Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа
Проблема тугоухости и глухоты была и остается актуальной как в медицинском, так и в социальном отношении. Особое внимание уделяется в детском возрасте, так как от состояния слуха ребенка зависит развитие речи. Число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 600 тысяч. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости
Введение……………………………………………………………………....3
Глава I. Особенности физиологии слуха у слабослышащих детей…..…...6
1.1. Физиология слухового анализатора……………………………………………………………...….....6
1.2. Нарушение слуха у детей…………………………………………….…………………………..…7
1.2.1. Причины нарушения слуха………………………………7
1.2.2. Патология слухового аппарата…………………………10
1.2.3. Последствия поражений слухового анализатора у слабослышащих детей……………………………………………………….17
1.3. Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей младшего школьного возраста………………………………………………………………...….….20
Глава II. Методологические основы научного исследования……………..24
2.1 Объект, предмет, цель и рабочая гипотеза исследования……24
2.2 Задачи и методы исследования………………………………...24
2.3 Организация исследования……………………………………..25
Список литературы…………………………………………...…………........26
Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих [7]. У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке [15].
Слуховое восприятие лучше на том ухе, где меньше поражен вестибулярный анализатор, при двухстороннем поражении [5]. Важно иметь в виду высокую степень компенсации вестибулярных расстройств. Компенсация осуществляется за счет центральных отделов анализатора и взаимодействия его с другими сенсорными системами, особенно со зрительной.
Тренировки вестибулярной систе
1.3. Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей младшего школьного возраста
Нарушение слуха, прежде всего, сказывается на психике школьника, своеобразии его общения с людьми и окружающим предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом [5].
Нарушение слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста [2]. Многие неслышащие школьники с трудом осваивают представления о мерах времени и об отношениях между единицами измерения [3]. Слух теснейшим образом связан с движением. Н.А. Бернштейн (1966), указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализатора, подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом [22]. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений [3]. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость [22].
Педагогические наблюдения
и экспериментальные
- недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;
- относительная замедленность овладения двигательными навыками;
- трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;
- относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;
- замедленная реагирующая
способность, скорость
- отклонения в развитии
моторной сферы: мелкой
- отставание в развитии жизненно важных физических способностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков.
Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора [8].
Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков [24].
Слабослышащим школьникам
свойственны разнообразные
- недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, проявляющаяся в виде шаркающей походки;
- относительная замедленность
овладения двигательными
- трудность сохранения
статистического и
- относительно низкий
уровень ориентировки в
- замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими
- снижение слуха отражается
и на уровне развития
Особенности моторики слабослышащих порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма.
В многочисленных работах по этому поводу указывается на значительную роль вестибулярного аппарата в развитии двигательной сферы. Даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики слабослышащих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество слабослышащих, у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями [15].
Эти положения можно объяснить тем, что патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестезического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности слабослышащих [6].
С точки зрения физиологии
о состоянии двигательной сферы
можно судить по некоторым неврологическим
показателям. Данные, полученные в исследованиях
Букуна Н.И. свидетельствуют о том,
что у 64% слабослышащих имеются
резкие изменения характера рефлекторн
Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее выраженными являются прыжковые упражнения. У глухих мальчиков от 8 до 10 лет прирост прыгучести равен в среднем от 2,1 до 4,1 см, с 10 до 13 лет — от 1,9 до 4,4 см, от 15 до 17 лет равен 4,5 см [14].
У детей с недостатками слуха статическая выносливость в возрасте 7—8 лет ниже, чем у слышащих. К 9—10 годам глухие по уровню выносливости к мышечным усилиям приравниваются к слышащим. В возрасте 13—15 лет у всех школьников наблюдается невыраженное снижение статической выносливости, а к 16—17 годам их показатели приближаются к результатам их слышащих сверстников [14].
Слабослышащие по показателям общей выносливости приближаются к слышащим. Если в динамике силы мышц резкий рост наблюдается в 14—15 лет, то выраженный скачок выносливости характерен в 17—18 лет.
Межиндивидуальные колебания выносливости у глухих и слышащих 8-ми лет выражаются соответственно в 9—26 с и 17—28 с. В последующие возрастные периоды (13—16 лет) колебания статической выносливости составляют 14—21 и 30—44 с у глухих и 23—31 и 36—50 с у слышащих.
Рассмотренные изменения мышечной силы, статической и общей выносливости характеризуют внешнюю форму деятельности двигательного аппарата, точнее, сократительную возможность мышц и их готовность к нагрузкам [15].
К 16—17 годам уровень общей выносливости подростков с недостатками слуха почти сравнивается с уровнем выносливости слышащих и зависит главным образом от состояния кардиореспираторной системы.
Таким образом, своеобразие психического и физического развития глухих и слабослышащих детей обусловлено рядом причин: функциональным нарушением отдельных физиологических функций, общей соматической ослабленностью, отставанием в психическом развитии (иногда сопровождающимся задержкой психического развития, умственной отсталостью), недоразвитием или отсутствием речи. Последнее в работе с глухими школьниками приобретает особую значимость, если иметь в виду то исключительное влияние речи на психическое и физическое развитие глухих детей, которое было показано в исследованиях общей и специальной психологии [16].
Глава II. Методологические основы научного исследования
2.1 Объект, предмет,
цель и рабочая гипотеза
Объектом данного исследования является процесс адаптивного физического воспитания слабослышащих детей в специальном общеразвивающем учреждении.
Предмет исследования – методика развития силовых способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: рассмотреть причины и симптомы проявления нарушения слуха, основные методы его коррекции средствами адаптивной физической культуры.
Рабочая гипотеза: методика развития силовых способностей повышает уровень физической подготовленности слабослышащих детей младшего школьного возраста, что положительно сказывается на развитии психических функций (восприятие, внимание, мышление, эмоции, воля); статодинамических, сенсорных.
2.2 Задачи и методы исследования
Постановка данной цели
обусловила необходимость решения следующи
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу, позволяющую раскрыть причины нарушения слуха;
2. Изучить методики коррекции данного дефекта.
Для решения задач, поставленных в работе, использовались следующие методы исследования:
2.3 Организация исследования
В исследовании принимали участие глухие дети дошкольного возраста 5-7 лет, специальной (коррекционной) школы – интернат I вида г. Кирова. Эксперимент проводился с мая 2008 года по февраль 2009 года. Дети занимались 3 раза в неделю по 30 мин. Использовалась разработанная методика для развития силы. Контрольные испытания проводились в начале и конце эксперимента.
Список литературы