эмоциональное  развитие)

 

"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)

 

"Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка").

 

"Добрые - злые" (развитие  эмоций, изобразительных навыков) - См. эти игры в приложении (Т.Т.)

 

Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий. Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:

 

Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

 

Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

 

Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

 

Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

 

Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

 

Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

 

Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

 

Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).

 

 

2.2.3 Проверка первичного  восприятия сказки

 

Как никакие другие, русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.

 

К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.

 

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.

 

Предлагаемая система вопросов и заданий, ориентированных на проверку первичного восприятия сказки, анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной сказки в согласии с их жанровой природой, способствует более глубокому пониманию и восприятию детьми ее нравственно-эстетического содержания.

 

Идея комплексного подхода к первичному восприятию волшебной сказки, принцип целостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста. Примерно результаты проверки первичного восприятия сказки у младших школьников можно осуществлять, по приведенной ниже методике оценивая восприятие детьми определенных моментов на стадии их ознакомления или игры со сказкой.

 

 

Таблица 1.

 

Проверка первичного восприятия сказки по определенным критериям

 

Дети Оцениваемые аспекты восприятия 

Общ.

 

балл

 

 

Восприятие системы образов сказки Восприятие сюжетной организации сказки Восприятие композиционных особенностей сказки Восприятие Языковых формул сказки 

1. Абрамов Коля 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24

2. Белых Настя 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 34

3. Есина Настя 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 2 1 16

4. Кривоносова Лена 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 1 2 25

5. Купавцев Саша 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 36

6. Мазин Витя 2 3 2 3 2 3 2 2 3 3 3 2 30

7. Редникин Коля 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 14

8. Соловьева Маша 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 2 31

9. Урюпин Максим 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 23

10. Филин Сережа 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 25

 

Низкий уровень первичного восприятия = 1 баллу = 12-19 баллам

 

Средний уровень первичного восприятия = 2 баллам = 20-27 баллам

 

Высокий уровень первичного восприятия = 3 баллам = 28-36 баллам

 

 

2.2.4 Анализ содержания  сказки

 

Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

 

1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или  заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

 

2. Анализ героев и  образов. Выделяются главные и  вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения.

Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

 

3. Анализ затруднений, возникающих  в ходе рассказа, в которые  попадают главные герои. Их можно  разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

 

4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман. Психологическое манипулирование и другие.

 

5. Набор индивидуальных  этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или  ощущать правоту.

 

При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои. В том числе ошибки, оговорки, невнятное бормотание.

 

 

Заключение

 

 

В младшем школьном возрасте развивается восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.

 

В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Известным отечественным детским психологом Л.Ф. Обуховой проанализировано развитие восприятия сказки в младшем школьном возрасте как особая деятельность ребенка. Она отмечает, что восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А.В. Запорожцем, Д.М. Дубовис-Ароновской и другими учеными выделено специфическое действие для этой деятельности. Это - содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

 

Необходимо подчеркнуть, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, так как в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать. Например, некоторые сказки Х.-К. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно проследила путь развития содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть с картинками, которые являются опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят.

 

В целом феноменологически (по результатам отчетов психологов; других специалистов; замечаний родителей; отзывам администрации) использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, возможно установить рост креативности. Логопед в речевых картах отмечает, что улучшилась речь детей. В группе появляются новые лидеры.

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1. Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991

 

2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997

 

3. Андрианов М.А. Философия  для детей в сказках и рассказах  Пособие по воспитанию детей  в семье и в школе. М.: Совр. слово. 2003. 280 с.

 

4. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19

 

5. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.

 

6. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997

 

7. Выготский Л.С. Психология  искусства.- Мн.: современное слово, 1998.

 

8. Запорожец А.В. Избр. психологические труды в двух томах. М.: 1986.

 

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.

 

10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.

 

11. Кудрявцев В. Воображение  ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т.

 

12. Кудрявцев Психологический  журнал.-2001.-Т. 22.-N5.-С.57-68.

 

13. Кудрявцев В., Синельников  В. Ребенок - дошкольник: новый подход  к диагностике творческих способностей  Дошкольное воспитание.- 1995.- N9.- С. 52-59.

 

14. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992

 

15. Нартова-Бачавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996.-С. 3-14

 

16. Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа).- М., 2000.

 

17. Пропп В.Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В.Я. Проппа).- М., 2000.

 

18. Прохорова П.Л. Развиваем  творческую активность школьников. - Владимир, 1995.

 

19. Соколов Д.Ю. Сказки  и сказкотерапия.- М., 2000.

 

20. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.

 

21. Франц фон М.-Л. Психология  сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.

Информация о работе Методика работы над русскими народными сказками