Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определить роль познавательной активности школьников, при изучении курса информатики.
Объект исследования - учебный процесс по изучению курса информатики.
Предмет исследования - педагогические условия и принципы, способствующие развитию познавательной активности учащихся в курсе информатики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Развитие познавательной активности как педагогичесая проблема 7
1.1. Проблема равития позновательной активности в научно-педагогической литературе 7
1.2. Сущность и значение понятия «познавательная активность» 11
ГЛАВА II. Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника 17
2.1. Из опыта учителей по активизации мыслительной деятельности ………. школьников 17
2.2. Методика развития мыслительной активности школьника 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 5 курс информтика.docx

— 69.61 Кб (Скачать файл)

Таким образом, очень важно чтобы практическая деятельность носила познавательный или развивающий характер, поэтому необходимо давать меньше инструкций и больше самостоятельной исследовательской, поисковой деятельности.

 

    1. Сущность и значение понятия «познавательная активность»

 

В нашей социальной среде нужны люди с высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем подготовки, которые могли бы решать важные экономические, политические, научные вопросы. Познавательная активность является очень важным качеством личности человека и формируется у школьников в процессе обучения.

Проблема активизации познавательной деятельности школьников, находилась в центре внимания педагогов и учёных с давних времен. Деятельность педагога доказывает, что сам процесс обучения школьников проходит успешнее, если учащийся проявляет познавательную активность при изучении материала.  Данное явление фиксировано в педагогической литературе как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Способы реализации данного принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность». В содержании понятия «познавательная активность», можно выделить множество направлений. Многие ученые рассматривают познавательную активность как естественное желание школьников к изучению предмета.

Стремление узнать что-то новое проявляется у детей с первых дней жизни. Педагоги касались рассмотрения проблемы развитие учащихся. Д. Локк в работе «Мысли о воспитании» говорит об идее единства физического и духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При хорошей физической подготовке  легко двигаться вперед к намеченной цели. В примере единства физического и духовного развития, авторы указывают на важные педагогические средства развития познавательной активности. Удерживая интерес к занятиям, следует их заканчивать раньше наступления момента утомления, тогда у ребенка сохраняется впечатление от первого занятия. Отсюда можно выделить педагогическое средство - регулирования учебной нагрузки и её дозирование в зависимости от утомляемости школьников.

Учащийся стремится узнать много нового, старается развиваться в учебном процессе, при этом его направляет учитель и старается организовать учебную деятельность так, чтобы в неё вносились разные стороны его психической деятельности. Очень популярна ещё одна точка зрения: познавательная активность осознаётся нами как характеристика деятельности школьника, а именно ее напряженность. Большое количество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Такие учёные как: Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н.[6, с.220], Ламберг Р.Г.[13, с.27] изучали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельное изучение дисциплин ведёт за собой повышение уровня познавательной  активности.

Познавательная активность несёт учащимся определенный интерес к получению новых знаний, умений и навыков, а также целеустремленность и постоянную потребность в использовании различных способов действий расширения кругозора. Ещё несколько учёных, говорило о познавательной активности как качестве личности. Г.И. Щукина даёт такое определение  «познавательной активности». Познавательная активность - качество личности, которая включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, тогда когда учащийся сам тянется к знаниям. Всё это является структурой  личностных качеств учащегося,  потребности и интересы которого, отмечает содержательная характеристика [22, с.240].

Главным образом, проблема активизации познавательной деятельности на личностном уровне сводится к анализу мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А. Красновский определяет познавательную деятельность как: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»[13, с.18].

Исследования в области обучения младших школьников раскрывают весь процесс становления познавательной активности учащихся и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления.

Исследования, воспроизведенные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них хранятся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации.

Анализируя учебную литературу по проблеме активизации познавательной деятельности можно сказать, что этот термин учёные понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

Также некоторые ученые определяют процесс познавательной деятельности или познавательной активности школьников как целенаправленную деятельность, которая ориентирована на становление индивидуальных характеристик в учебно-познавательной работе. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина [23, с.345] развитие познавательной активности реализовывается путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:

  • Репродуктивно-подражательная активность, с её помощью опыт деятельности одного человека накапливается через опыт другого;
  • Поисково-исполнительная активность; данная активность требует высокого уровня самостоятельности от учащегося. На этом уровне учащийся должен понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
  • Творческая активность также требует высокого уровня самостоятельности, потому что сама задача может ставиться учащимся, и пути ее решения выбираются новые, более оригинальные.

Активизация познавательной деятельности представляет собой идеальный вариант тогда, когда ее становление происходит постепенно, не расходится с логикой изучения предмета и окружающего мира.

Таким образом, проведённый анализ определяет познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое помогает учащемуся убедиться в необходимости обучения, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к действиям и самой познавательной деятельности.

 

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

 

2.1. Из опыта  учителей по активизации мыслительной  деятельности школьников

 

При системной работе учителя по активизации мыслительной деятельности школьников  выделяют три уровня: уровень логического мышления, уровень понимания и уровень творческого мышления.

Понимание - универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, сообщаемая учителем или книгой [24, с.201].

В ходе сообщения нового материала учитель даёт новые знания, строит теоретические доказательства и делает выводы. Новый теоретический материал  учителя может сравнивать, классифицировать и обобщать. Также в ходе объяснения материала учитель выполняет сам все мыслительные операции такие как: анализ, синтез, обобщение; приёмы умственной деятельности, именно сравнение, классификация, определение и приёмы логических доказательств.

Перед учащимися стоит более простая задача: проследить за ходом и результатами проводимого учителем анализа, синтеза, обобщения, сравнения и т. д., проследить за логичностью, непротиворечивостью, доказательностью вывода. Все это требует от учащихся определенных умственных усилий, определенной аналитико-синтетической деятельности.

Мыслительная активность необходима и при изучении какого-либо текста. В нём нужно выделить главную мысль, другими словами, понять, о чём идёт речь, а также соотнести конкретные примеры и факты с доказываемым положением. Обычно, объяснение учителем материала рассчитано на определённый класс, а в используемом ими учебнике это сделать невозможно потому как, для усвоения текста учебника требует от учащихся больших усилий, чем объяснения учителя.

Понимание учащимися материала это в первую очередь усвоение определённых знаний и вместе с тем развитие их мышления и познавательных способностей. Собственно в самом процессе понимания учащиеся усваивают, как именно нужно проводить логические рассуждения, анализ, синтез, обобщение  и выполнять разные мыслительные действия

Глубокое понимание учащимися сообщаемого материала есть условие усвоения ими знаний и одновременно школа развития их мышления, их познавательных способностей. Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт проведения логических рассуждений, анализа, синтеза, абстракции и обобщения, опыт выполнения различных умственных действий (сравнения, противопоставления, сопоставления, классификации, определения). Усвоение приёмов мыслительной деятельности, происходит через повторение учениками рассуждений учителя. Вследствие чего понимание учащимися материала является предпосылкой самостоятельного решения познавательных задач, а также первой ступенью их мыслительной активности.

Системная работа по активизации мыслительной деятельности, прежде всего, должна включать в себя приёмы, направленные на мыслительную деятельность учащихся в процесс восприятия ими материала, который излагается учителем. Необходимо также иметь четкое представление о том, какие приемы и методы объяснения материала обеспечивают успешное усвоение и способствуют всестороннему развитию мышления учащихся.

Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции для самостоятельного решения познавательных задач.

На данном уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать и изучать объекты, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, объяснения, выводить формулы, анализировать их, выявлять экспериментальные зависимости и т.д. Для этого учитель организует мыслительную деятельность учащихся, так чтобы задания предусматривали выполнение одного из указанных умственных действий или их различную совокупность.

И логическое мышление, и понимание представляют собой физиологическую основу мышления, но разнятся между собой по своему источнику и дидактической функции.

В процессе мышления учащийся самостоятельно делает выводы, а в процессе понимания уясняет тот смысл вывода, который делает учитель.

 При понимании происходит  осмысление и усвоение готового  сообщения, при мышлении выводится  новое знание. Как говорилось ранее, мышление и понимание  разнятся между собой. Поэтому учащемуся проще проследить за тем как строится мысль, как доказывается, чем сделать этот вывод на основе собственной аналитико-синтетической деятельности.

Творческое мышление – это нечто созидающее, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям и открытиям. Творческое мышление делается на три этапа:

На I этапе возникает проблемная ситуация, которая требует анализа самой проблемы.

На II этапе происходит поиск решения данной проблемы. Решение проблемы происходит в ходе её подробного анализа на основе уже имеющихся знаний. В случае нехватки знаний об изучаемом объекте исследования их можно пополнить, прочитав надлежащую литературу или выполнить необходимые экспериментальные исследования.

На III этапе творческого мышления происходит решения проблемы и его проверка. Сам принцип решения осуществится в виде отдельных результатов творчества: решение новой задачи, обоснований и разработка конструкций, теорий. Полученное решение проверяется экспериментально и  согласуется с другими теоретическими данными.

Такая структура творческой деятельности  выделяет значимые черты

творческого мышления. Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость, критическое мышление, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, решению задач в условиях полной детерминированности.

В учебном процессе к учебным заданиям, часто относятся те задания, принцип  выполнения которых не указан или не известен учащимся. Этот принцип формулируется учащимися самостоятельно, в ходе анализа задания, на основе имеющихся у них знаний и накопленного опыта при решении нестандартных задач.

Выделенные три условия мыслительной деятельности могут быть основой системной работы учителя по активизации мыслительной деятельности школьников.

Исходным моментом в этой работе должно быть обеспечение глубокого понимания учащимися учебного материала, который излагается учителем или в книге на первом уровне его использования. В ходе систематической работы, обеспечивающей глубокое понимание учащимися материала, могут применяться различные приемы и задания, требующие от учащихся самостоятельного решения познавательных задач урока на II и III уровнях мыслительной активности.

Таким образом, именно при самостоятельном осмыслении учебной задачи, учащийся вырабатывает свой собственный способ умственной деятельности, находит персональный стиль работы и закрепляет навыки пользования мыслительными операциями.

 

2.2. Методика развития мыслительной активности школьника

 

Развитие личности - изменение ее количественных и качественных свойств, а именно развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. При обучении и воспитании  детей, большое влияние оказывают возрастные изменения не только на психику, но и на мыслительную активность. Учащиеся школьного возраста продуктивно усваивают способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, а также психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевают теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Школьники активно развивают свои способности и личные качества, которые ложатся в основу развития их мыслительной активности и как следствие повлияют на успешность в учебной деятельности [19, с.212].

Информация о работе Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника