Методика работы по развитию речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является раскрытие вопроса о развитии речи у дошкольников 5-6 лет и первоклассников.
Задачи: 1) провести анализ методической литературы по данной теме;
2) пополнить и оформить демонстрационный материал, нарабатываемый по заданной теме;
3) разработка, проведение и анализ блока экспериментов и наблюдений в рамках проведения исследования по данной теме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей…………………………..5
1.1. Механизмы речевой деятельности…………………………………..5
1.2. Общие задачи развития речи и словаря……………………………...7
1.3. Анализ речи с точки зрения психологии и лингвистики…………..10
Глава 2. Методика работы по развитию речи………………………………….19
2.1. Анализ программ по развитию речи дошкольников
и младших школьников…………………………………………………..19
2.2. Экспериментальная работа по развитию речи детей……………...27
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

 

Оценка результатов  происходила по следующей системе: если испытуемый находил правильно  значения

от 40 до 50 слов, то в итоге получает 10 баллов;

от 30 до 40 слов – 8 – 9 баллов;

от 20 до 30 слов – 6 – 7 баллов;

от 10 до 20 слов – 4 – 5 баллов;

меньше 10 слов – не более 3 баллов.

Результаты  9,5 – 10  баллов свидетельствуют об очень высоком уровне развития пассивного словарного запаса, 8 – 9 баллов – о высоком уровне развития и 4 – 7 баллов – о среднем уровне.

По данным сводной таблицы можно сделать  следующие выводы: у 40% опрошенных (т.е. 4 человек) очень хорошо развит пассивный словарный запас, у 50% - словарный запас развит хорошо и лишь у 1-го испытуемого пассивный словарный запас развит средне.

Следует отметить, что в начале исследования некоторые  учащиеся испытывали трудности, этим можно  объяснить нулевое количество ответов  на первое слово. Кроме этого некоторые  трудности у отдельных испытуемых вызвали такие группы слов как:

Велосипед, самолет, автомобиль, автобус, мотоцикл;

Гвоздь, кнопка, шуруп, скрепка, прищепка;

Мех, перья, чешуя, пух, шкура;

Герой, друг, трус, ябеда, враг;

Острый, тупой, колючий, режущий, шершавый.

Данное исследование вызвало у испытуемых участников некоторые трудности, однако при более подробном объяснении, при повторах некоторых рядов слов, учащиеся поняли и справились с заданием, что нам дает право судить о их высоком уровне развития речи.

 Результаты определения активного словарного запаса.

Результаты фиксирования устной речи испытуемых, во время их рассказа по картинке, занесли в  таблицу № 4. Из которой хорошо видно, наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкции предложений.

Таблица №4

Протокол  оценки активного словарного запаса испытуемых

 

Фиксируемые признаки речи испытуемых

Частота употребления этих признаков различными испытуемыми

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.  Существительное             

17

20

35

19

23

18

28

22

24

21

2.  Глагол

8

7

24

8

11

7

12

10

9

10

3.  Причастия

                   

4.  Деепричастия

                   

5.  Прилагательные  в начальной  форме  

4

3

6

3

4

2

8

4

4

3

6.  Прилагательные  в сравнительной степени 

   

1

1

   

2

 

1

1

7.  Прилагательные  в превосходной степени

                   

8.  Наречия                             

1

1

2

1

   

3

1

2

3

9.  Местоимения                                           

1

3

3

2

2

2

5

3

2

1

10. Союзы                                                   

2

1

3

 

4

2

7

2

3

2

11. Предлоги                                                

3

6

9

1

5

4

8

5

5

6

12. Числительные

1

2

3

2

1

 

2

1

1

2

13. Сложные  предложения и конструкции

 

1

2

     

3

     

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОВ

37

44

88

37

50

35

78

48

51

49

Баллы

8

9

10

8

7

6

10

8

9

9




 

Далее тестируется результат в таблице, где отмечается оценка результатов:

10 баллов - В речи ребенка  встречаются не менее десяти  приведенных в таблице фрагментов  речи;

8-9 баллов - 8-9 фрагментов  речи;

6-7 баллов - 6-7 фрагментов  речи;

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи;

2-3 баллов - 2-3 фрагмента   речи;

0-1 балла   - не более  одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов  - Очень высокий  уровень развития речи; 8-9 баллов - высокий уровень;         4-7 баллов - средний уровень; 2-3 баллов - низкий уровень; 0-1 балла  - очень низкий уровень.

Проанализировав данные протокола оценки исследования активного  словарного запаса испытуемых пришли к следующим выводам:

20% испытуемых (т.е. 2 человека) с очень высоким уровнем развития  речи.

60% – (т.е. 6 человек)  – с высоким уровнем развития речи.

20% –  (т.е. 2 человека) со  средним уровнем развития речи.

В речи учащихся преобладают  существительные и глаголы (ребята, мальчики, велосипед, лепили, сломался и т.д.), они составляют больше половины всех слов. Кроме того встречаются прилагательные в начальной форме (снежная, большой, маленький и др.), местоимения (он, они, она и т.д.) употребляются учащимися довольно часто. В речи учащихся мы заметили много предлогов (к, у, на, и др.) и союзов, особенно часто употребляется соединительный союз и. Реже встречаются наречия (дружно, весело, хорошо и т.д.), числительные (один, двое, трое) и прилагательные в сравнительной степени (больше, меньше, лучше). В речи учащихся абсолютно нет причастий, деепричастий и прилагательных в превосходной степени. Лишь у трех испытуемых присутствовали сложные предложения и конструкции, а также был упомянут один фразеологический оборот (протянул руку помощи).

Таким образом, учащиеся справились с данным заданием, однако здесь мы уже замечаем некоторые недостатки в развитии речи учащихся 1-го класса.

 

Результаты определения  ригидности словарного запаса.

Для определения  ригидности словарного запаса исследуемых  нами учащихся мы использовали тексты речевых образцов, т.е. сочинения  на тему «Что я люблю», написанные учащимися в начале учебного года

По вышеописанной  методике в сочинениях мы подсчитали:

    • Общее количество слов в речевом образце.
    • Количество слов, которые были употреблены только один раз.

Все данные этого  исследования занесены в таблицу  №5.

Таблица №5

Результаты  определения ригидности словарного запаса

 

Испытуемые ученики 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Р

27

51

28

38

38

18

41

46

26

О

63

96

51

87

102

54

70

102

58

ВР

0,43

0,53

0,55

0,44

0,37

0,33

0,59

0,45

0,45


 

Из данных таблицы мы видим, что 3-ое испытуемых в своих сочинениях используют более 50% новых слов, коэффициент ригидности словарного запаса колеблется у них от 0,53 до 0,59.

В сочинениях 4-ех учеников неповторяющихся слов чуть меньше 50%, коэффициент ригидности словарного запаса колеблется у них от 0,43 до 0,45.

И лишь у 2-ух учеников в сочинениях неповторяющихся слов около 30%, коэффициент ригидности словарного запаса колеблется у них от 0,33 до 0,37.

Проанализировав текстовые образцы речи учащихся мы заметили, что общее количество слов колеблется от 51 до 102. Однако большее использование слов не обозначает лучшего результата и меньшего повторения одних и тех же слов. Кроме этого в работах присутствуют стилистические и грамматические ошибки, кое-где обрывки фраз и предложений.

Следует отметить, что исследуемое нами сочинение учащимися писалось в начале учебного года, а исследование проводилось в конце учебного года. Поэтому результаты исследования определения понятий, пассивного и активного запаса слов оказались лучше, чем определение коэффициент ригидности словарного запаса.

 В сводной  таблице №6 мы увидим у кого из испытуемых речь развита лучше.

Таблица №6

Сводная таблица  результатов исследования.

 

Испытуемые ученики 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Определение понятий

9

9,5

10

8,5

8

7

10

8,5

9,5

9,5

Пассивный словарный  запас

10

10

10

9

8

6,5

10

8

9

9

Активный словарный  запас

8

9

10

8

7

6

10

8

9

9

Коэффициент ригидности словарного запаса

 

0,43

 

0,53

 

0,55

 

0,44

 

0,37

 

0,33

 

0,59

 

 

0,45

 

0,45


Исследование  показало, что у 20% испытуемых очень высокий уровень развития речи, у 60% испытуемых относительно высокий уровень развития речи и лишь у 20% испытуемых средний уровень развития речи.

Результаты  определения ригидности словарного запаса

Для определения  ригидности словарного запаса исследуемых нами учащихся мы использовали тексты речевых образцов, т.е. сочинения на тему «Что я люблю», написанные учащимися в начале учебного года.

По вышеописанной  методике в сочинениях мы подсчитали:

    • Общее количество слов в речевом образце.
    • Количество слов, которые были употреблены только один раз.

Все данные этого  исследования занесены в таблицу  №7.

 

Таблица №7

Результаты  определения ригидности словарного запаса

 

Испытуемые ученики 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Р

27

51

28

38

38

18

41

46

26

О

63

96

51

87

102

54

70

102

58

ВР

0,43

0,53

0,55

0,44

0,37

0,33

0,59

0,45

0,45


 

Из данных таблицы мы видим, что 3-ое испытуемых в своих сочинениях используют более 50% новых слов, коэффициент ригидности словарного запаса колеблется у них от 0,53 до 0,59.

В сочинениях 4-ех учеников неповторяющихся слов чуть меньше 50%, коэффициент ригидности словарного запаса колеблется у них от 0,43 до 0,45.

И лишь у 2-ух учеников в сочинениях неповторяющихся слов около 30%, коэффициент ригидности словарного запаса колеблется у них от 0,33 до 0,37.

Проанализировав текстовые образцы речи учащихся мы заметили, что общее количество слов колеблется от 51 до 102. Однако большее  использование слов не обозначает лучшего  результата и меньшего повторения одних  и тех же слов. Кроме этого в  работах присутствуют стилистические и грамматические ошибки, кое-где обрывки фраз и предложений.

Следует отметить, что исследуемое нами сочинение  учащимися писалось в начале учебного года, а исследование проводилось  в конце учебного года. Поэтому  результаты исследования определения понятий, пассивного и активного запаса слов оказались лучше, чем определение коэффициент ригидности словарного запаса.

 В сводной  таблице №8 мы увидим у кого из испытуемых речь развита лучше.

 

Таблица №8

Сводная таблица  результатов исследования.

Испытуемые

Определение понятия

Пассивный словарный  запас

Активный словарный  запас

Коэффициент ригидности словарного запаса

1

9

10

8

0,43

2

9,5

10

9

0,53

3

10

10

10

0,55

4

8,5

9

8

0,44

5

8

8

7

0,37

6

7

6

5

0,33

7

9

10

8

0,43

8

9,5

10

9

0,53

9

9

10

8

0,43

10

9,5

10

9

0,53

11

10

10

10

0,55

12

8,5

9

8

0,44

13

8

8

7

0,37

14

7

6

5

0,33

15

8,5

9

8

0,44

16

8

8

7

0,37

17

9

10

8

0,43

18

9,5

10

9

0,53

19

10

10

10

0,55

20

8,5

9

8

0,44

21

8

8

7

0,37

22

7

6

5

0,33

23

9

10

8

0,43


Исследование показало, что у 20% испытуемых очень высокий уровень развития речи, у 60% испытуемых относительно высокий уровень развития речи и лишь у 20% испытуемых средний уровень развития речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общение –  одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди «как физически, так и духовно творят друг друга...» Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

Развитие  речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Информация о работе Методика работы по развитию речи