Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:16, реферат
Авторская программа – вид образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся:
новизной;
актуальностью;
предназначенной для решения определённой проблемы в образовании.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Кафедра педагогики
Методика составления авторской программы
Реферат.
Выполнила:
Магистрант заочного отделения
группы МПУОС 3 -14-З
Сидорова Н.В.
Руководитель к.п.н.
Абрамова Н.Н.
Методика составления авторской программы
1. Определение авторской программы, обоснование написания, условия создания.
Авторская программа – вид образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся:
Авторская программа – результат интеллектуального труда педагога и является результатом его исследовательской работы:
Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо вариант собственного подхода автора к традиционным темам.
Исходной основой для разработки авторской образовательной программы могут служить примерная (типовая) образовательная программа, поскольку задаётся некий базовый минимум, т.е. базовые параметры тех знаний, умений, навыков, которые должны быть освоены.
От данного базового минимума и следует отталкиваться педагогу при создании собственных программ:
Если примерная (типовая) программа видоизменена на треть и более она становится модифицированной (коррективы которой не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, структуры занятий, присущих исходной программе).
Авторская программа – это программа, полностью созданная педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежащей ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
Цель создания авторской программы: решение определённой проблемы в образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.
Отличительным признаком (обоснованием) авторской программы может служить то, что она создаётся педагогом
Педагог, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.
Первое обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям
Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Осознавая это, автор программы должен быть готов ответить на вопросы:
В чём смысл программы?
Каким представляется результат реализации программы?
В чём новизна и степень авторства?
Соответствует ли авторская идея реальным потребностям детей, их интересам и ожиданиям?
Какие преимущества от программы получат дети?
Есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении?
Есть ли достаточные условия (материальные, технические, финансовые) для осуществления программы в действительности?
Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы, свою готовность не только написать интересно, грамотно и профессионально текст, но и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить её.
2. Построение программы согласно принципам дидактики
При разработке любой, в т.ч. авторской, образовательной программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:
3. Требования к составлению авторской образовательной программы
К авторской программе как к официальному документу предъявляются определённые требования общецелевые и концептуально-содержательные.
Общецелевые требования, отражают
Требования концептуально-содержательного плана. Эти требования подразумевают тщательную проработку концепции с учётом перспектив развития детского объединения, соблюдение логики выбранной темы.
Общий замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос «как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального результата?». При формулировке замысла необходимо учесть:
4. Технология создания авторской программы
Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд последовательных действий, которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), утверждение программы.
В первый блок входят:
- Концептуальное осмысление педагогом собственного опыта (разработка ведущих идей, принципов, замысла, основных целей и задач) и изучение существующих работ в данной области (типовых и авторских программ, практической работы других педагогов).
- Обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы (изучение психолого-педагогической литературы, апробация отдельных методик).
Второй блок
- Создание образа программы – формулирование темы, конструирование учебного и развивающего содержания, определение разделов учебно-тематического плана.
- Написание содержания самой авторской образовательной программы.
Третий блок
5. Алгоритм написания авторской образовательной программы
Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм:
6. Структура авторской образовательной программы
Структура авторской образовательной программы содержит следующие основные блоки:
Концептуальный:
Пояснительная записка
В пояснительной записке даётся обоснование и
Вот здесь необходимо выполнить второе обязательное условие написания авторской программы –отличие её от уже существующих образовательных программ.
При формулировке обоснования
- необходимости создания авторской программы;
- влияние предлагаемых занятий на становление личности ребёнка в целом на развитие его способностей;
- изложение педагогом собственных взглядов на работу с детьми в условиях детского объединения дополнительного образования.
А также указать:
- её отличие от типовой (базисной) программы;
- ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа ключевые понятия, которыми оперирует автор и др.
Учитывая авторский характер
программы, следует постараться дать определения целей и задач таким образом,
чтобы в них прослеживались общая оригинальность
Принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в систему образовательной деятельности.
Следовательно, при описании ожидаемых результатов необходимо указать: какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.
Информация о работе Методика составления авторской программы