Методика развития силовых способностей у слабослышащих детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Проблема тугоухости и глухоты была и остается актуальной как в медицинском, так и в социальном отношении. Особое внимание уделяется в детском возрасте, так как от состояния слуха ребенка зависит развитие речи. Число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 600 тысяч. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
Глава I. Особенности физиологии слуха у слабослышащих детей…..…...6
1.1. Физиология слухового анализатора……………………………………………………………...….....6
1.2. Нарушение слуха у детей…………………………………………….…………………………..…7
1.2.1. Причины нарушения слуха………………………………7
1.2.2. Патология слухового аппарата…………………………10
1.2.3. Последствия поражений слухового анализатора у слабослышащих детей……………………………………………………….17
1.3. Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей младшего школьного возраста………………………………………………………………...….….20
Глава II. Методологические основы научного исследования……………..24
2.1 Объект, предмет, цель и рабочая гипотеза исследования……24
2.2 Задачи и методы исследования………………………………...24
2.3 Организация исследования……………………………………..25
Список литературы…………………………………………...…………........26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по слабослышащим.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Патологический процесс  в слуховом анализаторе изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих [7]. У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке [15].

Слуховое восприятие лучше на том ухе, где меньше поражен вестибулярный анализатор, при двухстороннем поражении [5]. Важно иметь в виду высокую степень компенсации вестибулярных расстройств. Компенсация осуществляется за счет центральных отделов анализатора и взаимодействия его с другими сенсорными системами, особенно со зрительной.

Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость [26].

 

 

 

 

1.3. Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей младшего школьного возраста

 

Нарушение слуха, прежде всего, сказывается на психике школьника, своеобразии его общения с людьми и окружающим предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом [5].

Нарушение слухового  восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста [2]. Многие неслышащие школьники с трудом осваивают представления о мерах времени и об отношениях между единицами измерения [3]. Слух теснейшим образом связан с движением. Н.А. Бернштейн (1966), указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализатора, подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом [22]. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений [3]. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость [22].

Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеобразие двигательной сферы глухих школьников:

- недостаточно точная  координация и неуверенность  движений, что проявляется в основных  двигательных навыках;

- относительная замедленность овладения двигательными навыками;

- трудность сохранения  у глухих статического и динамического равновесия;

- относительно низкий  уровень развития пространственной ориентировки;

- замедленная реагирующая  способность, скорость выполнения  отдельных движений и темпа  двигательной деятельности в целом;

- отклонения в развитии  моторной сферы: мелкой моторики  кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;

- отставание в развитии жизненно важных физических способностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков.

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора [8].

Речь выступает как  средство взаимосвязи людей с  окружающим миром. Нарушение такой  связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается  на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков [24].

Слабослышащим школьникам свойственны разнообразные нарушения  в двигательной сфере:

- недостаточно точная  координация и неуверенность  в движениях, проявляющаяся в виде шаркающей походки;

- относительная замедленность  овладения двигательными навыками

- трудность сохранения  статистического и динамического  равновесия 

- относительно низкий  уровень ориентировки в пространстве 

- замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими

- снижение слуха отражается  и на уровне развития физических  качеств, в частности, на уровень  развития силы (в восьмилетнем  возрасте величина отставания  слабослышащих от слышащих составляла 6-8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигла 53,3%) [7].

Особенности моторики слабослышащих  порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения  функций отдельных систем организма.

В многочисленных работах  по этому поводу указывается на значительную роль вестибулярного аппарата в развитии двигательной сферы. Даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики слабослышащих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество слабослышащих, у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями [15].

Эти положения можно  объяснить тем, что патологический процесс в слуховом анализаторе  изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестезического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности слабослышащих [6].

С точки зрения физиологии о состоянии двигательной сферы  можно судить по некоторым неврологическим  показателям. Данные, полученные в исследованиях  Букуна Н.И. свидетельствуют о том, что у 64% слабослышащих имеются  резкие изменения характера рефлекторного ответа и у 43% отмечено невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга (данный факт очень важен при проведении занятий физкультурой и спортом) [15].

Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств  наиболее выраженными являются прыжковые упражнения. У глухих мальчиков от 8 до 10 лет прирост прыгучести равен в среднем от 2,1 до 4,1 см, с 10 до 13 лет — от 1,9 до 4,4 см, от 15 до 17 лет равен 4,5 см [14].

У детей с недостатками слуха статическая выносливость в возрасте 7—8 лет ниже, чем у слышащих. К 9—10 годам глухие по уровню выносливости к мышечным усилиям приравниваются к слышащим. В возрасте 13—15 лет у всех школьников наблюдается невыраженное снижение статической выносливости, а к 16—17 годам их показатели приближаются к результатам их слышащих сверстников [14].

Слабослышащие по показателям общей выносливости приближаются к слышащим. Если в динамике силы мышц резкий рост наблюдается в 14—15 лет, то выраженный скачок выносливости характерен в 17—18 лет.

Межиндивидуальные колебания выносливости у глухих и слышащих 8-ми лет выражаются соответственно в 9—26 с и 17—28 с. В последующие возрастные периоды (13—16 лет) колебания статической выносливости составляют 14—21 и 30—44 с у глухих и 23—31 и 36—50 с у слышащих.

Рассмотренные изменения мышечной силы, статической и общей выносливости характеризуют внешнюю форму деятельности двигательного аппарата, точнее, сократительную возможность мышц и их готовность к нагрузкам [15].

К 16—17 годам уровень  общей выносливости подростков с недостатками слуха почти сравнивается с уровнем выносливости слышащих и зависит главным образом от состояния кардиореспираторной системы.

Таким образом, своеобразие  психического и физического развития глухих и слабослышащих детей обусловлено рядом причин: функциональным нарушением отдельных физиологических функций, общей соматической ослабленностью, отставанием в психическом развитии (иногда сопровождающимся задержкой психического развития, умственной отсталостью), недоразвитием или отсутствием речи. Последнее в работе с глухими школьниками приобретает особую значимость, если иметь в виду то исключительное влияние речи на психическое и физическое развитие глухих детей, которое было показано в исследованиях общей и специальной психологии [16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методологические основы научного исследования

2.1 Объект, предмет,  цель и рабочая гипотеза исследования

 

Объектом данного исследования является процесс адаптивного физического воспитания слабослышащих детей в специальном общеразвивающем учреждении.

Предмет исследования – методика развития силовых способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: рассмотреть причины и симптомы проявления нарушения слуха, основные методы его коррекции средствами адаптивной физической культуры.

Рабочая гипотеза: методика развития силовых способностей повышает уровень физической подготовленности слабослышащих детей младшего школьного возраста, что положительно сказывается на развитии психических функций (восприятие, внимание, мышление, эмоции, воля); статодинамических, сенсорных.

 

2.2 Задачи и  методы исследования

 

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу, позволяющую раскрыть причины нарушения слуха;

2. Изучить методики коррекции данного дефекта.

 

Для решения задач, поставленных в работе, использовались следующие методы исследования:

  1. Методы анализа литературных источников по данной проблеме:
  2. Методы педагогического эксперимента;
  3. Методы тестирования (контрольные испытания);
  4. Методы математической статистики.

 

2.3 Организация  исследования

 

В исследовании принимали  участие глухие дети дошкольного  возраста 5-7 лет, специальной (коррекционной) школы – интернат I вида г. Кирова. Эксперимент проводился с мая 2008 года по февраль 2009 года. Дети занимались 3 раза в неделю по 30 мин. Использовалась разработанная методика для развития силы. Контрольные испытания проводились в начале и конце эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. «Выявление патологии органа слуха». Володин Н. Н. «Российский вестник перинатологии  педиатрии» № 5 2000 г.
  2. « Нарушения  слуха и их коррекция у детей». Богомильский М. А., Сапожников Я. П. «Медицинская газета» № 30 2000 г.
  3. «Организация отолорингологической помощи в спец. школах-интернатах для слабослышащих детей» Кузнецов В. С. «Московский  НИИ уха, горла, носа» 2002 г.
  4. Кириллова Л. И. «О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем» Дошкольное воспитание, 1998г. № 1 с. 67-70.
  5. «Основы обучения и воспитания аномальных детей» Под ред. Дьячкова А. И., Академия пед. наук.- М.: Просвещение, 1985г. с.152-156.
  6. «Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения». Под ред. Розановой Т. В.; НИИ дефектологии Акад. Пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1991г.
  7. «Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников» Ю. А. Пеганов, А. Г. Спицин «Дефектология.-1998г. №2 с. 37-48.
  8. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф.. Произношение: школа глухих .- М.: Просвещение, 1989г.
  9. «Основы обучения и воспитания аномальных детей» под ред. А. И. Дьячкова; Академия пед. наук.-М.: Просвещение, 1985г.
  10. «Сурдопедагогика» Учеб. Пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов Л. В. Андреева, К.А. Волкова –М.: Просвещение, 1989г.
  11. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под. ред. Л.Д. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003г.
  12. Поражения ЛОР-органов у детей // Вестник отоларингологии. – 2002г. - №1 с. 4-6
  13. Актуальные вопросы диагностики и лечения патологии уха: материалы научно-практической конференции, / А.Н. Храбриков. – Киров: КГМА, 1998г.
  14. Патофизиологические механизмы заболеваний слухового аппарата у детей // Вестник отоларингологии. – 2001г. - №6 с. 56-60
  15. Особенности функционального состояния ЦНС у детей с нарушением функции слухового анализатора // Вестник отоларингологии. – 2003г. - №2 с. 28-30
  16. Комарова Ж.Е. Некоторые особенности отоларингологических больных // Медицинская сестра. – 2004г. №6. с. 38-40
  17. Практическое руководство по детским болезням / под редакцией В.Ф. Коколиной. М.: МЕДПРАКТИКА-М, 2003. – Т.1: Отоларингология
  18. Шеврыгин Б.В. Болезни уха, горла, носа у детей: справочник. – М.: Авиценна, ЮНИТИ 2001г.
  19. Богомольский М.Р. Детская отоларингология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005г.
  20. Пальчук В.Н. Болезни уха, горла, носа: учебник. – М.: Медицина, 2005г.
  21. Полунин М. Медико-социальные аспекты тугоухости у детей // Российский медицинский журнал. 2005г. №4. – с. 13-14
  22. Шанина Г.Е. Адаптивная физическая культура как фактор социального здоровья лиц и ограниченными возможностями // Теория и практика физической культуры. – 2003г. - №1. – с. 56-57
  23. Осипов Л.Р. Характер и особенности работы инструктора ЛФК // Медицинская помощь. – 1997г. №4. – с. 55-56
  24. О слабослышащих детях // Семейный доктор. – 2002г. - №3. – с. 18-21
  25. Физическая реабилитация: учебник для студентов вузов / Бирюков А.А. Р.-н-Д. Феникс, 2004г.
  26. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: учебник. – М.: Медицина, 2004г.

Информация о работе Методика развития силовых способностей у слабослышащих детей дошкольного возраста