Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа
Проблема тугоухости и глухоты была и остается актуальной как в медицинском, так и в социальном отношении. Особое внимание уделяется в детском возрасте, так как от состояния слуха ребенка зависит развитие речи. Число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 600 тысяч. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости
Введение……………………………………………………………………....3
Глава I. Особенности физиологии слуха у слабослышащих детей…..…...6
1.1. Физиология слухового анализатора……………………………………………………………...….....6
1.2. Нарушение слуха у детей…………………………………………….…………………………..…7
1.2.1. Причины нарушения слуха………………………………7
1.2.2. Патология слухового аппарата…………………………10
1.2.3. Последствия поражений слухового анализатора у слабослышащих детей……………………………………………………….17
1.3. Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей младшего школьного возраста………………………………………………………………...….….20
Глава II. Методологические основы научного исследования……………..24
2.1 Объект, предмет, цель и рабочая гипотеза исследования……24
2.2 Задачи и методы исследования………………………………...24
2.3 Организация исследования……………………………………..25
Список литературы…………………………………………...…………........26
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет физической культуры
Кафедра адаптивной физической культуры и методики обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Методика развития силовых способностей у слабослышащих детей дошкольного возраста»
Выполнила:
студентка 4 курса
Факультета физической культуры
Фамилия И.О. _____________
(подпись)
Научный руководитель:
Фамилия И.О. ______________
(подпись)
Зав. кафедрой АФК и методики обучения ________ Фамилия И.О.
(подпись) «__» __________
Декан факультета физической культуры ________ Фамилия И.О.
(подпись) «__» __________
Киров
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Особенности физиологии слуха у слабослышащих детей…..…...6
1.2.1. Причины нарушения слуха………………………………7
1.2.2. Патология слухового аппарата…………………………10
1.2.3. Последствия поражений слухового анализатора у слабослышащих детей……………………………………………………….17
Глава II. Методологические основы научного исследования……………..24
2.1 Объект, предмет, цель и рабочая гипотеза исследования……24
2.2 Задачи и методы исследования………………………………...24
2.3 Организация исследования……………………………………..25
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность исследования
Проблема тугоухости и глухоты была и остается актуальной как в медицинском, так и в социальном отношении. Особое внимание уделяется в детском возрасте, так как от состояния слуха ребенка зависит развитие речи. Число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 600 тысяч. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости [1]. По прогнозам ВОЗ в ближайшем десятилетии в развитых странах численность населения с социально значимыми дефектами слуха возрастет на 21% [2]. Данные о распространенности слабых и средних потерь слуха требуют уточнения, что связано с поздней обращаемостью родителей детей с данной патологией к специалисту, а также отсутствием настороженности врачей-педиатров (в 1/3 случаев патологии слуха впервые выявляются в возрасте 3-7 лет). Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей первого года жизни ведет к развитию глухонемоты и, как следствие, к инвалидности [21].
Полноценное развитие детей,
имеющих нарушение слуха, невозможно
без физического воспитания, обеспечивающего
не только необходимый уровень
В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, на создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всестороннем комплексном изучении особенностей его развития. Для этого необходимо знание общетеоретических закономерностей ребенка с нарушением в развитии, чтобы руководствоваться ими в педагогической работе [9].
Большее внимание уделяется вторичным отклонениям, которые возникают вследствие дефекта слуха и могут повлиять на протяжение всей жизни. Поэтому в данной работе мы будем способствовать повышению уровня развития силовых способностей среди детей младшего школьного возраста.
Специалисты из Майами (США) наблюдали за 26 пациентами с ослабленным слухом, которые занимались физическими упражнениями силовой направленности по 30 минут 2-3 раза в неделю. Уже через 2 месяца они стали слышать в 2 раза лучше, чем прежде. По мнению ученых, это происходит из-за усиления циркуляции крови в среднем ухе, состояние мембраны которого определяет степень остроты слуха человека [7].
Таким образом, тугоухость является серьезной проблемой, которая может внезапно встать перед любым человеком. Решение этой проблемы требует значительных усилий со стороны родителей, родственников, врачей многих специальностей, педагогов-дефектологов и т.д.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе предложены практические рекомендации по применению комплекса средств коррекционной направленности преимущественно на развитие силовых способностей и повышения уровня физической подготовленности слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Исследованию темы нарушения слуха посвящен ряд теоретических концепций и практических методик отечественных и зарубежных ученых. Теоретической основой исследования являются научные труды современных отечественных и зарубежных специалистов: Андреева К. А., Волкова Т. А., Дьячков А.И., Кириллова Л. И., Леонгард Э. И., Пеганов А. Г., Роу Ф. Ф. и другие.
Глава 1. Особенности физиологии слуха у слабослышащих детей
1.1. Физиология слухового анализатора
Слуховой анализатор (слуховая сенсорная система) – второй по значению дистальный анализатор человека, играющий важную роль не только как важнейшая составляющая первой сигнальной системы, но и как основное звено в развитии второй сигнальной системы, а именно в возникновении речи [20]. Посредством слухового анализатора ребенок получает огромный поток информации из внешнего мира. Между состоянием слуха и развитием речи имеется теснейшая связь, и поэтому любое, а тем более грубое нарушение слуха в виде тугоухости и глухоты у детей оказывает большое влияние на их общее и психическое развитие. Слабослышащий ребенок часто отстает от сверстников в умственном развитии, ему трудно учиться в школе, неминуемы сложности в общении, выборе будущей профессии [19].
В медицине тугоухостью и глухотой называют разное по степени тяжести снижение слуха. Слух может быть снижен легко, умеренно, средне и тяжело (вплоть до полной его потери). Для взрослого человека данный дефект может привести к ограничению трудоспособности, трудностям в общении и повседневной жизни [17].
Различают глухоту врожденную
и приобретенную после рождения
Еще выделяют наследственную и ненаследственную глухоту и тугоухость. Наследственные формы могут передаваться от предков к потомкам из поколения в поколение [12].
1.2. Нарушение слуха у детей
1.2.1. Причины нарушения слуха
Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный [12].
Одной из главных причин, обусловливающих врожденное нарушение слуха, следует отметить инфекционные заболевания у матери во время беременности. Особое значение имеют вирусные инфекции (корь, грипп). Наиболее опасным для развивающегося зачатка слухового органа является заболевание, возникающее у матери в первые три месяца беременности [1].
Вредное воздействие
на развивающийся орган слуха
у плода могут оказать
Нарушение развития слухового органа может возникнуть вследствие травмы плода, особенно в первые месяцы беременности, когда зачаток слухового анализатора оказывается особенно ранимым [19].
Приобретенные нарушения слуха возникают от разнообразных причин. Тяжелые нарушения слуха наступают обычно при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха, слухового нерва), в то время как легкая и средняя степень нарушения слуха может возникать при поражении лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха) [16].
Среди причин нарушения слуха у детей первое место занимают последствия острого воспаления среднего уха (острого среднего отита). Поражение слуха в этих случаях обусловлено стойкими остаточными изменениями в среднем ухе, приводящими к нарушению нормальной подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. В некоторых случаях после острого среднего отита остается стойкое прободение барабанной перепонки и длительное гноетечение из уха — хронический гнойный отит. Это заболевание сопровождается обычно значительным понижением слуха.
Частой причиной поражения слуха у детей являются заболевания носа и носоглотки и связанное с этими заболеваниями нарушение проходимости евстахиевой трубы [19].
В этиологии резко выраженных форм стойких нарушений слуха важнейшую роль играют поражения внутреннего уха и ствола слухового нерва. Поражение ядер слухового нерва, его проводящих путей в головном мозге, а также корковых слуховых центров, как по частоте, так и по степени возникающих при них нарушении слуха имеют сравнительно меньшее значение.
Важную роль в возникновении стойких нарушений слуха играют острые инфекционные заболевания. Большинство инфекционных болезней, являющихся причиной поражения слуха, приходится на детский возраст, и потому роль этих заболеваний в этиологии нарушений слуха у детей особенно велика. Из инфекционных заболеваний, обусловливающих стойкие поражения слуха в детском возрасте, наибольшее значение имеют эпидемический цереброспинальный менингит, корь, скарлатина, грипп, свинка. Одни инфекционные заболевания (менингит, вирусный грипп, свинка) вызывают поражение нервного аппарата слухового анализатора (кортиева органа или ствола слухового нерва), другие (корь, скарлатина) — преимущественно воздействуют на среднее ухо, причем развивающийся при этом воспалительный процесс не только приводит к нарушению функции звукопроводящего аппарата среднего уха, но может вызвать также заболевания внутреннего уха (серозный или гнойный лабиринтит) с частичной или полной гибелью рецепторных клеток кортиева органа [14].
Нарушение слуха и обычно одновременно развивающееся расстройство функции вестибулярного аппарата при цереброспинальном менингите обусловливается воспалительным процессом во внутреннем ухе — гнойным лабиринтитом, возникающим в результате распространения гнойной инфекции из мозговой оболочки через внутренний слуховой проход по оболочкам слухового нерва. Поражение внутреннего уха при эпидемическом цереброспинальном менингите наступает обычно в первые же дни болезни: иногда уже в первые сутки выявляется полная глухота, как правило двусторонняя.
Следует упомянуть о сравнительно редком, но очень тяжелом поражении слуха, которое возникает иногда при другом вирусном заболевании — воспалении околоушной слюнной железы (эпидемическом паротите, или так называемой свинке). Поражение обычно бывает односторонним, однако в ряде случаев приходится наблюдать и полную двустороннюю глухоту. По мнению большинства исследователей, в основе глухоты при эпидемическом паротите лежит гибель рецепторного аппарата во внутреннем ухе (волосковых клеток кортиева органа) [12].
Причины, приводящие к устойчивой тенденции увеличения числа слабослышащих детей,- широкое применение ототоксических антибиотиков, повышение общего радиационного фона и увеличение синдромальных пороков развития уха, увеличение числа вирусных заболеваний, алкогольная и иная интоксикация в период беременности. Неблагоприятное течение беременности: токсикоз, угроза выкидыша, резус-конфликт матери и плода, гестозы, опухоли матки, заболевания во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и другие), прием антибиотиков [1].
Патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другая патология, приводящая к асфиксии плода и внутричерепной травме плода.
Патология раннего неонатального периода: гипербиллирубиномия, связанная с гемолитической болезнью, недоношенность (вес до 1500 г.), врожденные пороки развития в том числе ЛОР органов) и другие.
В возникновении стойких
нарушений слуха известное
В раннем детстве - сепсис, лихорадочные заболевания после родов, вирусные инфекции (краснуха, ветреная оспа, корь, паротит, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп), менингоэнцефалит, осложнения после прививок, болезни ЛОР органов, черепно-мозговые травмы, ототоксические антибиотики, наркоз и другие [13].
1.2.2. Патология слухового аппарата
В слуховом анализаторе различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппарат. К звукопроводящему аппарату относятся наружное и среднее ухо, а также некоторые части внутреннего уха (жидкость лабиринта и основная мембрана); к звуковоспринимающему — все остальные отделы анализатора, начиная от волосковых клеток кортиева органа и кончая нервными клетками слуховой области коры головного мозга [14].
Заболевания наружного уха
1. Атрезия наружного слухового прохода. При атрезии наружного слухового прохода понижение слуха носит характер поражения звукопроводящего аппарата, т.е. страдает главным образом восприятие низких звуков; восприятие высоких тонов сохраняется, костная проводимость остается нормальной или даже несколько улучшается.
Лечение атрезии наружного слухового прохода может заключаться только в искусственном восстановлении просвета путем пластической операции.
2. Серная пробка. Причинами такого накапливания могут являться: