Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа
Объект исследования - методика преподавания русского языка.
Предмет исследования - методика преподавания имени прилагательного в средней школе.
Целью исследования является изучение методики преподавания имени прилагательного в средней школе, а также сравнительный анализ систем упражнений по изучению прилагательных в стабильном учебнике авторского коллектива во главе с Т.А.Ладыженской и альтернативных УМК В.В.Бабайцевой и М.М.Разумовской.
Таким образом,
прилагательное в лексическом аспекте
обладает богатейшим набором самых
разнообразных денотативных и коннотативных
значений, что позволяет ему служить
одним из главных средств живописания
и изобразительной инструментов
В школьной грамматике семантическая характеристика имени прилагательного сводится, по сути, к лексико-грамматической характеристике, и не затрагивает семантику. Семантику прилагательного и его грамматические особенности следует объяснять учащимся на синтаксической основе, при помощи анализа смысловых и грамматических связей между прилагательным и тем существительным, к которому оно относится в составе словосочетания.
Сравнение объема изучаемого материала в программах по русскому языку для средней школы Т.А.Ладыженской, В.В.Бабайцевой и М.М.Разумовской показало, что в силу направленности на компенсирующее обучение курс русского языка по программе М.М.Разумовской и П.А.Леканта строится на началах внутренней интеграции между языковым и речевым компонентами. Данная программа рекомендует как можно скорее непосредственно обратиться к практической работе. Систематизации знаний помогает работа над термином «морфологические признаки имен прилагательных».
Программа Т.А.Ладыженской представляет собой практический курс русского языка для учащихся 5-9 классов. В ней существенно сокращен объем теоретических сведений и по-иному организованы ее разделы. В разделе «Имя прилагательное» главное внимание уделяется обобщению и систематизации ранее изученного, и только частично материал изучается как новый.
Программа В.В.Бабайцевой представляет собой практический курс русского языка для учащихся 5-9 классов. В одних случаях материал изучается как новый, в других — дается в порядке повторения и обобщения. В соответствии с практической направленностью обучения во всех классах в разделе прилагательных представлены вопросы орфографии и пунктуации.
Рассмотрим представленность тем при изучении имени прилагательного в различных школьных учебниках, представляющих альтернативные курсы русского языка для средней школы.
Программа компенсирующего обучения реализуется с помощью учебников «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта.
Распределение часов по теме дается общее для уроков языка и речи. По каждому классу остается резерв времени на усмотрение учителя. В шестом классе изучаются следующие темы:
I. 1. Имя прилагательное как часть речи. Начальная форма (повторение).
Тематические группы имен прилагательных.
Основные способы образования имен прилагательных (ознакомление).
Правописание не с прилагательными.
Склонение имен прилагательных (закрепление).
Правописание падежных окончаний имен прилагательных (повторение).
Разряды имен прилагательных по значению: качественные, относительные и притяжательные. Степени сравнения качественных имен прилагательных (ознакомление).
Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении (ознакомление).
Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий.
2. Роль имен
прилагательных в
Подбор синонимов и антонимов к именам прилагательным в составе текста; подбор эпитетов с помощью словаря эпитетов; составление словосочетаний, в которых имя прилагательное характеризует предмет и человека; употребление имен прилагательных в переносном значении.
Роль прилагательных в научной и деловой речи.
Употребление прилагательных в переносном значении.
Этикетные слова.
Правильное произношение имен прилагательных.
3. Морфологический разбор имен прилагательных.
II. Речевая деятельность.
1. Выразительное чтение художественных текстов.
2. Списывание
текстов с именами
3. Информационно-смысловая обработка словарной статьи из словарей синонимов, эпитетов, антонимов, фразеологизмов.
4. Письмо:
— письменные ответы на вопросы об имени прилагательном и его правописании;
— изложение по тексту описательного характера (100-110 слов);
— сочинение-рассуждение «Как я понимаю пословицу Добрая слава дороже богатства или Маленькое дело лучше большого безделья».
В определении
имени прилагательного как
Значительное время отводится работе с учебником: предусматривается не только чтение параграфа, но и составление таблиц, опорных схем и т. п.
Содержание изучения имени прилагательного по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А. Тростенцовой включает:
Повторение. Изменение прилагательных. Краткая и полная форма прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Основные сведения. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных, их образование (практически).
Образование прилагательных с помощью приставки не-, суффиксов –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-), -к-, -ск-.
Образование сложных прилагательных.
Орфография. Правописание не с прилагательными. Правописание гласных и согласных в суффиксах ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-). Различение на письме суффиксов -к-, -ск-. Правописание сложных прилагательных.
Синтаксис и пунктуация. Однородные и неоднородные определения, выраженные качественными и относительными прилагательными. Запятая между однородными определениями.
Содержание изучения имени прилагательного по учебнику В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой включает:
Понятие о прилагательном. Определение, общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки прилагательных.
Разряды прилагательных по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
Полные и краткие прилагательные. Склонение полных прилагательных.
Притяжательные прилагательные с суффиксами –ий, -ин (-ын), -ов (-ев).
Степени сравнения прилагательных.
Словообразование прилагательных. Словообразование прилагательных с помощью суффиксов, с помощью приставок, с помощью сложения основ.
Повторение. Изменение прилагательных. Краткая и полная форма прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Орфография. Правописание не с прилагательными. Правописание гласных и согласных в суффиксах ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-). Различение на письме суффиксов -к-, -ск-. Правописание сложных прилагательных.
