Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа
Объект исследования - методика преподавания русского языка.
Предмет исследования - методика преподавания имени прилагательного в средней школе.
Целью исследования является изучение методики преподавания имени прилагательного в средней школе, а также сравнительный анализ систем упражнений по изучению прилагательных в стабильном учебнике авторского коллектива во главе с Т.А.Ладыженской и альтернативных УМК В.В.Бабайцевой и М.М.Разумовской.
Содержание
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, право, отношения, поведение, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способности оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Курс русского языка в средней школе, включая морфологию с ее задачами по изучению основных понятий грамматики, распределения слов по частям речи, а внутри частей речи - по семантико-грамматическим разрядам, распределения грамматических категорий и формообразования отдельных частей речи, является органической частью системы образования, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников.
На сегодняшний день для работы в основной школе по русскому языку рекомендуется три основные программы и три учебно-методических комплекса к этим программам. Это программа и стабильные учебники авторского коллектива во главе с Т.А.Ладыженской. Второй УМК В.В.Бабайцевой, третий - М.М.Разумовской.
Но с учетом того, что в российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который даёт педагогическим коллективам образовательных учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские, каждая школа стремится быть не похожей на другую и поэтому создаёт свою образовательную программу и свой учебный план. Идет активный процесс обновления содержания, организации форм и методов обучения.
Порой это приводит к тому, что образовательная программа носит подчас не целостный характер, а является набором новомодных, не всегда нужных предметов, преподавание которых ведётся не всегда на должном уровне, оставляя на традиционные предметы меньшее количество часов. И очень часто из курса русского языка средней школы убирают именно морфологический материал, забывая, что на сегодняшний день в методике преподавания русского языка одним из важнейших направлений является развитие морфологических умений учащихся.
Нельзя забывать, что задачей современной педагогики является формирование гармоничной развитой личности, а подобное гармоничное развитие невозможно без соответствующего уровня языкового развития, без очень высокого уровня общей культуры речи и богатого словарного запаса каждого отдельного ученика.
Известнейшие русские лингвисты и педагоги, как прошлого, так и нынешнего столетия обращали внимание именно на этот момент в образовании. И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский говорили о том, что необходимо, чтобы для ребенка в процессе обучения не осталось незнакомых слов и выражений. Усвоение языка играет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без морфологических умений и навыков.
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников распознавать части речи, правильно образовывать формы всех частей речи, уместно их использовать в собственной речи в соответствии со стилем и типом создаваемого текста, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения коммуникативной целесообразности выбора морфологических средств языка формируются в процессе изучения русского языка в начальной и средней школе. Результатом этого становится логически чёткая доказательная образная речь и тексты ученика - показатель его умственного развития.
Одной из важнейших частей речи является имя прилагательное. И хотя по данным В. П. Озерской в речевом развитии ребенка прилагательные проявляются сравнительно поздно: в 1 классе прилагательные составляют 1-2% от всего числа словоупотреблений, в 3 классе 6%, а 5-11 классах 8-9%1, именно изучение имени прилагательного позволяет детям находить для своих мыслей наиболее совершенную форму выражения, осознавать язык эстетически.
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время продолжается активный поиск новых методов и приемов изучения частей речи, в частности, имени прилагательного. Несмотря на то, что раздел «Морфология» представляет собой достаточно хорошо разработанную область методики обучения русскому языку, ряд методических вопросов, касающихся изучения имен прилагательных, требует дополнительного изучения.
К сожалению, очень не много отдельных исследований посвящено вопросу методике изучения имени прилагательного в средней школе. К исследованиям методики преподавания имени прилагательного можно отнести работы В. В. Бабайцевой, М. Т. Баркова, Г. А. Богдановой, А. М. Бородич, Ф. К. Гужвы, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, М. М. Разумовской, но это лишь малая капля в методике морфологии.
Таким образом, противоречие между возрастанием роли морфологических умений и навыков в воспитании гармоничной развитой личности, с соответствующим уровнем общей культуры речи и богатого словарного запаса, и недостаточным количеством анализа методических программ и технологий работы педагога по изучению имени прилагательного в средней школе определило выбор темы настоящей дипломной работы.
Объект исследования - методика преподавания русского языка.
Предмет исследования - методика преподавания имени прилагательного в средней школе.
Целью исследования является изучение методики преподавания имени прилагательного в средней школе, а также сравнительный анализ систем упражнений по изучению прилагательных в стабильном учебнике авторского коллектива во главе с Т.А.Ладыженской и альтернативных УМК В.В.Бабайцевой и М.М.Разумовской.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
Приступая к исследованию, выдвигаем следующую гипотезу: процесс развития морфологических умений учащихся на уроках русского языка, в частности, при изучении имени прилагательных, может протекать эффективно, если:
а) методическая работа по изучению имени прилагательного представляет собой целостную систему, включающую полноценное тематическое планирование, разработку уроков по повторение изученного и изучение нового материала, продуманную систему упражнений, а также материал для внеклассных занятий;
б) осуществляется регулярный контроль степени сформированности развития речи, в частности, знания тематических групп слов.
Методологической основой для написания работы послужили положения методик преподавания частей речи В. В. Бабайцевой, М. Т. Баркова, Г. А. Богдановой, А. М. Бородич, Ф. К. Гужвы, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, М. М. Разумовской.
В работе использовались следующие теоретические методы исследования: анализ научной, учебной и методической литературы по проблеме методики преподавания имени прилагательного.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в дипломной работе проведен анализ педагогической литературы по лингвистическим основам изучения имени прилагательного, рассмотрена методика преподавания русского языка в средней школе, проанализированы программы стабильного и параллельных учебно-методических комплексов изучения русского языка, а также проведен сравнительный анализ методики преподавания имени прилагательного в школе по учебникам Т.А.Ладыженской и альтернативным учебникам В.В.Бабайцевой и М.М.Разумовской.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы проведенного исследования и разработанные конспекты уроков по теме «Имя прилагательное» могут быть использованы для практического применения в работе педагогов средней школы, а также для семинарских занятий со студентами в педагогических вузах.
Структура работы определена целью и гипотезой исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
К именам прилагательным относят разряд слов, которые обозначают признаки предмета и имеют зависящие от существительного (называющего этот предмет) формы рода, числа, падежа2: «красный шар», «бревенчатая изба», «летнее утро». В предложении имена прилагательные являются либо определениями: «Как хорошо тогда мне вспомнить знакомый пруд и хриплый звон ольхи» (Ес.), либо именной частью составного именного сказуемого: «Мы были высоки, русоволосы. Вы в книжках прочитаете, как миф, о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы» (Н.Майоров).
В зависимости от значения и грамматических свойств прилагательные делят обычно на три разряда:
Относительные прилагательные называют такой признак, который количественно не меняется и выражается опосредованно, через отношение к чему-либо: материалу («льняная рубашка», «кирпичная стена»); времени («утренний спектакль», «вчерашний день»); действию («спальный вагон», «копировальная бумага», «курительная комната»); месту («арбатский переулок», «северный олень»); предмету («столовое серебро», «вишневая косточка»); явлению («застойный период», «арендный подряд») и т.д. Каждое относительное прилагательное может быть заменено синонемичной ему конструкцией со словом, от которого прилагательное образовано («льняная рубашка» - «рубашка из льна», «арбатские переулки» - «переулки Арбата»). Общность значения всех относительных прилагательных в том, что они называют постоянные признаки предметов и явлений.
Относительные прилагательные образуются с помощью суффиксов: -н- (оконченный), -енн- (соломенный), -онн- (порционный), -ан- (кожаный), -ян- (полотняный), -ическ- (гидравлический), -ов- (дымовой), -ев- (строевой), -ск- (французский) и др.
Притяжательные прилагательные - это группа прилагательных, обозначающих принадлежность лицу или животному (они образуются с суффиксами –ин-, -ын-, -ов-, -ев-, -иj-, которые присоединяются к существительному, обозначающему данное лицо, данное животное): «мамин подарок», «подружкин рассказ», «отцово наследство»; «лисья нора», «собачий лай».
В отличии от качественных
и относительных
В устойчивых выражениях, географических наименованиях (которым вообще свойственно сохранять непродуктивные в современном языке формы) притяжательные прилагательные с суффиксами –ов-, -ев-, -ин-, -ын- встречаются достаточно часто: «крокодиловы слезы», «ахиллесова пята», «Магелланов пролив», «Баренцево море». Их содержат и некоторые терминологические наименования: «евклидова геометрия», «кесарево сечение».
Притяжательные прилагательные являются и такие фамилии, как Иванов (Иванов сын), Петров, Сидоров и пр.
Прилагательные с суффиксом –иj, указывающие на принадлежность животному, стилистически не отмечены и поэтому ничем не ограничены в своем употреблении.
Качественные имена прилагательные служат прямыми наименованиями таких признаков, которые воспринимаются нами непосредственно, как природные свойства данного предмета или явления.
Семантическое своеобразие качественных прилагательных состоит в том, что они способны обозначать признаки двоякого рода5:
1) признаки, объективно присущие донному предмету, независимо от отношения к ним со стороны говорящего (высокий дом, глубокий колодец, старый человек, твердый камень, черная земля, слабые мускулы);
2) признаки, не
только объективно присущие
С учетом содержательной стороны признаков в составе качественных прилагательных могут быть выделены различные тематические группы:
Информация о работе Методические рекомендации по изучению имени прилагательного в школе