Методика формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:26, контрольная работа

Краткое описание

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. Общая характеристика психологических особенностей
детей дошкольного возраста…………………………………………3
2. Методические приемы формирования пространственных представлений детей дошкольного возраста……………………...8
3. Современные педагогические технологии……………………........13
4. Исследование уровня сформированности временных
представлений у старших дошкольников Чугуевского отделения
социальной реабилитации КГА УСО «АСРЦН «Ласточка»………14
5. Заключение…………………………………………………………….16
6. Список используемой литературы………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.docx

— 67.21 Кб (Скачать файл)

Закрепление умений определять части суток следует осуществлять, обязательно применяя наглядный метод, используя картинный материал в виде одной картинки или серии сюжетных картин. Полезно проводить дидактические игры, при которых дети по заданию воспитателя отбирают среди множества сюжетных картин о разных частях суток картинки, например, характерные для вечера. Для закрепления знаний детей полезно чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия. Также можно использовать простые словесные игры для активизации словарного запаса дошкольников.

После того, как дети научатся определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время: положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба, сила ветра, и др. С этой целью на прогулках организуются наблюдения за данными явлениями природы.

Для определения частей суток  используются карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток. Следующим этапом работы с карточками является подбор цвета для каждой части суток (утро - голубой, день - желтый, вечер - серый, ночь - черный). Цветовой символ должен даваться как условный знак, тогда детям будет легче воспринимать его в качестве носителя определенной информации. Дети соотносят цветные карточки с сюжетом картинки. В дальнейшем детям предлагаются только цветные знаки и по ним закрепляются названия частей суток.

Когда дети усвоят названия частей суток: научатся определять по характерным действиям и объективным показателям, правильно называть каждую из них и запомнят соответствующие цветовые знаки, можно приступать к уточнению знаний о последовательности частей суток.

Приемы для усвоения понятия СУТКИ.

  • В ряд прикрепить четыре картинки с изображением частей суток, правильно называть каждую часть.
  • Обобщить одним словом - СУТКИ.
  • Дидактические игры «Назови соседей», «Назови все части суток», и т.д.

Для пояснения значений слов СЕГОДНЯ, ВЧЕРА, ЗАВТРА необходимо поговорить об одном ярком событии для детей трижды (например, кукольный театр будет завтра, на следующий день проговорить, что кукольный театр будет сегодня, и, наконец, что его показывали вчера). В процессе этой работы у детей складываются элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.

Знакомство детей с календарем должно происходить со старшей группы (5-6 лет), т.к. у детей старшего возраста есть необходимый запас количественных представлений и дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки в данном случае служат исходной мерой для знакомства с понятиями НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.

Для того, чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени была освоена детьми, ее необходимо представить в виде модели календаря. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длинный промежуток времени, месяц, год. Ф.Н.Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц и наступил новый, т.е. ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Систематическая работа с детьми по усвоению календаря способствует формированию у детей знаний о текущей дате, о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости. Формирование и развитие представлений о времени должно происходить не только в специально-организованных формах на занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), а также на занятиях по развитию речи, математике, рисованию, на прогулках, в игре, где создаются все условия для закрепления полученных временных представлений. [приложение 2, 3]

Познание пространственных отношений, связей и зависимостей в расположении объектов является процессом длительным и сложным. Пространственная ориентировка детей старшего дошкольного возраста осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.).

Ориентировка в ближайшем окружении, обстановке особо значима для ребенка в плане развития его самостоятельности.

По данным педагогического исследования Т. А. Мусейибовой, в понятие «пространственная ориентировка» ребенка старшего дошкольного возраста включается следующее:

  • Ориентировка и различение направлений, когда собственное тело ребенка является точкой отсчета. Различение: правая - левая, вперед - назад, вверх - вниз. Определение направления в статике (с обязательным называнием).
  • Определение местоположения окружающих предметов относительно себя (близко расположены, находятся на значительном расстоянии (видимом) и т. п.).
  • Определение своего местоположения относительно окружающих предметов («от объектов»).
  • Различение направлений в движении.
  • Ориентировка на предметах, выделение сторон: передняя, тыльная, верхняя, нижняя, правая, левая.
  • Ориентировка в пространственных отношениях между предметами (использование в речи предлогов и наречий).
  • Ориентировка на плоскости (листа, стола), т. е. в двумерном пространстве.
  • Ориентировка на близком, далеком расстоянии, понимание перспективы (практическое).
  • Ориентировка в уличном движении.

Опыт ориентировки в пространстве накапливается у ребенка при выполнении разных действий, режимных процессов; чаще всего разные виды ориентировки «сосуществуют». Несмотря на это, следует соблюдать логику в усложнении, которая базируется на знании актуального уровня развития ребенка. Усложнение (от возраста к возрасту) состоит:

  • в увеличении количества вариантов пространственных отношений;
  • в повышении точности различения их детьми и поименованное соответствующими словами;
  • в переходе от узнавания к воспроизведению пространственных отношений, в том числе между субъектом и окружающими его объектами;
  • в переходе от ориентировки в специально организованной развивающей среде к ориентировке в окружающем пространстве;
  • в обобщенности представлений и способов действий, переходе от практически-действенного способа пространственной ориентации к зрительной ориентировке.

  Показателем развития пространственных представлений является постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).

Таким образом, рациональное сочетание педагогических технологий, основанных на непосредственном восприятии пространственных отношений и отображении их в виде схемы, плана, ускоряет процесс освоения пространства детьми, обеспечивает жизненность представлений и перенос их в другие ситуации.

  1. Современные педагогические технологии и приемы формирования пространственных представлений детей дошкольного возраста.

Педагогическая технология - это научно обоснованный выбор характера воздействия, в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности ребенка и воспитателя.

Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе воспитанника на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной деятельности. Реализация этих функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.

Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • какие элементы составляют педагогическую технологию;
  • каково их необходимое и достаточное присутствие;
  • в какой взаимосвязи они находятся;
  • какие общие и специфические функции каждого элемента.

Для детей дошкольного возраста применимы, в большей степени, игровые технологии, основанные на их ведущей деятельности - игре. В зависимости от возрастной категории дошкольника, в большей или меньшей степени применяются практические и игровые приемы и методы. Так, например, к детям раннего и младшего возраста наиболее успешно применяется технология Марии Монтессори, для детей среднего возраста будут понятны технологии моделирования, а дети старшей и подготовительной к школе групп могут участвовать и в дальнейшем сами разрабатывать технологии проектирования. Для развития пространственных и временных представлений в воспитании и обучении дошкольников применимы следующие педагогические технологии:

  • технология М.Монтессори;
  • технология моделирования;
  • мнемотехнологии;
  • игровая технология;
  • технология интеграции деятельности детей дошкольного возраста;
  • технология ТРИЗ;
  • технология проектирования;
  • логоритмика и ритмопластика;
  1. Исследование уровня сформированности временных представлений у старших дошкольников Чугуевского отделения социальной реабилитации КГА УСО «АСРЦН «Ласточка».

С целью проверки уровня сформировонности представлений о времени у старших дошкольников было проведена диагностика. Диагностика проводилась в два этапа,  в начале программы и в заключении, в рамках  программы «Дошкольник», составленной  на базе  программ "Программа воспитания и обучения в детском саду " под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и «Детство».

В исследование приняли участие 6 детей.

В качестве критериев исследования  определялись следующие компоненты:

1. Знание представлений  детей о последовательности частей  суток, дней недели, месяцев года и их последовательность;

2. Умение различать длительность временных интервалов;

3. Применение речевых  умений в формирование представлений о времени;

На основе критериев были выделены уровни:

1. Высокий уровень –  10-12 баллов:

  • Знает и называет части суток, дней недели, их последовательность;
  • Определяет, какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
  • Знает, из каких месяцев состоит то или иное время года;
  • Умеет определять время года по цикличности природных явлений.

2. Средний уровень –  6-9 баллов:

  • Затрудняется в название частей суток, дней недели их последовательности;
  • Затрудняется в определение, какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
  • Не точно знает название месяцев, путает, из каких месяцев состоит то или иное время года;
  • Затрудняется в определение времени года по цикличности природных явлений.

3. Низкий уровень - 5 и ниже баллов:

  • Не знает части суток, дни недели, их последовательность;
  • Не определяет, какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
  • Не ориентируется в названиях и последовательности месяцев года;
  • Не умеет определять время года по цикличности природных явлений.

Оценка знаний дошкольника оценивалась по следующим показателям:

1 бал – Если ребенок  отвечал  на вопросы  только с помощью педагога.

2 балла – Если ребенок ответил на вопросы частично с помощью педагога

3 балла – Если ребенок отвечал на вопросы самостоятельно.

  Результаты диагностики  приведены. [приложение 3]

  Дети, поступающие в отделение, зачастую   не посещают детские дошкольные учреждения и из семей, имеющих статус СОП или ТЖС. Поэтому, в заключительной диагностике несовершеннолетние    имеют в среднем низкий уровень знаний. Часто после окончания реабилитации показатели уровня меняется не значительно, или остается на прежнем уровне.

Заключение

В формировании у детей пространственных и временных отношений воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др.). Широко используется разнообразный наглядный материал: раздаточный и демонстрационный.

Информация о работе Методика формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста