Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 15:27, курсовая работа
Цель исследования - определить роль познавательной активности школьников, при изучении курса информатики.
Объект исследования - учебный процесс по изучению курса информатики.
Предмет исследования - педагогические условия и принципы, способствующие развитию познавательной активности учащихся в курсе информатики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Развитие познавательной активности как педагогичесая проблема 7
1.1. Проблема равития позновательной активности в научно-педагогической литературе 7
1.2. Сущность и значение понятия «познавательная активность» 11
ГЛАВА II. Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника 17
2.1. Из опыта учителей по активизации мыслительной деятельности ………. школьников 17
2.2. Методика развития мыслительной активности школьника 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Мыслительная активность школьника рассматривается как вечно меняющееся качество или свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Инициативность, самостоятельность, активность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития мыслительной активности школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка.
Основными характеристиками мыслительной активности являются:
Мыслительная активность человека наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии. Нами были обнаружены следующие способы и условия, способствующие развитию мыслительной активности школьника на уроках информатики:
Всем этим условиям отвечают уроки информатики. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития мыслительной активности школьника актуальны, важны для каждого педагога.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и вызвать их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Поэтому уроки информатики в начальной школе вносят наиболее весомый вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности детей.
Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности. Поэтому каждому учителю необходимо ставить перед собой следующие задачи:
Становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо понимать, что от того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроках, зависит то, как они в дальнейшем будут рассуждать, думать, доказывать, творчески мыслить, применять изученное в различных ситуациях. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся и повысить интерес на каждом этапе урока информатики, необходимо работать, на наш взгляд, в инновационном режиме, используя информационные технологии, что и является основным направлением модернизации образования. В этом огромную роль играет изучение курса информатики в начальных классах. Этот курс и вносит значимый вклад в развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Рассмотрим задачи обучения информатики в школе:
У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Этим тоже можно объяснить необходимость изучения основных понятий информатики в начальных классах.
Целесообразность изучения информатики в начальных классах подтверждается результатами обучения:
Изучение информатики гарантирует реализацию межпредметных связей и преемственности со средней школой.
Уроки это своеобразная оболочка, которая должна наполняться содержанием основных уроков. Например, после изучения темы «Классификация» можно предложить задания на классификацию объектов на уроках русского языка, математики, окружающего мира и так далее на соответствующем программном материале. Этому же способствуют темы: «Признаки», «Множество и его элементы», «Истина», «Алгоритм», «Волшебная цепочка». Таким образом, один раз в неделю на уроке «Информатика» дается новый материал, который потом в течение недели закрепляется на всех остальных уроках и наоборот.
Результатом работы является развитие грамотной речи, умение детей слушать и слышать друг друга, проявление познавательных интересов, применение знаний на других уроках.
Известно, что если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт наталкивает на мысль применять новые информационные технологии на любом уроке. Правильное использование компьютера решает проблему дефицита подвижной наглядности, например, с помощью программы Power Point.
Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности [21, с.29].
Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время при проверке домашнего задания, также при организации фронтального опроса, и организации индивидуализации обучения.
Считаем полезным также использование информационных технологий в виде мультимедийные игры при устном счете, при умножении и делении, сложении и вычитании, также для развития внимания и памяти, воображения и мышления. Например, ведущий прием уроков на тему «Разные общие названия одного отдельного объекта», «Отличительные признаки разных объектов в группе» ситуация игры и поиска [17, с.167]. Из серии картинок учащиеся находят рисунки предметов одинаковых по одному признаку, но разных по другим признакам. Классифицируют их по группам или же объединяют их в одну группу. В итоге к нужному выводу дети приходят на основе наблюдений и сравнений, иногда и эксперимента.
Таким образом, использование информационных технологий и уроки информатики дают возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования.
Показано, что компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебно-познавательной деятельности в начальной школе. Сформулируем основные приемы, способствующие развитию мыслительной активности школьников на уроках информатики:
Сформулируем несколько основных принципов организации урока информатики для школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.
1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе обучения. Для детей 5-12 лет игра преобладает над другими видами деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детей естественны.
2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.
3. Высокая степень
4. Максимальное использование
мультимедийных возможностей
5. Создание обстановки
психологического комфорта на
уроке. Этому в значительной мере
способствуют простые и
6. Всестороннее использование
знаний школьных предметов. Применение
на уроках информатики
Перечисленные принципы организации уроков информатики в начальной школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Актуализация познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом информатики, а с использованием компьютерных технологий. Широкое использование компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные с информатикой шансы стать любимым детьми.
Информация о работе Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника