Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:39, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является раскрытие вопроса о развитии речи у дошкольников 5-6 лет и первоклассников.
Задачи: 1) провести анализ методической литературы по данной теме;
2) пополнить и оформить демонстрационный материал, нарабатываемый по заданной теме;
3) разработка, проведение и анализ блока экспериментов и наблюдений в рамках проведения исследования по данной теме.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей…………………………..5
1.1. Механизмы речевой деятельности…………………………………..5
1.2. Общие задачи развития речи и словаря……………………………...7
1.3. Анализ речи с точки зрения психологии и лингвистики…………..10
Глава 2. Методика работы по развитию речи………………………………….19
2.1. Анализ программ по развитию речи дошкольников
и младших школьников…………………………………………………..19
2.2. Экспериментальная работа по развитию речи детей……………...27
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46
Оценка результатов происходила по следующей системе: если испытуемый находил правильно значения
от 40 до 50 слов, то в итоге получает 10 баллов;
от 30 до 40 слов – 8 – 9 баллов;
от 20 до 30 слов – 6 – 7 баллов;
от 10 до 20 слов – 4 – 5 баллов;
меньше 10 слов – не более 3 баллов.
Результаты 9,5 – 10 баллов свидетельствуют об очень высоком уровне развития пассивного словарного запаса, 8 – 9 баллов – о высоком уровне развития и 4 – 7 баллов – о среднем уровне.
По данным сводной таблицы можно сделать следующие выводы: у 40% опрошенных (т.е. 4 человек) очень хорошо развит пассивный словарный запас, у 50% - словарный запас развит хорошо и лишь у 1-го испытуемого пассивный словарный запас развит средне.
Следует отметить, что в начале исследования некоторые учащиеся испытывали трудности, этим можно объяснить нулевое количество ответов на первое слово. Кроме этого некоторые трудности у отдельных испытуемых вызвали такие группы слов как:
Велосипед, самолет, автомобиль, автобус, мотоцикл;
Гвоздь, кнопка, шуруп, скрепка, прищепка;
Мех, перья, чешуя, пух, шкура;
Герой, друг, трус, ябеда, враг;
Острый, тупой, колючий, режущий, шершавый.
Данное исследование вызвало у испытуемых участников некоторые трудности, однако при более подробном объяснении, при повторах некоторых рядов слов, учащиеся поняли и справились с заданием, что нам дает право судить о их высоком уровне развития речи.
Результаты определения активного словарного запаса.
Результаты фиксирования устной речи испытуемых, во время их рассказа по картинке, занесли в таблицу № 4. Из которой хорошо видно, наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкции предложений.
Таблица №4
Протокол оценки активного словарного запаса испытуемых
Фиксируемые признаки речи испытуемых |
Частота употребления этих признаков различными испытуемыми | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1. Существительное |
17 |
20 |
35 |
19 |
23 |
18 |
28 |
22 |
24 |
21 |
2. Глагол |
8 |
7 |
24 |
8 |
11 |
7 |
12 |
10 |
9 |
10 |
3. Причастия |
||||||||||
4. Деепричастия |
||||||||||
5. Прилагательные в начальной форме |
4 |
3 |
6 |
3 |
4 |
2 |
8 |
4 |
4 |
3 |
6. Прилагательные в сравнительной степени |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 | |||||
7. Прилагательные в превосходной степени |
||||||||||
8. Наречия |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 | ||
9. Местоимения |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
5 |
3 |
2 |
1 |
10. Союзы |
2 |
1 |
3 |
4 |
2 |
7 |
2 |
3 |
2 | |
11. Предлоги |
3 |
6 |
9 |
1 |
5 |
4 |
8 |
5 |
5 |
6 |
12. Числительные |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 | |
13. Сложные предложения и конструкции |
1 |
2 |
3 |
|||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОВ |
37 |
44 |
88 |
37 |
50 |
35 |
78 |
48 |
51 |
49 |
Баллы |
8 |
9 |
10 |
8 |
7 |
6 |
10 |
8 |
9 |
9 |
Далее тестируется результат в таблице, где отмечается оценка результатов:
10 баллов - В речи ребенка
встречаются не менее десяти
приведенных в таблице
8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи;
6-7 баллов - 6-7 фрагментов речи;
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи;
2-3 баллов - 2-3 фрагмента речи;
0-1 балла - не более одного фрагмента речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов - Очень высокий уровень развития речи; 8-9 баллов - высокий уровень; 4-7 баллов - средний уровень; 2-3 баллов - низкий уровень; 0-1 балла - очень низкий уровень.
Проанализировав данные протокола оценки исследования активного словарного запаса испытуемых пришли к следующим выводам:
20% испытуемых (т.е. 2 человека)
с очень высоким уровнем
60% – (т.е. 6 человек) – с высоким уровнем развития речи.
20% – (т.е. 2 человека) со средним уровнем развития речи.
В речи учащихся преобладают
существительные и глаголы (
Таким образом, учащиеся справились с данным заданием, однако здесь мы уже замечаем некоторые недостатки в развитии речи учащихся 1-го класса.
Результаты определения ригидности словарного запаса.
Для определения ригидности словарного запаса исследуемых нами учащихся мы использовали тексты речевых образцов, т.е. сочинения на тему «Что я люблю», написанные учащимися в начале учебного года
По вышеописанной методике в сочинениях мы подсчитали:
Все данные этого исследования занесены в таблицу №5.
Таблица №5
Результаты определения ригидности словарного запаса
|
Испытуемые ученики | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Р |
27 |
51 |
28 |
38 |
38 |
18 |
41 |
– |
46 |
26 |
О |
63 |
96 |
51 |
87 |
102 |
54 |
70 |
– |
102 |
58 |
ВР |
0,43 |
0,53 |
0,55 |
0,44 |
0,37 |
0,33 |
0,59 |
– |
0,45 |
0,45 |
Из данных таблицы мы видим, что 3-ое испытуемых в своих сочинениях используют более 50% новых слов, коэффициент ригидности словарного запаса колеблется у них от 0,53 до 0,59.
В сочинениях 4-ех учеников неповторяющихся слов чуть меньше 50%, коэффициент ригидности словарного запаса колеблется у них от 0,43 до 0,45.
И лишь у 2-ух учеников в сочинениях неповторяющихся слов около 30%, коэффициент ригидности словарного запаса колеблется у них от 0,33 до 0,37.
Проанализировав текстовые образцы речи учащихся мы заметили, что общее количество слов колеблется от 51 до 102. Однако большее использование слов не обозначает лучшего результата и меньшего повторения одних и тех же слов. Кроме этого в работах присутствуют стилистические и грамматические ошибки, кое-где обрывки фраз и предложений.
Следует отметить, что исследуемое нами сочинение учащимися писалось в начале учебного года, а исследование проводилось в конце учебного года. Поэтому результаты исследования определения понятий, пассивного и активного запаса слов оказались лучше, чем определение коэффициент ригидности словарного запаса.
В сводной таблице №6 мы увидим у кого из испытуемых речь развита лучше.
Таблица №6
Сводная таблица результатов исследования.
|
Испытуемые ученики | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Определение понятий |
9 |
9,5 |
10 |
8,5 |
8 |
7 |
10 |
8,5 |
9,5 |
9,5 |
Пассивный словарный запас |
10 |
10 |
10 |
9 |
8 |
6,5 |
10 |
8 |
9 |
9 |
Активный словарный запас |
8 |
9 |
10 |
8 |
7 |
6 |
10 |
8 |
9 |
9 |
Коэффициент ригидности словарного запаса |
0,43 |
0,53 |
0,55 |
0,44 |
0,37 |
0,33 |
0,59 |
– |
0,45 |
0,45 |
Исследование показало, что у 20% испытуемых очень высокий уровень развития речи, у 60% испытуемых относительно высокий уровень развития речи и лишь у 20% испытуемых средний уровень развития речи.
Результаты определения ригидности словарного запаса
Для определения ригидности словарного запаса исследуемых нами учащихся мы использовали тексты речевых образцов, т.е. сочинения на тему «Что я люблю», написанные учащимися в начале учебного года.
По вышеописанной методике в сочинениях мы подсчитали:
Все данные этого исследования занесены в таблицу №7.
Таблица №7
Результаты определения ригидности словарного запаса
|
Испытуемые ученики | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Р |
27 |
51 |
28 |
38 |
38 |
18 |
41 |
– |
46 |
26 |
О |
63 |
96 |
51 |
87 |
102 |
54 |
70 |
– |
102 |
58 |
ВР |
0,43 |
0,53 |
0,55 |
0,44 |
0,37 |
0,33 |
0,59 |
– |
0,45 |
0,45 |
Из данных таблицы мы видим, что 3-ое испытуемых в своих сочинениях используют более 50% новых слов, коэффициент ригидности словарного запаса колеблется у них от 0,53 до 0,59.
В сочинениях 4-ех учеников неповторяющихся слов чуть меньше 50%, коэффициент ригидности словарного запаса колеблется у них от 0,43 до 0,45.
И лишь у 2-ух учеников в сочинениях неповторяющихся слов около 30%, коэффициент ригидности словарного запаса колеблется у них от 0,33 до 0,37.
Проанализировав текстовые образцы речи учащихся мы заметили, что общее количество слов колеблется от 51 до 102. Однако большее использование слов не обозначает лучшего результата и меньшего повторения одних и тех же слов. Кроме этого в работах присутствуют стилистические и грамматические ошибки, кое-где обрывки фраз и предложений.
Следует отметить, что исследуемое нами сочинение учащимися писалось в начале учебного года, а исследование проводилось в конце учебного года. Поэтому результаты исследования определения понятий, пассивного и активного запаса слов оказались лучше, чем определение коэффициент ригидности словарного запаса.
В сводной таблице №8 мы увидим у кого из испытуемых речь развита лучше.
Таблица №8
Сводная таблица результатов исследования.
Испытуемые |
Определение понятия |
Пассивный словарный запас |
Активный словарный запас |
Коэффициент ригидности словарного запаса |
1 |
9 |
10 |
8 |
0,43 |
2 |
9,5 |
10 |
9 |
0,53 |
3 |
10 |
10 |
10 |
0,55 |
4 |
8,5 |
9 |
8 |
0,44 |
5 |
8 |
8 |
7 |
0,37 |
6 |
7 |
6 |
5 |
0,33 |
7 |
9 |
10 |
8 |
0,43 |
8 |
9,5 |
10 |
9 |
0,53 |
9 |
9 |
10 |
8 |
0,43 |
10 |
9,5 |
10 |
9 |
0,53 |
11 |
10 |
10 |
10 |
0,55 |
12 |
8,5 |
9 |
8 |
0,44 |
13 |
8 |
8 |
7 |
0,37 |
14 |
7 |
6 |
5 |
0,33 |
15 |
8,5 |
9 |
8 |
0,44 |
16 |
8 |
8 |
7 |
0,37 |
17 |
9 |
10 |
8 |
0,43 |
18 |
9,5 |
10 |
9 |
0,53 |
19 |
10 |
10 |
10 |
0,55 |
20 |
8,5 |
9 |
8 |
0,44 |
21 |
8 |
8 |
7 |
0,37 |
22 |
7 |
6 |
5 |
0,33 |
23 |
9 |
10 |
8 |
0,43 |
Исследование показало, что у 20% испытуемых очень высокий уровень развития речи, у 60% испытуемых относительно высокий уровень развития речи и лишь у 20% испытуемых средний уровень развития речи.
Заключение
Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди «как физически, так и духовно творят друг друга...» Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.
Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.