Как показывает сравнение учебников, по программе М.М.Разумовской и П.А.Леканта дается гораздо более материала для изучения прилагательных, чем у В.В.Бабайцевой и Т.А.Ладыженской. В частности, по учебнику В.В.Бабайцевой не изучаются такие важные темы, как «анализ образных средств с прилагательным — определительным словом», «эпитеты», «роль прилагательных в научной и деловой речи», «употребление прилагательных в переносном значении» и другие.
По учебнику Т.А.Ладыженской и др. не изучаются такие важные темы, как «прилагательные полные и краткие», «анализ образных средств с прилагательным — определительным словом», «эпитеты», «роль прилагательных в научной и деловой речи», «употребление прилагательных в переносном значении» и другие.
Тематическое планирование составлено по учебнику для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростецовой и др.
Морфологический разбор имени прилагательного. (1 ч.) § 53.
Шестиклассники сравнивают схемы разбора прилагательных на с. 9 и с. 121, отмечают, какие новые пункты включены в план разбора, называют признаки постоянные и непостоянные, знакомятся с образцами устного и письменного анализа прилагательных, после чего разбирают выбранные ими прилагательные (упр. 302, 303, 304). При выполнении упр. 303 дети доказывают, что данный текст представляет собой художественное описание зимнего леса, его цель — воздействовать на мысли и чувства читателей. Автор рисует фантастическую картину леса, наполненного диковинными снежными фигурками. Учащиеся показывают, какими средствами достигается выразительность этой картины: они находят метафоры, олицетворения, сравнения; прилагательные, обозначающие цвет; эмоционально окрашенные слова; отмечают разнообразие синтаксических конструкций. Повторение одних и тех же слов (вдруг зашепчутся, зашепчутся деревья), использование бессоюзных сложных предложений, фразеологизмов («Хочешь увидеть их— поторопись. А то дунет ветер — поминай как звали1.») придают тексту разговорный характер.
Выборочное изложение «Ужасная ночная метель» (по повести А. Пушкина «Метель» — упр. 297) (1 ч.).
Цель предстоящей работы — выбрать из повествовательного текста то, что составляет описание ночной метели. Школьники читают отрывок из повести А. Пушкина, находят в словаре разъяснение слова метель («сильный ветер со снегом», «вьюга»), объясняют, почему в повести сказано «поднялся ветер»; о силе ветра можно судить по тому, что произошло дальше: «...сделалась такая метель, что он [Владимир] ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой... небо сли-лося с землею» и т. д. Ученики выбирают материал для описания ветра, снега, неба, земли. В написанном изложении подчеркивают качественные прилагательные.
Не с прилагательными. (2 ч.) §54.
Словарный диктант:
Волчья нора, искусный резчик по дереву, с талантливыми умельцами, художественные промыслы, простираться за пределы округа, расстилаться по земле, кратчайшая дорога, безжалостный огонь, примятая трава, ранние сумерки, на территории России, природа Северного Урала.
Рассматривая материал для наблюдений (с. 123), шестиклассники убеждаются, что прилагательные с не пишутся и слитно, и раздельно; сопоставляют орфографическое правило с аналогичным правилом правописания не с существительными; знакомятся с образцами рассуждений и, применяя их, выполняют тренировочные упражнения (305—310). В заключение повторяем правописание не со всеми изученными частями речи (упр. 311) и орфограммы-буквы в корнях и окончаниях слов (упр. 312).
Буквы o/e после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. (1 ч.) § 55.
Рассматриваем образование прилагательных от существительных при помощи суффикса -ое- (-ев-) (упр. 313), анализируем орфографическое правило и способ обозначения орфограммы № 37 на письме. Новое правило вводится в систему аналогичных правил (орфограммы № 18, 35). Дети группируют слова по видам орфограмм (упр. 314). Следует предупредить учащихся о написании слова дешевый, в котором нет суффикса.
Сочинение — описание пейзажа (1 ч.).
Сочинение-описание пейзажа по личным впечатлениям. Сложный план при описании пейзажа. Описания разных типов местности, пейзажа. Выборочное изложение с описанием пейзажа. Сочинение-описание пейзажа по картине (например: А. А. Пластов. «Первый снег»; И. Э. Грабарь. «Сентябрьский снег»; К. Ф. Юон. «Конец зимы. Полдень»).
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. (3 ч.) § 56.
Знакомство детей с суффиксальным способом образования слов. Предлагаем образовать прилагательные от существительных снег, старина, станция, солома, утка, песок, нефть, выделить словообразовательные суффиксы. Учащиеся выделяют слова с одной и двумя буквами н, после чего читают орфографическое правило (с. 127), графически обозначают орфограмму № 38. При выполнении упр. 316, 317 школьники определяют значение суффикса -ин-, усваивают написание слов с этим суффиксом. Среди прилагательных с суффиксом -ан- (-ян-) (упр. 318) выделяем слова-исключения; этот суффикс имеет значение «сделанный из...», «предназначенный для...». Суффиксы -«-, -онн-, -енн- этих значений не имеют (за исключением слов соломенный, клюквенный, тыквенный и нек. др.). Упр. 319 знакомит учеников со значением, правописанием и произношением слов, образованных от слова ветер (можно сказать и о написании нн в сочетании подветренная сторона). Упр. 321 обращает внимание шестиклассников на слова зеленый, свиной, синий и др., в которы
Информация о работе Методические рекомендации по изучению имени прилагательного в школе