Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:17, курсовая работа
Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей первой деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.
Должны ли в воспитании и обучении учитываются индивидуальные особенности?
Введение
Глава I. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников
1.1. Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия.
1.2. Психологические особенности в реализации индивидуального воспитания.
1.3. Возрастные особенности в использовании индивидуального подхода.
Глава II. Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении младших школьников
2.1. Критерии индивидуального подхода к ученикам
2.2. Организация индивидуальной работы учителя с детьми.
2.3. Индивидуализация в обучении математике младших школьников.
Заключение
Литература
Сегодня часто поднимается
вопрос о необходимости
Первая заключается
в методике обучения, которая
долгое время ориентировала
Вторая причина кроется
в том, что учащиеся объективно
отличаются друг от друга
Первая из указанных
причин в настоящее время
Многим учителям знакомы
трудности, которые связаны с
организацией на уроке
Низкий уровень. Восприятие
задачи осуществляется
Средний уровень. Восприятие
задачи сопровождается её
Высокий уровень. На
основе полного всестороннего
анализа задачи ученик
Очевидно, что то обучающее
воздействие, которое целесообразно
для умственной деятельности
высокого уровня, окажется недоступно
для понимания и усвоения на
низком уровне. Поэтому для повышения
эффективности обучения
Отмеченные выше особенности
умственной деятельности
Широкие возможности
для совершенствования работы
над текстовой задачей имеются,
как известно, в приеме моделирования.
В своей работе дети учатся
моделировать не только
Для того, чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведенное для этого на уроке, можно использовать индивидуальные карточки-задание, которые готовятся заранее в трех вариантах (для трёх уровней). Эти карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. В размноженном виде они предлагаются учащимся в виде печатной основы. Ученик выполняет задание письменно в специально отведенном для этого месте.
Приведем примеры таких
карточек. Отметим, что из этических
соображений в предлагаемой
Задача.(III кл.). От двух пристаней, расстояние между которыми 117 км, отправились одновременно навстречу друг к другу по реке два катера. Один шёл со скоростью 17 км/ч., другой – 24 км/ч. какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?
1 уровень.
Рассмотри чертеж к задаче и выполни задания:
17 км/ч
117 км
а) обведи синим карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние.
б) обведи красным карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером за два часа. Вычисли это расстояние.
в) рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние.
г) прочитай вопрос задачи и обозначь дугой на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.
Если задача решена, то запиши ответ.
Ответ:
Рассмотри ещё раз задание I и запиши план решения этой задачи (без вычислений).
Проверь себя! Ответ: 35 км.
У данной задачи
есть более рациональный
Дополнительное задание.
Рассмотри другой способ решения данной задачи. Запиши пояснения к каждому действию и вычисли ответ.
17+24=
…х2=
117-…= Ответ: … км
2 уровень.
Закончи чертеж к задаче. Обозначь на нём данные и искомые:
Рассмотри «дерево рассуждений» от данных к вопросу. Укажи на нем последовательность действий и арифметические знаки каждого действия.
17 км/ч 24 км/ч
скорость сближения
расстояние пройденное ?
двумя катерами
?
расстояние между катерами.
Пользуясь «деревом рассуждений», запиши план решения задачи.
Запиши решение задачи:
а) по действиям,
б) выражением.
Ответ
Дополнительное задание.
Пользуясь чертежом, найди другой способ решения задачи и запиши его. (т.к. другой способ решения более очевиден, учащиеся могут найти его самостоятельно, без вспомогательных средств).
по действиям с пояснением
выражением.
Ответ.
Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами.
3 уровень.
Выполни чертеж к задаче.
Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения. Составь к этому способу «дерево рассуждений» (дети самостоятельно составляют «дерево рассуждений» как во втором варианте).
Запиши план решения задачи в соответствии с «деревом рассуждений».
Пользуясь планом, запиши решение задачи:
по действиям;
выражением.
Ответ:
Проверь себя! Ответ задачи: 35 км.
Дополнительное задание.
Узнай, какое расстояние будет между катерами при той же скорости и направления движения через 3 часа? 4 часа?
В заданиях намеренно
как бы изолируется план
Дифференцированную работу на уроке можно проводить и при работе над ошибками в решении задач.
Приведем примеры
Учащимся, которые успешно
справляются с решением задач,
предлагаются
Учащимся были предложены задачи:
Коробка цветных карандашей стоит 12 копеек. Кисточка в 3 раза дешевле коробки карандашей, а книга на 28 копеек дороже, чем кисточка. Сколько стоит книга?
Хозяйка купила 16 кг огурцов. Она разложила их в 4 банки по 3 кг в каждую. Сколько килограмм огурцов у неё осталось?
Мама купила 3 метра шёлка по 4 рубля за 1 метр и столько же метров шерсти по 7 рублей за 1 метр. Сколько денег она уплатила за всю покупку?
С учётом ошибок
были составлены следующие
Для учеников, которые самостоятельно справились с решением всех трех задач:
Составь задачу по выражению
(48:8)х6
2. Решите задачу: « За три стула заплатили 27 рублей. Сколько можно купить стульев на 63 рубля?».
Измени вопрос задачи так, чтобы ответ на него был найден умножением.
3. На какие вопросы можно ещё ответить пользуясь данными задачи №1. Запиши эти вопросы и ответы на них
Прочитай задачу №2. Во сколько банок можно разложить оставшиеся огурцы и сколько кг огурцов останется после этого.
Составь обратную задачу к задаче №1 и реши её.
Для учеников, допустивших ошибки.
I. Со вспомогательными вопросами к задаче.
К задаче №2:
Ответьте на вопросы:
что означает число 3 в условии задачи ( 3 кг огурцов в одной банке)
можно ли узнать сколько кг огурцов в 4 банках? (можно 3х4=12 кг)
хозяйка купила огурцов больше или меньше 12 кг? (больше)
Запиши решение.
К задаче №3:
Прочитай условие задачи. Что означает: столько же метров шерсти? Запиши эти слова числом и реши задачу.
II .C дополнительными указаниями.
К задаче №1:
Дешевле – значит меньше;
Дороже – значит больше.
Замените слова дороже и дешевле словами больше и меньше и решите задачу.
К задаче №2:
Узнайте сначала сколько кг огурцов в 4 банках, а затем ответьте на вопрос задачи.
III. С дополнительной
К задаче №1:
КОРОБКА – 12 коп.
|
КИСТОЧКА - в 3 раза больше
|
КНИКА - на 28 коп. меньше
К задаче №2:
Рассмотри чертеж, что означает на нем каждая величина?
16 кг