Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:54, курсовая работа
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Она имеет определенную структуру. Ребенок в этом возрасте включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой оцениваются близкими взрослыми. Развитие личности в этот период непосредственно зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика. Но что делать, когда ребенок не идет на контакт? В своей курсовой работе я постараюсь раскрыть проблему отсутсвия «обратной» связи между учителем и учеником, между родителем и ребенком. В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу.
Введение 3
Глава 1 : Педагогическая работа с неконтактным ребенком 4
как проблема исследования:
1.1. Обзор зарубежных и отечественных исследований 9
по проблеме неконтактности детей.
Глава 2: Методика развития коммуникативных качеств 10
детей младшего возраста:
2. Рекомендации по развитию. 12
3. Заключение. 13
4. Список литературы. 14
Нарушения общения характерны также для многих детей с так называемой врожденной детской нервностью — невропатией. Врожденная или ранняя детская нервность (невропатия) — это особый тип развития нервной системы, который иногда называют конституциональной нервностью, невропатической конституцией, нервным диатезом и др. Во всех случаях речь идет о конституционально обусловленных врожденных реакциях нервной системы. Это отличает невропатию от невротических реакций, которые имеют приобретенный характер и обусловлены неблагоприятными условиями окружающей среды, недостатками воспитания, режима, психическими травмами.
Детский аутизм — это
особая форма нарушенного психического
развития с неравномерностью формирования
различных психических функций,
со своеобразными эмоционально-
2. Пути педагогической работы с неконтактными детьми.
Работая с « неконтактными» детьми, педагог идет новыми, неизведанными путями. Из вышеописанного становится ясно, что нельзя действовать шаблонно. Перед учителем стоит задача не навредить, помочь, увлечь. Как же добиться, чтоб ребенок «открылся»?
Во- первых это терпение. Во всех случаях, включая психические и физические недостатки, педагог должен сохранять терпение.
Во-вторых это склонность к импровизации. Не исключено, что ребенок может не принять условия вашей игры, поэтому педагог всегда должен быть готов к неожиданным ситуациям.
В- третьих чуткость и понимание. Педагог должен чувствовать настроение и состояние ребенка, быть предельно внимательным к тому, что ребенка беспокоит.
В- четвертых искренность. «Неконтактные» дети больше остальных чувствуют к себе отношение взрослого, поэтому раздражительность, грубость и несдержанность могут привести к негативному результату.
Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии.
Чтобы расположить к себе « неконтактного» ребенка, проводились уроки слушанья музыки ( Чайковский, Моцарт).
Стремясь установить с ребенком контакт и помочь ему изменить свое состояние, не требуется, чтобы ребенок делал по правилам, нельзя ограничивать активность ребенка. Роль взрослого на этом этапе – это роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребенком, помогая ему музыкальными средствами, такими, например, как сопровождение действий ребенка музыкой, исполняемой на инструменте. Музыка при этом должны быть созвучна настроению и характеру действий ребенка.
Педагог может комментировать движения, выполняемые ребенком, пением. При этом текст пропевается под мелодию, соответствующую настроению ребенка.
Такое участие взрослого является наиболее безопасным (не пугает и не настораживает ребенка) и дает возможность установить взаимодействие. Это может быть совместное музыкальное переживание – выбирая музыкальный фрагмент, педагог отражает эмоциональное состояние ребенка, поет об этом. Совместная игра на детских музыкальных инструментах помогает установить с ребенком более тесные эмоциональные отношения. Важно дать ребенку возможность выразить себя через игру на том или ином инструменте. Совместное музицирование возникает далеко не сразу. Иногда ребенок не позволяет взрослому вмешиваться в его игру и только постепенно удается добиться музыкального взаимодействия. Это возможно только тогда, когда ребенок уже проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах и в какой-то момент увлекается игрой на одном из них. На этом этапе, следуя за ребенком, мы стараемся понять, что радует его, пугает или настораживает, как влияет на его состояние разная по характеру музыка, звучание музыкальных инструментов.
Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать».
При инструментальном исполнительстве в начальном этапе давать простые пьески, действовать «от простого -к сложному». Так у ребенка появится радость первому успеху, и он с большим желанием начнет постигать более сложные пьесы.
Так же полезно пение в хоре. Развиваются коммуникативные навыки. Ребенок находится среди сверстников, они занимаются общим делом.
Заключение.
Сфера отношений ребенка дошкольного возраста со сверстниками является значимой для психического и личностного развития. Существенным оказывается наличие гармонии между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре, а также между ведущими потребностями ребенка и сверстников. Отсутствие подобной согласованности может привести к нарушению отношений ребенка со сверстниками и, как следствие этого, к негативному личностному развитию. Особенно важными являются внешние условия, способствующие возникновению проблем в общении у дошкольника: нарушение взаимоотношений в семье, особенности родительского отношения к детям и неблагоприятные условия воспитания. Потребность в общении нередко не получает своего удовлетворения, что ведет, к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в социально-психологической адаптации.
Таким образом, в психологической науке подчеркивается, что нарушение психического развития ребенка тесно связано с блокированием его основных потребностей и возникновением депривационной ситуации, приводящей к различным психологическим проблемам. В то же время, особенности психики ребенка 5-6 лет еще не являются жестко фиксированными и завершенными, и поэтому, именно в этом возрасте, еще возможна коррекция и компенсация тех эмоциональных, личностных, поведенческих и других нарушений, которые значительно труднее будет преодолеть в дальнейшем.
Список литературы:
1. Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968
2. Поварницына Л.А. "Психологический анализ трудностей обще¬ния", М. 1987
3 . Григорьева Т.Г., Линская Л.3. , УсольцеваТ.П. "Основы конструктивно¬го общения. "Методическое пособие для преподавателей" -Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, М, Совершенство 1997
4 . Григорьева Т. Г.
"Основы конструктивного
Информация о работе Методика развития коммуникативных качеств 10 детей младшего возраста